Прислали уже какое-то время назад видео. Какой-то хасид на фарбренгене в узком кругу, весело поддатый, рассказывает.
Вчера я услышал замечательную историю, которую рассказал рав Эллер.
Реб Элиезер Нанес провёл двадцать лет в заключении в Сибири. Когда он приехал в Америку, он остановился у рава Эллера. Там были дети рава Эллера, и реб Элиезер спросил, что они учат.
- Мишну, - ответили они.
- Можете её рассказать наизусть?
- Неее.
- Что?! Вы не знаете мишну наизусть?! Не знаете Танию наизусть?! Если бы не немного Мишны, немного Тании, которые я знал наизусть, как бы я пережил эти двадцать лет в Сибири?!
И реб Элиезер рассказал следующее. Один раз он сделал там что-то такое, что его послали на расстрел. Убить его должен был конвоир, который по большому счёту тоже был как заключённый. Этот конвоир был парень, который учился ранее в Телзской йешиве. И вот они идут по снегу к лесу, и реб Элиезер спрашивает его:
- Ты что, действительно собираешься меня застрелить?
- Конечно.
- Нет, кроме шуток?
- Да.
- Почему?!
- Потому что если я не застрелю тебя, застрелят меня. А в Геморе говорится: "Май хозас дедомо дидох сумак тфей?" - "Чем твоя кровь краснее моей?" Чья-то кровь прольётся в любом случае! Ну так это вполне может быть твоя.
Реб Элиезер посмотрел ему в глаза и заявил:
- Единственная причина, по которой ты способен использовать Гемору, чтобы оправдать и логически обосновать то, что ты убиваешь кого-то, это потому что ты никогда не изучал хасидус! Тот, кто изучал хасидус, никогда не сможет использовать Гемору, чтобы оправдать себя в убийстве!
Тельзского парня это задело. Он ошеломлённо замолчал, а потом сказал:
- Знаешь что? Я возвращаюсь и скажу начальникам, что автомат заело. Я мол попытался, но автомат не сработал. Но при условии, что ты будешь со мной учить хасидус.
Они договорились, и с того дня реб Элиезер глубокой ночью выбирался из своего барака и кричал: "Шхинто беголусо!" - Б-жественное Присутствие в изгнании! И издалека отвечал голос "Вай! Вай!"
Это был знак между ними, реб Элиезер знал, к какой сторожевой вышке идти, где этот Тельский бохур нёс конвойную вахту, и они начинали заниматься. И так они дошли до 17-й главы Тании, после чего реб Элиезера перевели в другой лагерь.
Когда он уже на свободе написал свою книгу "Суббота" (под псевдонимом Аврагам Нецах), он не включил этот эпизод, потому что боялся, что советские власти найдут тельского парня, и ему придётся несладко.
История здесь не кончается.
В Краун-Хайтсе жил еврей по фамилии Пличеник (Поляченко?), он потом переехал в Боро-Парк. У него был брат, который в юности тоже был в лагере, причём в том самом. И он часто упоминал, что был свидетелем, как для одного еврея происходило раскрытие пророка Элияу. Как это было? Глубокой ночью Элиезер Нанес выходил из барака и кричал: "Шхинто беголусо!" И эхо Б-жественного голоса звучало с небес: "Вай! Вай!"
И вот когда Элиезер Нанес после освобождения приехал в Америку, этот Пличеник прибежал к нему, пригласил к себе, рассадил вокруг него всех своих детей и воскликнул:
- Реб Лейзер! НУ! Расскажите нам про раскрытие пророка Элияу!
- Я! Раскрытие Элияу? А я тут при чём?
- Как же! Я же знаю историю от моего брата! Вы кричали: "Шхинто беголусо!" и бас-кол отвечал: "Вай! Вай!"
Реб Элиезер рассмеялся и рассказал, ка он учился с Тельским бохером.
- Ой! Ой! - сказал Пличеник. - Вы убили веру моих детей! Теперь они знают настоящую историю, и там нет никаких чудес!
Но на самом-то деле тот факт, что два еврея в сибирском лагере вместе изучали Танию наизусть - гораздо большее раскрытие Элияу, чем если бы бас-кол - эхо Б-жественного голоса - кричал с Небес "Вай! Вай!"
This entry was originally posted at
https://ykh.dreamwidth.org/130270.html. Please comment there using
OpenID.