79.
Все, что имеет отношение к нашему праотцу Аврааму, с которого началась эра Тикун1, - выше "десяти ладоней"2 и существует вечно. Причем, хотя и выше "десяти ладоней", но в непосредственной близости к "десяти ладоням"3. "Выше" в данном случае означает "сверху в непосредственной близости". Соответственно, б-жественная энергия трансцендентного уровня святости легко нисходит в пределы "десяти локтей"4.
Примером подобного может служить маленький ребенок. Чтобы он не упал, отец держит свои руки вокруг него5.
Рош-Ашана, 5704 (Сефер Асихот, 5704, стр. 9).
1 Одно из различий между интенсивно духовным первичным хаосом, который называется мир Тоу (букв. Хаос), и упорядоченным и сравнительно ограниченным состоянием, которое превосходит мир Тоу и называется мир Тикун (букв. Исправление), состоит в следующем: в мире Тоу каждая из составляющих его Б-жественных эманаций или атрибутов действует независимо, будучи не в состоянии обьединиться с противоположным атрибутом; в мире Тиккун составляющие его Б-жественные эманации или атрибуты не только допускают существование противоположных атрибутов, но и способны обьединяться друг с другом, один может включать в себя другой и помогать ему. В данном контексте эра Тикун, начинающаяся с момента избрания Авраама Всевышним, это эра получения Торы еврейским народом. До получения Торы святость и будничность не могли пересекаться. Дарование Торы сделало возможным раскрытие святости в физическом мире.
2 Высота "10 ладоней" (около 80 см) - аллегория, использующая законы "субботних владений". Т.н. "общественное владение" распространяется в высоту на 10 ладоней, а выше идет "частное владение". Аллегория "10 ладоней" относится к физическому миру.
3 Т.е. все, что связано со святостью, - выше материального мира, так как в этом и состоит суть понятия святости - то, что выше материального мира. Однако, все, что связано со святостью мира Тоу, находится недостижимо высоко по отношению к физическому миру, а все, что связано со святостью мира Тикун, находится "сверху в непосредственной близости ".
4 Б-жественный свет, несущий энергию творения, проявляется в двух видах: макиф ("облекающий", "окружающий") и пними ("проникающий", "имманентный"). Трансцендентный свет макиф настолько возвышен и силен, что не облекается в сотворенные миры, как это происходит со светом пними, а как бы облекает их. Есть несколько уровней света макиф. Уровень макиф, относящийся к миру Тикун, непосредственно "прилегает" к сотворенным мирам и за счет этой "близости" оказывает влияние на них.
5 Ребенок, едва начав ходить, делает шаги собственными силами - аналогия энергии пними. Отец, чтобы не допустить падения ребенка, держит свои руки вокруг его тела - аналогия энергии макиф.