Когда душа просит порции рукотворной красоты, я приезжаю в Султанахмет, чтобы погулять по Изразцовому павильону - одному из старейших памятников архитектуры, входящему в комплекс Археологического музея Стамбула.
Двухэтажное здание построили на территории первого двора дворца Топкапы по приказу султана Мехмеда Фатиха ( того самого, который завоевал Константинополь).
Это единственный в Стамбуле пример ранней османской постройки, где прослеживается влияние сельджуков.
Создателем павильона называют то персидского архитектора Камеледдина, то османского архитектора Атика Синана, но достоверного источника информации на сегодняшний день не обнаружено.
Турсун Бей (историк времен Мехмеда Фатиха) просто описывает павильон как здание из стекла.
И в самом деле, павильон Чинили раньше называли " Стеклянным дворцом ".
В русскоязычных блогах часто пишут, что здесь размещался гарем султана. Эта версия не соответсвует действительности. Подумайте только, Стеклянный дворец состоит всего из шести комнат и лоджии с колоннадой. Как, скажите пожалуйста, туда могли утрамбоваться все султанские наложницы и жены?
Ну а теперь про то, зачем я сюда приезжаю.
Внутри и снаружи Чинили отделан чудесными изразцами. Из-за использования этих изразцов павильон и получил свое новое название ( чинили-изразцовый).
Айван в лучших традициях сельджукской архитектуры полностью покрыт цветной керамической облицовкой. Можно заметить его сходство с айваном медресе Сырчалы в Конье. Обратите внимание на белую надпись на темно-синем фоне, этот стиль арабской каллиграфии называется сулюс.
Шестиугольные изразцы и ниши в стенах помещений указывают на связь Чинили с архитектурными сооружениями Бурсы и Эдирне.
Треугольные плитки, которые обрамляют шестиугольники, похожи на крылья ветряной мельницы.
Витражные окна - ревзен.
Одна из ниш в комнате с видом на парк Гюльхане во времена султана Мурада Третьего была превращена в фонтан "Аб-и-Хаят" ( "Источник живой воды").
Он украшен позолоченными гирляндами цветов на белом мраморе. "Веер" в центре - это стилизованное изображение павлиньего хвоста в сопровождении самой фигуры павлина. Павлин еще с древнеримских времен считался символом вечной жизни и традиционно изображался вместе с другим символом бессмертия - водой.
Известно множество изображений павлинов на древних и средневековых чашах, кранах, фонтанах и бассейнах. Эту декоративную традицию унаследовала Византия, а от нее и Турция.
Символический хвост павлина часто можно увидеть на фонтанах культового предназначения, поскольку образы живых созданий помещать на них не приличествует.
В шести комнатах и центральном зале павильона разместилась коллекция керамики, демонстрирующая эволюцию этого искусства. В общей сложности в залах и хранилищах музея собрано около двух тысяч произведений искусства.
Примеры изразцов сельджуков дворца Кубадабад, 1236 г.
После захвата Стамбула в 1453 году началось массовое строительство.Богатые залежи высококачественной белой глины предопределили выдвижение на первый план города Изника ( Никея), находящегося в 90км к юго-востоку от Стамбула, в качестве главного центра керамического производства.
Уже к последней четверти 15 века вместо прежних шестиугольных изразцовых плиток здесь стали производить прямоугольные изразцы, покрытые синей подглазурной росписью по белом фону.
Основными формами изникской керамики стали изразцы, блюда, тарелки, кувшны, вазы и чаши, а также лампы, фляги и подсвечники.
1530-1545 годы
Керамические изделия изготавливались из белой глины, которая при обжиге давала светлый, довольно твердый и плотный черепок. В ранний период роспись производилась синей кобальтовой краской по белому фону, под прозрачной глазурью, причем использовались два оттенка кобальта: светлый для основной росписи и темный для контура.
1480 год
Тарелка из дворца Йылдыз, начало 16 века
Затем в цветовую гамму добавились оттенки зеленого, пурпурный, черный и красный цвета.
Многоцветный изникский кандиль из мечети Соколлу Мехмед-паша, 1570-1575 гг
Изникская керамика, конец 16 века
Многоцветная изникская керамика конца 16 века
Изразцы михраба мечети Имарет в Карамане, построенной эмиром Ибрагим-беем в 1433 году.
Фронтон, приблизительно 1575 год
Расцвет изникской керамики пришелся на вторую половину 16 века. Ее производство достигло максимального уровня, что было связано с общим расширением строительства в империи, достигшей апогея своего могущества.
Изникская керамика, роспись ангобами ( покрытие из жидкой глины, которое наносят до обжига), 16 век
Помимо Изника керамическое производство было налажено в Кютахье и Дамаске, но качество продукции, изготавливавшейся в этих городах, было несколько ниже.
В 17 веке наметился спад уровня производства керамики в Изнике, а к концу века производство практически полностью прекратилось.
Для 18 века наиболее узнаваема керамика из Кютахьи, более простая в орнаментах и изображениях. Эта керамика предназначалась не только для удовлетворения внутреннего спроса, но также поставлялась на экспорт в европейские страны.
Керамика, Кютахья, вторая половина 16 века
Керамическая подвеска для кандиля, Чанаккале, 18 век
В 20 веке производство керамики сущестовало в Чанаккале. Для этого центра характерны толстостенные изделия из красной глины, покрытые зеленой и коричневой глазурью, поверх которой иногда наносилось золочение.
Керамика Чанаккале 18-20 века
По ссылкам вы можете найти другие мои посты по теме " Керамика в Турции"
https://yilmazsoy.livejournal.com/107066.html https://yilmazsoy.livejournal.com/48298.html https://yilmazsoy.livejournal.com/48592.html