Миша пошел в садик.
Как все, в сентябре, во внутренний ведомственный садик СП "Вьетсвпетро". Русский садик по российской программе, только без сна и еды, поэтому он и называется - "Группа кратковременного пребывания". Краткое время этого пребывания расходится с моим рабочим временем настолько, что няня продолжает работать у нас почти целый день, чему я несказанно рада, во-первых, она успешнее меня прививает ему "навыки самообслуживания", во-вторых, она успешнее папы развивает у него вьетнамскую речь, в-третьих, она успешнее всех его кормит. Тут надо сделать оговорку, что питание - это не главное, конечно, и голодный ребенок должен сам просить есть, но няне удается создать ему такое настроение, что он радостно и без давления ест то, что дают. А дают ему суп. В выходные он вообще сидит на диете, потому что с мамой он готов есть разве что молоко и шоколадки, ну с молоком проблем нет, а вот кусочек шоколадки достается ему в исключительных случаях. Суп? Да помилуйте! А еще няня учит его ответственности: собери игрушки, выкини пакетик, вытри, что пролил. Я же часто попадаюсь в обычную ловушку сильных-слабых мам: "уж быстрее и лучше я сама.. вот сейчас только, потому что спешу...".
Мише исполнилось три года только в декабре, странно это, ведь почти все его одногруппники по саду уже перешагнули возраст 3,5 лет, а четверым уже по четыре года. Миша младше всех, это заметно: он неусидчив, балуется, не рисует и не лепит, а бежит к игрушкам, задирает майку, повторяет глупости. Но в садик идет с удовольствием, общество ему необходимо. В отличие от своих родителей, Миша очень общительный. Вчера взял меня за руку, повел к кучке старших детей, подходит и рукой машет: "Привет!", знакомиться хочет.
Рисовать не любит, раскраски все лежат без дела. Зато музыкален, знает десяток песен на вьетнамском, несколько на русском, несколько строк из пару песен на английском и французском (конечно, он не понимает слов). Этим он тоже отличается от своих родителей, которые с музыкой на "вы" и никак не привыкнут включать музыку дома.
Миша добр. Он не дерется, не отнимает игрушки и даже почти всегда делится ими. Миша упрям. Ни переговоры, ни договоры, ни уговоры, ни угрозы и даже ни шлепки не имеют на него никакого воздействия, если он решил настоять на своем. Тогда - только полчаса рёва и сломленная воля. Но ведь и мультики четвертый раз в день включать - это не выход.
Миша, естественно, говорит одинаково и параллельно на обоих родных языках, развиваясь как по книжке. Сам с собой во время ролевой игры он говорит то на одном, то на другом. Например, тема машинок у него реализуется по-русски, а тема космоса - по-вьетнамски. Это объясняется тем, что эти темы он обсуждал, соответственно, с мамой и с папой.