Оригинал
http://fritzmorgen.livejournal.com/320744.htmlВышла моя новая передача на PodFM, в которой я объясняю, почему за одну и ту же работу некоторые люди получают в два раза больше.
Достаточно часто я вижу как рядом сидят два сотрудника, которые выполняют практически одинаковую работу. Назовём их, скажем, Петя и Маша.
Должности у них при этом немного разные. Маша - оператор. А Петя - старший оператор. И зарплата, соответственно, отличается у них в два раза: у Маши 25 тысяч, а у Пети - 50 тысяч.
Спрашивается - почему так? Зачем платить Пете так много? Почему за разную мелкую ерунду, которая отнимает у Пети не больше часа в неделю, ему доплачивают целых 25 тысяч?
Отвечаю. Пете платят за ответственность.
Многие понимают ответственность неверно. Многие думают, будто ответственность - это когда человек играет в "затычку": берётся лично за любое дело, которое касается его хотя бы косвенно. Допустим, кончилась в сортире туалетная бумага - он пойдёт и положит туда свежую прессу, чтобы задницы других сотрудников могли как-то перекантоваться до прихода уборщицы с новым рулоном.
Так вот. На самом деле - это не ответственность. Подобную черту характера правильнее будет назвать педантичностью или занудством. Ответственность - это когда сотрудник берёт на себя ответственность за определённый фронт работ.
Сразу пример из жизни. Надо составить важный документ и передать его по факсу в другую фирму.
Безответственный сотрудник изготовит документ, передаст его по факсу в другую фирму и на этом сочтёт свою задачу выполненной.
Ответственный сотрудник дополнительно позвонит ещё через часок и спросит - дошёл ли документ и правильно ли он составлен.
Казалось бы пустяки - двухминутный разговор по телефону. Однако если этого звонка не сделать, есть шанс, что факс попадёт в руки не тому человеку и его просто выкинут. Важный документ вовремя передан не будет, а через месяц, когда это выяснится, срок предоставления документа будет уже пропущен. Как итог - большие иногда убытки и никому не нужный геморрой.
Вот за эту вот мелочь - умение делать работу до конца и проверять результаты - ответственных сотрудников и ценят.
Ответственному сотруднику можно сказать "сделай вот это" и забыть. Он сделает, а если не сможет, то позвонит тебе и объяснит почему.
Если же мы отдадим приказ безответственному сотруднику, то нам придётся потом тратить кучу дополнительного времени на контроль за ним. Этого дефицитного времени у руководителей, как правило, нет.
Ещё один пример из жизни. Компания едет на шашлыки. Одного из участников просят купить шампура.
Ответственный человек заглянет в магазин и купит их. Если шампуров не будет - зайдёт в следующий магазин или позвонит остальным и скажет, что шампуров нет.
Безответственный человек заглянет в магазин, увидит, что шампуров там нет и… на этом сочтёт свою работу выполненной. А когда его спросят через три дня "где же шампура" разведёт руками.
Обратите внимание: ответственный человек - это не герой, который достигает цели во что бы то ни стало. Это не мазохист, который добровольно взваливает на себя чужие обязанности.
Это просто человек, который не подвешивает проблемы в воздухе. Он всегда доводит вопрос до логического конца: или решает проблему, или, наткнувшись на препятствие, перекладывает ответственность обратно на руководство.
Ещё пример. Сломался важный прибор, сотруднику поручают его починить. Ремонтники говорят, что надо два месяца ждать деталей.
Безответственный человек закажет детали и будет ждать. Ответственный человек позвонит своему руководителю и расскажет о проблеме. Тогда руководитель не выяснит внезапно через неделю, что прибор по-прежнему сломан и починен будет неизвестно когда.
Надо отметить, что времени дополнительные телефонные звонки не занимают никакого. Наоборот, ответственность экономит немало времени, которое иначе пришлось бы потратить на исправление собственных ошибок.
Вместе с тем, ответственным людям платят обычно на той же должности в полтора-два раза больше, чем безответственным. Выводы, пожалуй, очевидны. Быть ответственным - одновременно и проще, и выгоднее по деньгам.