Что значит «сделать»

Jun 27, 2017 15:18

Оригинал взят у ksoftware в Что значит «сделать»
Не смейтесь. Реально мало кто знает, что означает это слово. Основная ошибка в том, что «сделать» и «делать» - совершенно разные вещи.

Начнём с примера. Жена с утра говорит вам: «Будешь идти домой - купи хлеба». Это задание. Что оно значит? Если подумать пять секунд, можно сформулировать задание так: когда вы вечером сядете есть сваренный женой борщ, у вас на столе должен лежать свежий хлеб, который вы с удовольствием съедите. То есть, иными словами, вам нужно к часу X иметь на столе вкусный хлеб.

Когда задание такое простое, обычно ни у кого не возникает проблем с пониманием того, что значит сделать это задание. Забыли купить хлеб? Не сделали. Не было свежего? Не сделали. Хлеб оказался внутри с червяками, когда вы его разрезали и один червяк упал в борщ? Не сделали. Жена любит батон, а вам достался кирпич? Не сделали. По дороге домой вас насмерть сбил автобус? Очень жаль, конечно - вас будут хоронить и про хлеб сразу забудут. Но задание-то всё равно явно не сделано. Результат очевиден, потому что в момент X вы или едите или не едите хлеб. И вы это видите и чувствуете.

То есть, «сделать» - значит получить результат. К заданному сроку и с заданным качеством. Есть нужный результат - сделано, нет результата - не сделано. Всё остальное не ебёт. Совсем. Даже если получить результат помешала комета, взорвавшая Землю, задание всё равно будет не сделано. Причина не имеет значения. Сделано / не сделано - бинарная функция. Или 0, или 1.

Вроде пока всё понятно. Хлеб купили. Давайте попробуем теперь сделать что-нибудь посложнее. Например, макет страницы сайта. У любого задания есть срок. Допустим, сегодня понедельник, нам дали неделю и описание того, что должно быть. Что значит сделать макет?

Ну, во-первых, это значит, что к понедельнику надо показать пнг-шку. Если пнг-шки нет, и тут с пониманием у всех тоже всё хорошо, значит задание не сделано.

А если пнг-шка есть, то сделано? Непонятно - надо смотреть, что нарисовано. Если, скажем, не все требования учтены, то что? Ну понятно, не сделано. А если свёрстано через жопу? Тоже не сделано. И вот тут-то и возникает странное искажение реальности. «Сделать» заменяется на «делать». Происходит это примерно так:

Арт-дир: Сделал макет?
Дизайнер: Да, вот!
Арт-дир: Бля, что это за говно такое? (пример: http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/business-lynch/2012/02/29/)
Дизайнер: Ну, это, я старался, делал...

Кого ебёт, что ты делал? Макет надо в вёрстку передавать, а там говно сплошное. Значит, верстать нельзя, значит, не сделал, просрал. Если провести аналогию с нашим хлебом, то это все равно что принести хлеб с червяками. Ты его вроде принёс и в срок, но есть его нельзя.

Но ведь дизайн и подобные задачи можно делать бесконечно и более крутой арт-дир всегда найдёт ещё ошибок. Как же тогда сделать дизайн? Это давно известно. Чтобы сделать задачу, где результат не чёткий, её надо сдать. Макет надо сдать арт-диру. Сайт - клиенту. Дом - приёмочной комиссии. То есть, заказчик определяет, готово или нет.

Наш друг дизайнер из примера выше совершил типичную ошибку, которую совершают почти все дизайнеры, приходящие в бюро. Не думайте, что это просто. Я, например, год учился не тупить. И сейчас я только научился не сильно тупить.

Ошибка в том, что обычному дизайнеру кажется, что если задача на неделю, значит он должен показать макет в следующий понедельник. То есть, он думает, что у него есть 5 дней и выходные про запас (он, ессно, их использует всегда и его через время начинают ненавидеть домашние). Конечно, когда молодой дизайнер показывает макет в понедельник, то список говна уходит за горизонт и задача фейлится.

Ещё, говорят, попадаются фрилансеры, которые неделю пинают, а работу потом срочно-обморочно делают на выходных. Результат при этом тот же.

И молодые дизайнеры и фрилансеры не понимают, что к понедельнику работа должна быть уже сделана, то есть сдана! А для этого надо действовать совсем не так. Дизайнер должен сделать первый вариант за день-два и показать первые результаты арт-директору. Действовать надо по методу прогрессивного джипега (читайте как джипежит Валера Попов). Арт-дир откомментит первый слой говна. Следующие два-три дня надо стараться показывать макет арт-директору почаще, а пятницу следует оставить на тонкую полировку, когда арт-дир будет просить подвинуть иконку на пиксель влево. В этом случае макет будет действительно сделан (сдан, иными словами) к понедельнику.

А, да, а на выходных надо бухать, ходить в кино, летать на море. Отдыхать, то есть.

Я когда всё это объясняю - люблю показывать вот эту картинку, которую рисовал для внутрибюрошного использования:



Но это ещё не всё.

А что с программистами? Кому они сдают задачи? Ну дизайнеру, конечно. Он же придумал и знает, как должно быть. Всё то же самое. Хочешь заверстать панель за неделю - покажи первый результат во вторник, показывай всю неделю, а пятницу оставь на полировку, когда дизайнер попросит подвинуть ссылку на пиксель и решить перерисовать кнопочку.

А если вы редактор - как оформить документ в соответствии с дизайном? Ну, вы поняли.

Проверочные вопросы
1. Для пуска сайта надо закрыть тудушки. Технолог говорит: ну я делал, да, но админ клиента пришел поздно и у меня не было доступа. Вопрос: задача сделана?

2. Редактору надо правильно перенести данные в издание, чтобы все страницы были клёвые. Редактор говорит: ну у меня тут не было вёрстки для таблицы, я и так до вечера делал. Вопрос: задача сделана?

3. Для пуска сайта надо сдать готовый сайт арт-директору и клиенту. Ведущий дизайнер: ну мы делали, но никак не успели. Вопрос: задача сделана?

Проверочные ответы
Нет, блять, не сделана! Никого не ебёт, что там были за причины. Чтобы сделать - надо сдать. Если вам для этого нужен админ или вёрстка - это ваши проблемы. Надо с админом заранее договориться, а вёрстку вытребовать у тех, кто её должен сделать. Именно так. Вытребовать вёрстку, проследить, чтобы сверстали, оформить издание и сдать его дизайнеру.

И ещё одна тема. Понятно, что задачи иногда фейлятся. В этом случае надо не сидеть и в день икс радостно сообщить, что ты не виноват. Виноват, виноват, и именно ты. Если задача фейлится, надо срочно сообщить об этом тому, кому тебе её сдавать и добиться принятия решения. Вы с приёмщиком должны договориться, как быть.

Не успеваем открыть сайт со всеми разделами - срочно звоните клиенту и предлагаете пофлексить и отрезать разделы. И переговариваетесь, пока не будет принято решение, как быть. Вы заболели и не можете сделать макет? Срочно звоните арт-диру и обсуждайте, как быть. Пока решение не принято задача остаётся вашей и если вы её не сделаете - фейл будет ваш.

Резюме
Сделать ≠ делать.

Сделать означает сдать.

Сделать за 5 дней значит на пятый день получить от заказчика подтверждение, что всё ок. Для этого лучше начинать сдачу заранее.

Если фейлите - срочно сообщаете и добиваетесь принятия решения как быть.

Всё это действует на все типы задач. На дизайн, строительство домов, покупку хлеба, редактирование, программирование. Везде всё одно и то же.
Previous post Next post
Up