Топ-10 самых необычных культовых мест Беларуси

Nov 26, 2013 17:43




Жители белорусских земель издавна славились отсутствием религиозной нетерпимости и лояльным отношением к представителям самых различных вероучений. Это подтверждают и многочисленные памятники культовой архитектуры, дошедшие до наших дней. Кроме широко распространенных церквей и костелов, в Беларуси можно встретить кальвинистские сборы и лютеранские кирхи, молельные дома староверов и евангелистов, мечети и синагоги, кришнаитские храмы и языческие капища. О наиболее интересных действующих объектах такого рода и пойдет речь ниже.

Софийский собор. В городе Полоцке, расположенном в устье речки Полоты, впадающей в Западную Двину, всё дышит историей. И немудрено, ведь именно здесь в период существования Полоцкого княжества зарождались основы будущей белорусской государственности. А величественный Софийский собор, возведённый тут с 1044 до 1066 гг., в период правления легендарного Всеслава Брячеславовича по прозвищу «Чародей», является одной из древнейших христианских святынь Беларуси.

Подобных церквей до этого было только две - в Киеве и Новгороде. Все они строились по образцу Софийского собора в Царьграде при помощи византийских зодчих. Новый собор должен был стать свидетельством независимости и могущества Полоцкого княжества, а еще олицетворять собой плывущий над Двиной белый корабль. Построенный как оборонительное сооружение с толщиной стен почти в 1,5 метра, храм являлся по совместительству ещё и крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной.

Стены храма украшали фрески, от которых ныне сохранились только фрагменты. В Софийском соборе не только молились - здесь была библиотека, работали архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни, проходили приемы послов, находилась усыпальница полоцких князей (раскопано 16 саркофагов).



Полоцкий софийский собор

За свой долгий век полоцкая София не раз перестраивалась, горела, восстанавливалась, меняла хозяев… В конце XVI века храм перешёл к униатам. А наиболее драматические события развернулись в Полоцке в период Северной войны: униатские священники были жестоко убиты, храм разграблен российскими солдатами и по приказу Петра I переоборудован в склад боеприпасов и амуниции, а в 1710 году в результате взрыва и вовсе -  почти целиком уничтожен.

Восстановление собора начало лишь спустя три десятка лет под руководством священника Флориана Гребницкого. На тех основаниях стен, что остались после взрыва, возвели двухбашенную базилику в стиле виленского барокко. В интерьере появились колонны, много лепных деталей, фигурные карнизы, деревянные скульптуры. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трехъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы.

Сегодня Софийский собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника и вызывает большой интерес у туристов со всего мира. Здесь располагается музей истории архитектуры храма, ежегодно проходят международные фестивали органной и камерной музыки. Рядом с собором установлен один из четырех сохранившихся до наших дней Борисовых камней - огромных древних валунов с выбитыми на них крестами и надписями, названных в честь правившего в XII веке князя Бориса Всеславовича.

Гервятский костёл. В Островецком районе Гродненской области находится деревенька Гервяты, где расположен один из прекраснейших костёлов нашей республики. Порой его называют «белорусским Нотр-Дамом», хотя, на первый взгляд, между этими храмами мало общего. Но, наверное, в таком титуле содержится намёк на то, что Гервятский костёл для белорусов - это почти то же самое по значимости, что и Нотр-Дам для французов.

История данного культового сооружения началась в 1536 году, когда указом виленского епископа Яна здесь был основан деревянный костёл Святой Троицы. А спустя пару веков, в 1899-1903 годах на средства князя Ольшевского на этом же месте был возведён уже кирпичный костёл. К его созданию приложили руки архитектор Альшаловский и зодчий Михневич.

Согласно летописям, над строительством храма каждый день трудилось более 70 человек. За деревней даже был специально построен кирпичный завод, где для костёла изготавливали кирпич высокого качества. Известь же производили из известковых камней, добытых в реке Лоша, протекающей рядом с деревней.



Костёл в Гервятах

Интересный факт: для того, чтобы добиться лучших свойств извести, в неё добавляли яйца, которые тысячами собирались у местных крестьян. Черепицу же для крыши специально привезли из Германии по Либаво-Роменской железной дороге.

При строительстве архитектор применил характерные для готики аркбутаны (наружные полуарки, распределяющие нагрузку с основной стены на отдельно стоящие опоры). Окна неоготического храма украшены витражами, а отличительной особенностью стал высоченный шпиль с крестом, благодаря которому общая высота конструкции (включая крест) составляет около 70 метров - почти как у Нотр-Дама!

Костёл Святой Троицы многое пережил. На его долю выпали две мировые войны, революция, территория деревни неоднократно переходила от одного  государства к другому, но, к счастью, он ни разу не был разрушен. Сейчас богослужения в костёле, сопровождаемые торжественными звуками органа, проводятся на трёх языках: белорусском, польском и литовском.

Отреставрированный сравнительно недавно храм издали напоминает какое-то нереально-сказочное сооружение. К тому же, территория вокруг него, как и полагается, элегантно облагорожена газонами и клумбами, скульптурами и дорожками. И, несмотря на то, что в Гервятах проживает всего-то пять сотен человек, история этого местечка исчисляется почти шестью столетьями, а наличие уникального костёла делает его настоящей туристической Меккой.

Свято-Успенская церковь в Сарье. Это небольшое местечко в Верхнедвинском районе Витебской области обязательно стоит посетить любознательным путешественникам. При въезде в деревню, получившую название от протекающей здесь реки Сарьянки, сразу бросается в глаза крайне необычного вида храм в неоготическом стиле. По всем канонам жанра он должен быть костёлом, каковым и являлся по факту возведения в 1851-1857 годах, однако в настоящее время здесь действует православный приход.

Давным-давно, в начале XVI века, деревня Сарья была наследной землей магнатов Сапегов, а в XVIII веке перешла к мстиславскому старосте Николаю Лопатинскому, сыну которого - Игнатию - было суждено увековечить память о своей возлюбленной в форме неповторимого храма, повторив тем самым романтический подвиг инициатора создания всемирно известного Тадж-Махала.

А начиналось всё с того момента, когда в один прекрасный день Игнатию Лопатинскому очень приглянулась одна молодая барышня по имени Марыся Шумская. Она не была родом из богатой семьи, да и приданного как такового не имела. Но это не остановило шляхтича, ведь он без памяти влюбился в юную особу, женился на ней и до конца своих дней хранил ей верность.



Храм в Сарье

К сожалению, жизнь была не слишком благосклонна к этой паре: сперва умер их первенец, а во время тяжёлых третьих родов скончалась и сама супруга. Игнатий глубоко переживал смерть жены и в память о ней решил возвести в Сарье рядом с ее могилой костёл.

Успешно реализовать этот высокий замысел помог известный прусский архитектор Густав Шахт, который жил на тот момент неподалёку - в городке Освея. Используя богатство изысканных, вертикально-стремительных кирпичных тяг, ниш, шпилей, высоких стрельчатых проемов, он придал Сарьянскому костёлу воздушную легкость и изящную графичность. Кирпич для храма сделали на небольшом заводике, который принадлежал Игнатию Лопатинскому и находился в одной из его деревень. Постройка этого величественного сооружения завершилась в 1857 году, после чего костёл был освящён в честь святой Марии.

Очень нелегко далось Лопатинскому это предприятие, ведь в XIX веке на территории Российской империи существовала жесткая регламентация католической жизни - открытие новых костелов было, по сути, невозможно. Охваченный отчаянием и тоскою после смерти любимой жены, Игнатий Лопатинский не желал ждать разрешения властей на то, что считал своим долгом христианина и мужа. И вот Витебское губернское управление возбудило дело против хозяина Сарьи, а в его поместье даже направили специальную комиссию для проведения «дознания».

Лопатинский с огромным трудом убеждал ее членов в том, что возведенная на его собственные средства постройка - никакой не костёл, а просто необычного вида памятник рядом с могилой супруги, в котором будут размещены бюсты умерших предков, фамильный архив, библиотека и разные древности. В итоге комиссия посчитала шляхтича редкостным чудаком, но разрешение все-таки выдала.

Во время национально-освободительного восстания 1863-1864 годов в Польше, Литве и Беларуси Игнатий Лопатинский стал его активным деятелем.

В качестве наказания за участие в антироссийском восстании Сарьянский костёл ввиду… «привлекательности вида» был конфискован и в 1865 году закрыт. Строение храма передали в православное ведомство. Лопатинский неимоверными усилиями пытался вернуть храм - этот самый дорогой его сердцу памятник.

Он даже предлагал властям пожертвовать свои деньги на возведение новой православной церкви, но все было тщетно. В 1869 году костел был переосвящен в православную церковь имени Успения Богородицы.

ХХ век принёс новый виток испытаний для «Сарьянской жемчужины»: в 1935-м церковь закрыли, а после Второй Мировой войны в ней находился склад. В конце 80-х храм восстановили, в 1989 - вернули католикам, но уже через год, в 1990-м, снова передали православному приходу Успения Пресвятой Богородицы.

Коложская церковь. Город Гродно изобилует множеством любопытнейших архитектурных объектов. Одним из таких, по праву претендующих на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, является Борисо-Глебская церковь, известная также под названием Коложская.

Как это часто случалось, христианский храм возводился на месте бывшего языческого святилища, расположенного в урочище Коложань (слово «коложань» обозначает место, где бьют многочисленные родники). Постройка датируется XII веком и была названа в честь князей Бориса и Глеба. Согласно распространённой версии, инициаторами строительства храма могли быть либо они сами, либо их отец - Всеволод, правнук киевского князя Ярослава Мудрого.



Коложская церковь

Этот замечательный образец древнего зодчества подтверждает существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его опорные столбы имеют круглое сечение, из-за чего внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана. Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников.

Кладка стен церкви выполнена из кирпича-плинфы, а их поверхность декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. В размещении разноцветной майолики и камней наблюдается определенная симметрия, но не строгая, благодаря чему фасады обрели еще большую живописность: со стороны кажется, что стены как будто инкрустированы драгоценными камнями.

При церкви в 1480 году был основан православный монастырь, в 1635 г. она перешла к униатам, в 1697 г. - братству виленских базилиан, а в 1839 г. - вновь была возвращена православным. Большой опасностью для храма на протяжении нескольких столетий служили войны. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по состоянию стен.

Но главным бедствием для Коложской церкви стали воды реки Неман, которые постоянно подмывали песчаную гору, на которой она стоит. В апреле 1853 года вся южная стена и часть западной стены здания церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким-то чудом удержалась на стропилах. С 1896 по 1906 годы были проведены работы по укреплению берега, обустройству видовой площадки и возведению деревянных стен вместо обрушившейся части храма.

Но как ни прискорбно, и сегодня берег продолжает оседать и угроза обвала по-прежнему присутствует. Издали кажется, что древний храм словно парит между небом и землёй, соединяя внутри себя сакральное и мирское, поэтому вопрос дальнейшего сохранения этого уникального памятника - воистину дело государственной важности.

Гродненская кирха.  В отличии от Коложской церкви, лютеранской кирхе святого Иоанна, также расположенной в Гродно, гораздо больше повезло с безопасностью месторасположения, но гораздо меньше - с реставрационными работами. Ведь их это здание ожидает уже более века!

Евангелическо-лютеранская община была сформирована в Гродно в далеком 1779 году. Ее образовали лютеране немецкого происхождения, которые приехали в город по приглашению предприимчивого старосты Антония Тизенгауза. Цель этого приглашения состояла в том, чтобы правильно организовать королевские мануфактуры и наладить на них работу. А история гродненской кирхи берет начало 20 сентября 1793 года, когда король Станислав Август решил передать для нужд местной общины лютеран здание бывшей таверны.

В 1843 году здание кирхи достроили. Немного позже, в 1873 году, комплекс пополнился красивой колокольней с часами. Однако свой нынешний вид кирха приобрела только в 1912 году. Главный вход оформили большим стрельчатым порталом, над ним расположилось окно-роза.



Гродненская кирха

Стены боковых фасадов были обведены широким карнизным пояском, укреплены контрфорсами, в окнах возникли цветные витражи с готическими металлическими переплётами. Интерьер обрёл вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Кроме того, со стороны алтарной части храма был возведен новый дом пастора, а сама кирха оштукатурена и соединена с пасторской пристройкой.

Последующие Первая и Вторая Мировая война привели гродненскую лютеранскую общину в упадок, часть её была депортирована, часть иммигрировала. В советское время в здании кирхи разместили государственный архив (1944-1994 гг.), для чего убрали часть её интерьера. Территорию находившегося рядом старого лютеранского кладбища, закрытого ещё в 1936 году, застроили общественными зданиями.

В 1995 году кирха была передана возрождённой гродненской евангелическо-лютеранской общине, и ныне это единственный действующий в Беларуси лютеранский храм. Сегодня в кирхе во время проведения месс используют электронный орган, однако прихожане не теряют надежды приобрести полноценный музыкальный инструмент.

Поскольку большая часть богослужений состоит именно из исполнения религиозных песен, этот вопрос для общины очень актуален. Не зря же лютеранскую церковь часто называют «поющей». К слову, средства на первоначальный этап реконструкции уже выделены федеральным правительством Германии, дело за малым - провести должным образом реставрационно-восстановительные работы на данном оригинальном архитектурном объекте, вид и статус которого давно этого требуют.

Райские кущи в Мосаре. Расположенное неподалёку от райцентра Глубокое Витебской области местечко Мосар, словно магнит, притягивает к себе туристов. Здешний костёл св. Анны, построенный в 1792 году на месте иезуитской миссии по красоте, бесспорно, уступает таким архитектурным шедеврам, как, например, Фарный костёл в Несвиже, к сооружению которого приложил руку легендарный Джованни Бернардони. Однако и в маленьком Мосаре с лихвой хватает того, что делает пребывание здесь совершенно незабываемым.

Главная святыня костёла - мощи св. Юстиниана, привезённые в 1838 году из Мяделя. Предание гласит, что останки везли на повозке и именно в Мосаре лошади отказались трогаться с места, давая верующим понять: сам святой высказал таким символическим образом свою волю. Кроме того, тут имеется точная копия работы Микеланджело - изваяние Богоматери, оплакивающей снятого с креста Иисуса.  А главный праздник костёла (”фэст”) отмечается в День святого Яна и почти совпадает с датой языческого Купалья по старому стилю. В период летнего солнцестояния сотни верующих идут после мессы со свечками к озеру, чтобы очиститься от грехов.

Кстати, одними из наиболее распространённых обывательских прегрешений тут до недавнего времени были пьянство и сквернословие. Но с появлением в приходе настоятеля Йозаса Бульки, человека с широкой душой и грандиозными замыслами, жизнь в посёлке круто изменилась. За два десятка лет неустанного труда и самоотверженной службы ксендзу, которому впоследствии был присвоен титул каноника, удалось превратить Мосар не только в «зону трезвости», но и в настоящий райский уголок.



Мосар

Ныне возле костёла располагается красивейший ландшафтный парк с аккуратными газонами, скульптурами, экзотическими цветами, фонтанами и искусственными водоёмами с лилиями. Ансамбль парка делится на две части, посвящённые двум чувствам, которые ведут человека к Богу: печали и радости. Печаль - это аллея, ведущая к кладбищу.

Радость - это детская площадка со сказочными домиками, родниками и даже небольшим зверинцем. Действуют здесь музей народного быта и музей трезвости, а также бильярдный клуб и спортивная площадка. А венчает весь культурно-дендрологический комплекс самый высокий в Беларуси 23-метровый крест, видный в ясную погоду за 15 км.

Свято-Никитская церковь в Здитово. Старинные образцы деревянного культового зодчества в Беларуси не всегда могут похвастаться хорошим уровнем сохранности. Не только время берет своё, но и урбанизация - за последние полвека люди активно перебирались в города, а старые храмовые постройки становились малопосещаемыми и постепенно начинали разрушаться. Сия печальная участь миновала небольшую и на первый взгляд ни чем не выдающуюся церквушку в периферийной деревне Здитово Жабинковского района Брестской области.

Чисто внешне кажется - ну что тут особенного, таких деревянных, традиционно синих церковных построек по республике разбросано не так уж мало. Однако Свято-Никитская церковь, расположенная на правом берегу реки Мухавец, не зря претендует на включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пожалуй, это самый старый из сохранившихся и ныне действующих деревянных православных храмов Беларуси. Построенный в 1502 году, этот самобытный образец культового зодчества гордо величают «деревянной сказкой Полесья».



Церковь в Здитово

В конце XVI века храм стал униатским, а после переустройства в 1787 году приобрёл некоторые черты барокко. Неоднократно посещали данный приход и представители славного рода Костюшко, в частности, здесь бывал отец всемирно известного полководца.

Ранее в интерьере Свято-Никитской церкви размещалась уникальная икона - «Одигитрия Иерусалимская», написанная на двух сосновых досках, украшенная золоченым фоном с растительным орнаментом. Это одно из лучших произведений древне-белорусской сакральной живописи XVI века, которое теперь находится в экспозиции музея при Национальной Академии наук Беларуси.

Мечеть в Ивье. Еще один экзотический образец деревянного культового зодчества является центром исламской культуры и располагается в небольшом городке Ивье Гродненской области. Согласно одной из версий, его название происходит от татарского слова «Өyә, Eve» (гнездо, жилище). Возможно, эта версия и не является стопроцентно верной, однако то, что данная местность считается неофициальной татарской «столицей» Беларуси - абсолютно достоверный факт.

Как известно из летописных источников, в конце XIV века князь Витовт с целью охраны границ Великого Княжества Литовского пригласил несколько десятков тысяч татар, ведь они считались ловкими, умелыми и преданными воинами. А в 1410 году татары принимали участие в знаменитой Грюнвальдской битве против крестоносцев, и, как считается, именно от кривой сабли хана Багардина погиб великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген.

С тех пор татары обжились на белорусских землях, пустили тут корни, позаимствовали язык, значительную часть местных традиций и давно перестали считаться чужеземцами. Однако будучи подверженными неизбежному процессу ассимиляции, представители татарской общности все же старались отстоять свою идентичность посредством сохранения преданности мусульманской вере.



Мечеть в Ивье

Поскольку в окрестностях Ивья татар жило немало, было решено возвести здесь деревянную мечеть с элементами модерна, строительство которой закончилось в 1882 году при финансовой поддержке графини Эльвиры Замойской. По плану строительства основа сооружения была квадратной, здание было разделено на две части: мужскую и женскую. Окрашенную в характерный для ислама зеленый цвет мечеть увенчал минарет, достроенный в 1922 году.

Примечательно, что из двух десятков мечетей, существовавших на территории Беларуси перед Второй Мировой войной, уцелела лишь одна - Ивьевская. А в советское время она и вовсе была единственным действующим мусульманским храмом во всей республике. Мечеть сохранила свои изначальные функции и в наши дни, а её посетители по-прежнему абсолютно мирно сосуществуют с живущими прямо по соседству католиками, православными, иудеями и атеистами.

Костёл в Большой Рогознице. В Мостовском районе Гродненской области располагается деревня, название которой происходит то ли от болотной травы рогозы, произраставшей на берегах местной речки Юхновки, то ли от грубой хозяйственной ткани, именуемой рогожей. Впрочем, противоречия тут нет, ведь рогожа изначально и делалась из волокон одноименного растения. Кроме того, старожилы называют свою деревню Рогожницей.

Согласно легенде, в середине XVI века через данное поселение проезжала королева Бона Сфорца, а здешние жители преподнесли ей в качестве подарка не что-нибудь, а именно сплетенное ими красивое и большое покрывало из рогожи. Знаменита деревня и тем, что в её окрестностях разворачивалась жизнедеятельность многих знатных шляхтичей, также тут на тайные сходки у каплицы собирались участники восстания под руководством Кастуся Калиновского.



Костёл в Большой Рогознице

После жестокого подавления восстания новые власти стремились уничтожить большинство артефактов, вызывающих воспоминания о деятельности повстанцев. Каплицу было приказано сжечь, однако её руины уцелели и до нашего времени. По мнению некоторых краеведов, именно у этих развалин некогда происходили кодовые диалоги патриотов: «Кого любишь? - Люблю Беларусь! - Так взаимно».

В 1906 году имение перешло во владение шляхтича Оскара Мештовича. Именно в его бытность в Большой Рогознице и появился костёл в романском стиле с элементами конструктивизма. Его построили из колотых валунов, собранных с полей около деревни. Костел был освящен в честь Девы Марии. Уникальность этого культового строения, прежде всего, в его строгой эстетике, которая совершенно нетипична для восточно-европейского региона, а скорее характерна для лютеранских храмов Прибалтики и Скандинавии.

Велесов камень. Камни, как распространённый природный материал, не только служили основой для возведения культовых сооружений, но порой и сами по себе становились центральным элементом в осуществлении ритуальных действий. Так, в лесном массиве около деревни Крыжовка Минского района располагается одно из языческих святилищ, которых ранее в Беларуси было великое множество. Особенность в том, что данное капище, несмотря на видоизменение прежнего облика, и по сей день продолжает, хоть и нерегулярно, выполнять свои функции. Как рассказывают старожилы, это культовое место в древности было обустроено с целью поклонения древнеславянскому опекуну животного мира, богу плодородия, достатка, удачи и творческого вдохновения Велесу.

На холме среди лесной поляны язычники облюбовали жертвенный валун, вокруг которого на деревьях в былые времена были развешаны черепа рогатого скота. Сюда приводили домашних животных с целью исцеления от болезней, молились о прибавлении в семействе и благополучии, а на алтарном камне оставляли символические подношения в виде молочных продуктов, мёда, пива, кваса, блинов и монет.



Велесов камень

Следует отметить, что языческие практики применялись жителями белорусских земель в течение нескольких десятков тысяч (!) лет, а их отголоски существуют в культуре и поныне. Даже в самом центре Минска, на берегу Свислочи, языческий храм под открытым небом просуществовал аж до начала прошлого столетия, а множество ритуальных камней можно сегодня посмотреть в столичном Музее валунов в микрорайоне Уручье.

Вообще, языческие и христианские верования зачастую тесно переплетались между собой, образуя удивительный гибрид в мировоззрении наших предков. Так что, вероятно, прав был известный композитор и этнограф Станислав Казуро, отмечавший, что «душа белоруса была и остаётся насквозь языческой».

Что же касается капища около деревни Крыжовка, то хотя и древний холм был уничтожен после прокладки автомагистрали, а последнего жреца репрессировали в 1937 году, основной элемент святилища в виде камня прекрасно сохранился и продолжает привлекать новоявленных последователей язычества. В середине февраля почитатели древних традиций собираются здесь, чтобы отметить «Валоссе» - так на белорусских землях издавна именовали красочный праздник Масленицы.

Автор: Ирина Шумская, «Историческая правда»
Previous post Next post
Up