"Отключаемый друг лучше двух живых" (с)

Jul 21, 2015 18:05

Моя работа продолжается. Интересная у меня она. Я всегда учу своих студентов, что отключить собственные эмоции невозможно. И вот мы, врачеватели душ, сами корчимся на сковородке своих переживаний, а люди вокруг ждут. Ждут, что ты им поможешь, расскажешь, спасешь, разведешь все беды волшебными словами и чудодейственными средствами. А мы корчимся. И помогаем, спасаем, рассказываем...
А потому рассказываю) И даже с поэтической иллюстрацией)
Итак, в ходе исследоваия выяснилась одна вещь - труднее всего людям даются тесты с открытими ответами, где надо что-то написать про себя. Мы давно заметили, что простенькое упражнение "Расскажи о себе за одну минуту" на самом деле очень трудное. Кроме биографических данных, состава семьи и занимаемой должности с пересказом должностной инструкции редкий человек может что-то рассказывать. Мы просим: "О себе". И очень часто слышим в ответ: "Так не знаю я о чем говорить. Я как все". Вот и в исследовании самый долгий и нудный тест с "нормальными" школьными задачками вызвал напряжение всего лишь у одного участника из 20. Но про то, что на описание линии жизни или заполнение теста, где надо анализировать свое состояние и планировать свое и только свое будущее, уходит несколько часов, а то и не один день, написали сразу пятеро. Казалось бы, немного. Но тенденция очевидна.
И при этом обращает на себя внимание тот факт, что заполнение именно этих тестов стало и терапевтической процедурой. То, как меняется тон, стилистика, общая энергетика от первых робких фраз к выводам, заметно невооруженным глазом. Академические психологи меня, безусловно, упрекнут в ненадежности и методов, и выводов. Да, сегодня я не могу подтвердить все немыслимой матстатистикой. Но дайте время!
А пока наблюдения и размышления. В наш век информационых технологий только ленивый не писал о сокращении в жизни людей "живого" общения, зависимости от гаджетов и интервенции соцсетей во все сферы существования человека. Не проходит месяца, чтобы в сети не появлялся призыв или очередное жизнеописание "известного" человека, призывающие отключить ФБ и прочие прелести "подключения к всемирному сознанию". Появляются и пропадают в потоке другого, интересного и не очень контента. Мы все также в сетях, наши дети тоже там же и все больше мы понимаем, что первобытное существование на природе - это прекрасно, но... Я не буду много об этом писать, просто обозначаю рамки рельности, в которой мы существуем. Как пример, все мы любим бумажные книги. В отпуске, на природе, вне работы и желательно вне семьи, потому что бумажная книга требует времени не только на чтение, но и на чувствование, и на переживание. В остальное время у нас нет времени, нам надо быстро, компактно, по делу и эффективно. Мы живем в информационном обществе, которое имеет свои правила и законы. И это приходится признавать. От него можно сбежать. Или научиться в нем жить. Особенностями его является то, что мы контролируем пространство своего общения. С кем, как, когда и сколько общаться в сети решается очень просто. Мы не связаны условностями и законами живого общения. Добровольность контактов - это свобода. Но это и одинчество. Здесь минимум обязательств и максимум творчества. Мы можем здесь быть такими, какими хотим. И мы здесь никому не нужны. Это новое, абсолютно новое, общество и совсем другое общение.
И психологам надо понять - человек сейчас другой, живет по-другому и мыслит иначе. Меняются скорости общения. И барьеры общения, описанные в классическом учебнике, сейчас другие.
И вот наше с вами обследование тому подтверждение) Опосредованное общение психолога и испытуемого дает последнему чувство безопасности. Нет необходимости немедленно реагировать и соответственно страха, не надо "держать" ни лицо, ни спину. Психолог никак не может повлиять на результат, потмоу что лишен возможности одобрять или не одобрять, подгонять или притормаживать. При этом испытуемый знает - на том конце есть человек, который будет оценивать. И значит. испытуемый старается. И еще - он очень хочет узнать о себе, ему мало кто раскажет это, тем более в сети. И потому он старается еще больше. А в отсутствие тех самых барьеров (личного отношения, вдруг возникших симпатии или антипатии и еще чего-то малоуловимого, но так хорошо описанного у Готсданкера) он погружается в себя и идет по тесту, очень старательно рефлексируя и, как оказалось, терапевтируя себя. Потому что в обычной жизни и рутинной обыдености ему некогда думать о себе, да и не принято, и не научили. Не умеем мы думать и рассказывать о самом близком - о "я". А тут такая возможность.
Когда-то Фрейд (ну, или Ницше, если верить Ялому)) придумал кушетку, чтобы терапевт не мог повлиять на поток свободных ассоциаций пациента. Сегодня мы придумали (и попробовали!) опосредованное общение психолога и испытуемого. (Не путайте только с лжетерапией и прочей лжепомощью по скайпу или электронной почте!). В этом общении есть законы и закономерности, правила и требования, этика и этикет. Но это уже специально для психологов мы обязательно опишем в методичках и практических руководствах.
А сейчас... мы с вами молодцы!

И обещанное стихотворение, гениальное уже даже своей строчкой - той, что вынесена в название. А вообще оно про наш мир и наше время с их изломами, настроением и энергией.

Выход на замену
Evanescence в ушах и в горле ком.
Мир опять останется в дураках.
Он умеет, увы, быть ранящим дураком,
Идиотом, но с топором в руках.

Мир умеет накипью застывать,
Ломким инеем ржавчины на трубе,
И проигрывать только, чтобы опять
Возвращаться стенами до небес.

Ну а я уподоблюсь ветрам, взлечу -
Разве стены способны сдержать меня?
Обретаю трехмерность и в ней учусь
Evanescence на Фабиан заменять.

Заменять людей на страницы книг -
Отключаемый друг лучше двух живых.
Это счастье - впечатанный в небо миг
Средь слоистых, перистых и кучевых. (А.Моров)

наука, институт практической психологии, работа, проект, размышления, консультирование, психология

Previous post Next post
Up