По следам месячной давности споров с
nomen_nescio , зол зайн гезунд ун штарк (, а теперь и с
uri_superfin, тоже зол зайн гезунд ун штарк).
Без интеллекта - никуда. Это данное. Об этом нельзя забывать. И следует рассматривать любой феномен, исторический ли, научный ли, алахический ли, философский ли, со всех сторон, анализировать его, подвергать сомнению, и только так можно прийти к истине.
Но не совсем. И это "не совсем" можно объяснить интеллектуально. Т.е. интеллектуально отметить границы интеллекта.
И легче всего это сделать несколькими цитатами из hАйом-йома, потому что зачем я буду изобретать лингвистический велосипед, если эти мысли уже облечены в потребляемую форму?
При этом следует иметь в виду, что Хабад по определению делает упор на интеллект, но бесконечность интеллекта - существенно ограниченная бесконечность по сравнению с бесконечностью сущности души.
5 Тевеса.
Когда придёт Мошиах, мы сможем постичь величие hодаа - "признания" (Всевышнего) и "тмимус" - (искренности, простодушия, совершенства в подчинении Всевышнему), величие чистой веры во Всевышнего, Его Тору и заповеди. Талмуд, в смысле - изучение, - даже на самом высоком уровне по определению ограничен. Но hодаа - безграничное чувство. А Мошиах объяснит нам величие тмимус - сердечного искреннего служения.
10 Тевеса, в день поста, hАйом-йом (подразумевая, видимо, причины разрушения Храма, а именно - беспричинную ненависть) говорит:
Цемах-Цедек на йехидусе сказал одному человеку: У Йешаяhу сказано: "Пусть нечестивый оставит свой путь, а человек греха (овен) - свои мысли". Слово овен - грех - и он - мощь - пишутся одинаково (и, соответственно, обозначают похожие понятия). Как нечестивый должен оставить свой путь, т.к. без раскаяния нельзя приблизиться к святости, так и "человек силы (греха)", твёрдо уверенный в своей правоте, должен "оставить свои мысли", а именно: "Я так сказал (Я с большой буквы), Я так считаю!"
Каждое "Я" - источник зла и причина раздора.
И ещё из 12 Тевеса:
Ребе Рашаб сказал в 5648 (1887) г. на Симхас Тойро:
Даже самые великие умы обязаны отложить в сторону свой интеллект и не следовать своему рассудку и знаниям. Ибо слишком велик риск сбиться с пути, и конец может быть горек. Самое главное сейчас - в дни "шагов Мошиаха" - не следовать за интеллектом и "здравым смыслом", а выполнять повеления Торы от всего сердца, с простой верой в Б-га Израиля".
(Подсказка для осознания - тот, кто решил, что последнее высказывание отрицает то, что Хабад делает упор на интеллектуальное постижение, понял в корне неправильно)