телеманн

Dec 15, 2012 20:40

Сел на больничный, так сразу появилось время слушать музыку и пробовать интересные чаи. Вспомнились отчего-то скрипичные фантазии Телеманна. Слушал даже не с более известным Манце, а с менее известной Хомбургер, которая мне раньше не нравилась. Ну, да это было давно, и теперь я ничего особенно плохого в её игре не чувствую. Музыка, как мне и запомнилось, поражает воображение. Телеманна легко списывать со счетов за производительность, считать эдаким поставщиком музыкального фона эпохи; так часто делают, но если знать, что слушать, то портрет вырисовывается совершенно другой. У него есть, скажем, малоизвестный набор сонат для двух флейт - сначала слушаешь, как набор общих мест, а потом замечаешь, что там каждая часть - строгий канон. А потом и другие вещи замечаешь, и уже не общие места получаются, а изобретательная, интересная музыка.


Listen or download fantasies-no01-b flat-maj i-largo for free on Prostopleer

В скрипичных фантазиях это услышать гораздо проще. Особенно во многих медленных частях, где идёт постоянное обновление материала, иногда совершенно непредсказуемое. Стандартные барочные формулы используются почти везде, но если возникает секвенция, то никогда не знаешь, из чего именно она случится, и когда именно она закончится. Largo, открывающее цикл, начинается с чаконы, и когда оная заканчивается - довольно скоро - по инерции всё равно слушаешь, как вариации, и только во второй половине вещи понимаешь, сколько всего произошло, пока ты ждал возвращения нисходящего остинатного баса. Похожий эффект и в Dolce, первой части седьмой фантазии - открывающие вещь такты можно принять за ещё одну чакону, но на самом деле нисходящий бас есть просто второй голос в скрытом двухголосии; он появится ещё пару раз, каждый раз в новом контексте, как краска, которой намечают невидимую, несуществующую форму. Вот из-за таких-то структурных ухищрений пресловутые формулы начинают жить по-настоящему. На пресловутом Largo отмечаешь не очередной типовой affekt, а то, что ты сам реагируешь на содержание. В сицилиане, с которой начинается девятая фантазия, ждёшь спокойного, укачивающего ритма, а получаешь нервные фразы с выписанным эхо, которые и ведут тебя дальше.


Listen or download fantasies-no07-e flat maj i-dolce for free on Prostopleer


Listen or download fantasies-no09-b min i-siciliana for free on Prostopleer

Интересно сравнивать эти вещи с баховскими сонатами и партитами. Только не сталкивая их лбами - ясно, что у Телеманна нет полуторачасовой Чаконы, что его фуги всего лишь маленькие игрушки по сравнению с фугой из первой сонаты, и т.д.; "мы любим его не за это" (с). Бах никогда не пускается в игры со слушателем, подобные тем, что я описал; каждая полноценная фраза получает достойную секцию, а то и повтор оной; но гармонически это гораздо более богатая музыка. Телеманновские формулы оживают за счёт контекста, а баховские - за счёт собственных, доселе скрытых, ресурсов. Слушать это, конечно, нужно по-другому.

(Прощу прощения, если у кого prostopleer в прошлых постах загадил ленту рекламой. Не знал, что она там есть, у меня AdBlock всё режет. Я ещё думал, чего это у них столько пустого места после блока? Эх. В общем, сейчас должно быть нормально.)


Ещё забавно, что постоянная смена материала у Телеманна напомнила мне о DJ Qbert'е, о котором я где-то тут уже писал. Всё то же самое, только материал подаётся на бешеной скорости, и я до сих пор не знаю, как это умещать в голове при обычном прослушивании. А нот-то нет, да.


Listen or download DJ QBert Razorblade Alcohol Slide for free on Prostopleer

Описанный феномен начинается с 46-й секунды и представляет собой бесконечные вариации на где-то 1-2 секундный сэмпл, по которому ездят иглой проигрывателя. Такие дела.

старинная музыка

Previous post Next post
Up