Право на интроверсию

Oct 27, 2010 06:36

Уточню-ка я немного сказанное про старость. Я хотела сказать, что главная радость в ней для меня - право на интроверсию, - на более полное, развёрнутое, свободное её осуществление. Возможность отпустить мир, не биться за него более, не доказывать ему ничего - а заняться своими внутренними пространствами. = Это тоже - проживание жизни, и какое ещё ( Read more... )

интенсивность, радости жизни, возвращаясь к напечатанному, старость, свобода, записки интроверта

Leave a comment

irinatag October 27 2010, 03:53:32 UTC
Мне кажется, что нет единого стандарта ни для молодости, ни для других возрастов. У каждого свои модели разных своих жизненных этапов. И отношение к пресловутой "красоте" тоже разное. Я, например, как говорила Фаина Раневская, никогда не была красива, но всегда была "чертовски мила". И в других меня притягивала не "красота", а выразительная внешность. Вот уже по этой одной детали получается совсем иное переживание молодости, чем у Вас. С совсем другими доминантами, и даже с совсем другими "тараканами ( ... )

Reply

yettergjart October 27 2010, 04:09:37 UTC
Я думаю, что не то чтобы совсем уж у каждого своя модель, но существуют разные ТИПЫ моделей. Но это детали :-)

Жизнь и мне кажется таинственной, непостижимой и манящей :-) Не хочу вовсе из неё уходить, даже ясно понимая, что придётся, просто жить хочу иначе, чем в молодости. - Я даже "чертовски мила" никогда не бывала, поэтому молодость, которая как бы (по крайней мере в моих, тоже вполне себе зашоренных глазах) требовала, если уж не красоты, то хотя бы этого - была мучительной. А теперь можно расти, не отвлекаясь на внешние требования и огорчаясь только одним: тем, что времени впереди явно не так много, как было в 20 - и где разместить узнанное, если времени всё меньше? Радуюсь, что можно, наконец, не заниматься молодёжными занятиями типа бурного и обильного общения, не стесняться того, что не люблю и не умею кататься на коньках и т.п. - а наконец заняться внутренним, дорогой-обожаемой интроспекцией :-)

Reply

irinatag October 27 2010, 04:28:48 UTC
Оля, а мне вот кажется, что нет специфических "молодежных" занятий, и специфически "не - молодежных" занятий тоже нет.
Кстати говоря, судя по Вашей юношеской фотографии с новорожденным братиком на руках, Вы были - и остаетесь! - "чертовски милы"! Я вспомнила, что очень остро переживала свою "некрасивость" в возрасте 14 - 15 лет. А сейчас я рассматриваю свои фотографии того времени и вижу, что я была очень хорошенькой тогда.

Reply

yettergjart October 27 2010, 12:28:00 UTC
По моему чувству, некоторая специфика всё-таки есть: танцевать на дискотеках и общаться большими компаниями Вам СЕЙЧАС интересно? - То есть, может быть, что да, исключать нельзя, но мне кажется, будто в молодости эти вещи будоражат, а, скажем, в 45 уже безразличны. (То есть в "типовом" случае, к которому я себя вполне отношу :-))

Про внешнюю милость - здесь дело в банальных вещах: во внутреннем самоощущении и в том, как складывались или не складывались отношения с "мальчиками" :-) Я отчётливо была не из тех, кому это давалось и удавалось. Кроме внешних данных, есть ведь и манера поведения, и много чего.

Reply

irinatag October 27 2010, 12:59:48 UTC
Дело в том, что я ни разу в жизни не была на дискотеке, и всегда избегала больших компаний. Всегда считала, да и сейчас считаю такое времяпрепровождение пустым, неинтересным, убогим, недостойным для себя. Вся моя юность прошла в библиотеке МГУ, за роялем в фортепианном классе МГУ, в театрах, в БЗК. Именно поэтому, опираясь на собственный опыт, я могу сказать, что выбор занятий и развлечений зависит от человека, а не от возраста.

Reply

yettergjart October 27 2010, 17:16:56 UTC
У меня тоже вся юность прошла в библиотеках!! Но потому-то именно дискотеки и прочее очень будоражили моё воображение как радикально иная форма жизни. Мне казалось, что раз я этого не умею любить, значит, я не вполне человек, чего-то существенного человеческого недобираю. (А может, кстати, так оно и было??) Теперь-то оно меня не будоражит!

Reply

irinatag October 27 2010, 23:02:36 UTC
Вот видите, насколько разными бывают люди и их жизненные модели. Мне на "дискотеки" всегда было откровенно наплевать, как и на все подобное времяпрепровождение. так что у меня в юности не только не было по поводу своих "библиотек" комплексов, но даже вырастало что-то вроде чувства превосходства. К тому же я страстно любила фортепиано и музыку, занималась в фортепианном классе МГУ, и всяческую попсу на дух не выносила, да и теперь не выношу. И в целом, как брезговала массовыми развлеченими и вкусами толпы, так и брезгую. Так что я в любой момент могу пеернестись в любое мгновение своей юности и полностью впишусь в это мгновение, стану на свое место, как фрагмент puzzle - я не изменилась, только стала немного стройнее, мягче, глубже, интереснее для себя и для других.

Reply

yettergjart October 27 2010, 23:17:05 UTC
Вообще, признаться, это до завидного гармонично выглядит ( ... )

Reply

irinatag October 27 2010, 23:47:50 UTC
Оля, мне вот кажется, что "естественность самоощущения в больших компаниях" - это совершенно неестественно для нормального человека. Это ненормально, как и "лёгкость схождения с людьми вообще и лёгкая болтовня". Это все такая суета сует, такая ерунда, я на это никогда не тратила времени. А юношеское (пронесенное через всю жизнь) чувство превосходства у меня сложилось не над кем-то, а как таковое. Оно не зависит ни от чьего бы то ни было одобрения. Поэтому я и брякнула как-то в переписке с Вами, что на том свете мне будет интересно - сразу же побеседую с Вл. Соловьевым и с Данте. Написала как само собой разумеющееся, таково мое жизнеощущение.

Reply

yettergjart October 27 2010, 23:50:01 UTC
*подтверждаю свой вздох о доступной Вам и трудномыслимой для меня гармоничности*
:-)

Reply

irinatag October 27 2010, 23:58:15 UTC
Признаться честно - гармонии здесь мало. Цельность есть, или, как шутит одна моя приятельница: "непоКОБЕЛИмость" - в наличии, а гармонии нет. Между прочим, М.Н. Эпштейн только что предложил новую тему для обсуждения: "Радость ИЛИ счастье":
http://mikhail-epstein.livejournal.com/74208.html#cutid1

Reply

yettergjart October 28 2010, 00:48:38 UTC
Вот бы уж не противопоставляла! :-) По мне, радость и счастье совершенно в одной части спектра, только первая - мимолётна, и второе - глубоко и объемлюще. = Безрадостного счастья я себе что-то не могу измыслить. Радость в несчастливости - очень легко (да и вспомнить есть что!!), но в этом случае радости как бы недостаёт корней, доращивающих её до глубины (того самого счастья). В счастьи вообще есть что-то от гармоничной [это непременно] укоренённости в жизни, от соотнесённости с неким общим миропорядком. Моё "карманное" определения счастья - "полнота жизни". Выпуклость и крупность = и укоренённость.

Reply

yettergjart October 28 2010, 00:53:48 UTC
Может быть, у нас с Вами немного разные смыслы вкладываются в "гармонию". По-моему, она - взаимная уравновешенность (и цельность, конечно - без цельности гармонию я себе вообще не представляю) разных сторон натуры при, одновременно, сильной их развитости. Вот, например, интеллектуал, который хорошо владеет своим телом и живёт одновременно интенсивной умственной и интенсивной телесной жизнью, да притом ещё и богатой эмоциональной жизнью (ну, Вы знаете одного такого интеллектуала, да? :-)) - для меня решительно и без всяких оговорок гармоничен. - А вот что такое цельность без гармонии? - мммм... в моём представлении это - когда всё в человеке подчинено чему-то одному, всё работает на это одно. Цельность при этом явно есть, но полногласия разных сторон личности и их не подавляющего друг друга согласия - нет. Но это же не Ваш случай?

Reply

irinatag October 28 2010, 03:23:23 UTC
А вот мне кажется, что "внутри" себя, своей "цельности" говорить о гармонии не приходится. Гармония устанавливается между человеком и миром. И цельность натуры, скорее, препятствует установлению гармонии. Вот, к примеру, только что один из блоггеров - pulman - поместил у себя любопытный фрагмент письма своего предка А.М. Фадеева о его встрече с А.С. Пушкиным: «Во время моих приездов в Кишинёв меня помещали в одной комнате с Пушкиным, что для меня было крайне неудобно, потому что я приезжал по делам, имел занятия, вставал и ложился рано спать, а он по целым ночам не спал, писал, возился, декламировал и производил все свои ночные эволюции в комнате, во всей наготе натурального образа." Вот Вам и ДИСгармония целостной Пушкинской натуры с миром.

Reply

yettergjart October 28 2010, 03:30:25 UTC
Ну не знаю, у меня совершенно не получается отказать внутренним явлениям человека в способности приходить в гармонию между собой! Да что же им мешает? - А почему цельность препятствует гармонии, мне, признаться, совсем непонятно. Как это она препятствует? = А что А.С.П. раздирали страсти и буйная внутренняя динамика, да отчего же это дисгармонично? Если он соседу спать мешал, это просто неудобство, а никакая не дисгармония :-) Расселились бы по разным комнатам - и всё, никакого неудобства.

Reply

irinatag October 28 2010, 03:40:20 UTC
Ну вот, посмотрите: асфальтовый каток - целостен, и танк - тоже. Когда же он прет, во всей своей целостности, подминая под себя все живое, это еще ТА дисгармония с миром. Можно сформулировать еще так: гармония устанавливается не внутри системы (скажем, внутри человека, между разными сторонами его натуры), а между разными системами, скажем: человеком и миром. И здесь, по моим наблюдениям, самые целостные люди, они же (как голый Пушкин в гостинице ночью) - самые конфликтные и дисгармоничные. И, напротив, самые гармоничные люди - наименее целостны; они, скорее, растворяются в мире, подстраиваются под него, принимают его изменчивость.

Reply


Leave a comment

Up