Dec 07, 2012 01:12
Углядел вчера, что, кажется, в 2011 году чуть ли не в The New York Times некий популяризатор делал серию познавательных видео про классическую музыку, с целью выявить критерии величия композитора. А закончил цикл лаконичной статьёй, в которой распределил композиторов в топ 10. В комментариях, ясное дело, много людей всех возрастов, вежливо (или не очень) спорящих с популяризатором. И статья, и комментарии пестрят идиотской логикой типа "у X недостаточно формы, а у Y её достаточно", "X и Y равной величины композиторы, но X был приличный человек, потому его нужно выше", и радостными обобщениями про то, как X определил, Y переопределил, а Z предвосхитил. Весь этот знакомый контингент, такой обычный в соответсвующих местах - люди, любящие Классическую Музыку, Классическую Живопись, и Классическую Прозу. Почти никто из них всерьёз не разбирается ни в чём из перечисленного, но этого им и не нужно. Как те милые люди, написавшие текст в недавнем альбоме Брейгеля, вышедшем у Flammarion - пишут бесконечные восхваления гениальной технике Великого Мастера, по которой его узнаёшь сразу и везде, и притом совершенно не видят противоречия с тем, сколько проблемных картин Брейгель/не Брейгель они включают в каталог (если у него такая восхитительная, индивидуальная техника, откуда же могут взяться многочисленные проблемы с определением авторства?).
Если цивилизация продолжит развиваться без глобальных катаклизмов, сколько продержится этот культ? Он уже, кажется, потерял почти всю осмысленность. Средний посетитель какого-нибудь talkclassical умеет связно излагать свои мысли и обладает большим словарём, но когда речь заходит об анализе музыки или исполнений, мало кто может говорить по существу, и риторика вырождается в описанную выше. Фантаст средней руки легко вообразит себе ценителей Настоящего Рока, живущих в 23ьем веке, слушающих Led Zeppelin. Но можно ли вообразить в 23ьем веке ценителей музыки Баха, Моцарта, Бетховена, которые бы продолжали считать их музыку лучшим, что было в музыке создано? С одной стороны, люди быстро забывают. Иллюстрации, вроде бы, не требуются. С другой стороны, сейчас музыки и искусства вообще так много, что новый Главный Ориентир выбрать невозможно. А люди любят, чтобы был Главный Ориентир, потому что они так устроены; поэтому у классики есть шанс остаться в качестве оного. И можно себе представить, как поклонение постепенно становится уже совершенно слепым, как нынешнее знание Библии у среднего "вроде бы верующего" человека - даже и речь о верующем человеке сейчас вести сложно, вот до чего дошло.