ИСПЫТАНИЯ ИРИНЫ

Sep 02, 2017 20:37

Сегодня отмечает день рождения Ирина Печерникова (1945), актриса с судьбой трагической, но состоявшейся.
Выпало на ее долю чересчур, что уж говорить.



Творческий путь Ирины сразу сложился в крайне привлекательный пазл, хотя по юному максимализму она допустила крупные просчеты.

Так Печерникова сходу отказалась от главной роли в «Кавказской пленнице…» Гайдая. Сначала Ирина объясняла свое решение тем, что боялась за работу в кино вылететь из театрального вуза, как вылетели Жанна Болотова за съемки в «Балладе о солдате» и Татьяна Самойлова за «Летят журавли». Но кто-то из ретивых журналистов не поленился сопоставить даты и тыкнуть ими Печерникову: какой вуз, когда Гайдай увидел вас впервые на дипломном спектакле?
Ирина раскололась, - актриса просто не поняла масштаба Гайдая. Ее одновременно пригласили в фильм-оперу «Каменный гость».



«Пробоваться с осликом или играть Пушкина - конечно, я выбрала классику»

Потом Ирина отказалась играть Гюльчатай в «Белом солнце пустыни».

«Съемки проходили летом, в пустыне, мне бы пришлось опять отказаться от отпуска и сидеть три месяца в жутких условиях, при том, что лицо бы мое показали всего раза три, все остальное под паранджей».

Но с третьего раза судьбе уговорить Ирину удалось. Вся страна увидела молодую актрису в «Доживем до понедельника».



Я не буду разбирать киношную карьеру Печерниковой подробно. Замечу только, что на протяжении 1970-ых она с экрана не слазила. И фильмы попадались годные: «Щит и меч», «Сказ про то как царь Петр арапа женил», «Два капитана». На мой взгляд, лучшие роли Печерникова сыграла в телеспектаклях «Страницы журнала Печорина» (княжна Мэри) и «Мартин Иден».



Впервые с изнанкой театральной профессии Печерникова столкнулась на втором курсе МХАТа, когда ее пригласили на роль в спектакль «Зима тревоги нашей». Так девушка попала в террариум единомышленников.
Вот что она рассказывала:

«Это было престижно, ответственно, и я впала в детскую эйфорию, наивно полагая, что в театре все безумно рады моему приходу. Но однажды случайно услышала - между гримерками оказались тонкие перегородки - разговор двух артисток. Они гадко меня обсуждали: «Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя - с Массальским и с Пузыревым».
…Я к тому времени ни с кем ни разу даже не целовалась. Услышав такую злобную характеристику, ахнула и кубарем, путаясь в ступеньках, скатилась с третьего этажа на второй. Забилась в кучу декораций и давай реветь. Это была не истерика - шок!»

У Печерниковой оказался сильный характер. В сочетании с талантом он творил чудеса.
После школы-студии МХАТ Ирина оказалась в труппе «Ленкома». Оттуда пришлось уйти после увольнения Анатолия Эфроса. Но Ирину уже ждал главный режиссер «Маяковки» Андрей Гончаров.
Там Ирина, хотя играла, не прижилась.
Выйдя замуж за польского музыканта актриса оказалась за границей. Когда брак развалился, вернулась назад. И обнаружила, что ее роли в труппе играют другие.

В 1978 Печерникова перешла в Малый театр, под начало Михаила Царева. Этим переходом она насолила весьма многим, ибо режиссер сделал ставку на новую актрису, предупредив: «Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: вас будут есть как минимум два года. А вы, по-моему, съедобная».
Печерникова рассказывала:

«Представьте - огромнейшая труппа! А репертуар в Малом обновляется медленно, спектаклей ставят мало, занятость у актеров минимальная. И тут приходит некто Печерникова и отбирает у людей последнее. Меня действительно ввели на все премьерные роли, оставив целый пласт актрис моего возраста на ближайшие годы без работы».

У этой удачи, однако, была обратная сторона.
Ирина надорвалась.
Плохое настроение, бессонница, отсутствие аппетита нуждались в профессиональных врачах, но актриса стала лечиться старинным русским способом, - бутылкой.

«Я пила тогда, когда душу железным обручем стягивала безысходность: хочешь - волком вой, хочешь - головой об стенку бейся. Много ли я принимала? Ровно столько, чтобы отключиться и уснуть, убежать от реальности. Среди ночи просыпалась, наливала еще и вновь вырубалась. В такие дни я не подходила ни к телефону, ни к двери. Практически не ела, да и не хотелось.
Вначале шампанское - мне хватало. Потом перешла на более крепкие напитки. Так продолжалось два года»

Самое плохое, - актриса не смогла удержать профессию. В возрасте 43-ёх лет она ушла из театра и больше на сцену не вернулась.

Впрочем, на тот момент речь шла о жизни. Ирина приняла решение лечиться, сдавшись в клинику Довженко.
Идя на сеанс кодировки, она встретила актера Александра Соловьева (все знают Красавчика из «Зеленого фургона»?), который оформлялся в регистратуре.



Встретились два одиночества.

Соловьев доживал во втором браке с актрисой Людмилой Гниловой, не желая наносить травму сыну. Едва ребенок достиг совершеннолетия, Соловьев ушел к Печерниковой.
Ирина ждала его шесть лет.
В браке они прожили три года.



1 января 2000 подобранного на улице Соловьева доставили в Склиф. Врачи диагностировали черепно-мозговую травму. Актер скончался, не приходя в сознание. Поскольку при нем не было никаких документов, опознали Александра только 21 января.
Печерникова вступила в новую полосу испытаний. На следующий день после похорон мужа ушел из жизни ее отец.
Актриса легла в клинику неврозов.
Ее почти вытащили, но буквально накануне выписки на глаза Ирине попалась статья второй жены Соловьева, наполненная такими злобными инвективами в адрес соперницы, что последовал рецидив.
Как говорила актриса:

«Я отвыкла от людей, паниковала даже в небольшой толпе. Не могла толком объяснить продавщице, что хочу купить, сильно ослабла. Спасибо подруге, она со мной повсюду, словно поводырь, ходила».

Но и здесь выкарабкалась.
Сегодня этой замечательной актрисе, знавшей успех, любовь, падение, отчаяние и надежду исполняется 72 года.
Пожелаем ей побольше счастья!



кино

Previous post Next post
Up