О гражданской позиции

May 02, 2007 04:57

Френдина eitne спросила меня, как я могу сформулировать свою гражданскую позицию. Вопрос настолько важный, что я хочу постараться ответить на него здесь - тем более, что меня волнуют и ваши, мои собеседники, мнения по этому поводу ( Read more... )

русское, этика существования, принадлежность, трудное, разговоры на расстоянии

Leave a comment

jedynka May 2 2007, 23:55:20 UTC
Да, это позиция. Частного человека, а не «функциональной единицы». Мне в ней нравится все, кроме слов «гражданская позиция» и вашей френдины (простите).

Reply

yettergjart May 3 2007, 10:20:36 UTC
"Гражданская позиция" - слова не из моего лексикона, это правда. И позиция "частного человека" меня всегда привлекала как наиболее честная и потому уже наиболее достойная (хотя, как сказано выше, без известной доли самообмана - без закрывания глаз на большие связи и большие обязанности, в которые мы включены, не обходится и она; но в остальных, откровенно политизированных позициях обмана и самообмана и того больше). Но с другой стороны, не устаю я сокрушаться, что это за социум у нас такой? - в котором самая достойная позиция - неучастие и непринадлежность. По идее ведь, это очень уязвимое общество.

Reply

jedynka May 3 2007, 10:50:33 UTC
Как обычно, согласна всеми руками и ногами. И о ненормальном социуме - точно так же сокрушаюсь.

Reply

duns37 May 3 2007, 13:29:41 UTC
А какой может быть социум, когда десятки лет этот социум подвергался селекции, и все, кто перерастал определенную планку, вырезались?! Я, правда, полагаю, что это развлечение мы устроили себе сами своими же руками, имея соответствующую "частную позицию", как здесь говорится.
Ну и сколько же нужно времени, чтоб все остриэженное наросло вновь?
И сколько нужно лет, десятков, сотен, чтобы по капля выдавить из себя раба?

Reply

yettergjart May 3 2007, 13:41:29 UTC
А у Вас есть какие-нибудь идеи по этому поводу - что можно сделать? Раз мы сами виноваты, так, наверное, сами что-то и можем?

Reply

duns37 May 3 2007, 13:58:52 UTC
Вы меня извините, но ответ мой абсолютно не оригинален: думать, учиться и далее по курсу... в сторону 10 речений.
Правда же, не потрясает воображение?
И еще стараться делать то, что ты сам полагаешь необходимым.
А знаете, что я вам скажу. Вы ведь наукой занимаетесь. Так вот, у физиков-теоретиков при обсчете каких либо процессов модели выбираются чрезвычайно простые, а вот уравнения... Иногда это просто простыни!
Т.е. я имею в виду, простота на входе - вовсе не означает примитивности.
Помните, как Пастернак говорил о простоте в конце дней?

Reply

yettergjart May 3 2007, 14:44:23 UTC
Я не занимаюсь наукой - увы :-) Я редактор в журнале "Знание-Сила". Тексты редактирую. И при чём тут наука?

Пастернака, конечно, помню. Но у меня и в мыслях не было упрекать Вас в примитивности!! от чего же вы защищаетесь?? я же не нападаю!!

Восстанавливаю ход рассуждений, а то запутаемся. Речь шла о том, что, как Вы сказали, мы сами (я? Вы? - сомнительно, но вдруг...) погубили общество, в котором живём, своим неучастием - своей позицией частного человека. А я спросила, если это так, то что мы можем сделать для исправления ситуации? Я предполагала, что Вы в ответ скажете что-нибудь о достойных, по-Вашему, формах не-частности, формах участия. Вы мне предложили думать и учиться :-)Думать - ну вроде бы думаю, хотя, наверное, не так, как следовало бы, раз выхода не вижу? А учиться - ЧЕМУ? Что такое 10 речений - я то ли не помню, то ли не знаю. Приходят на ум только 10 заповедей, но это вроде бы не о том! :-)

Reply

duns37 May 3 2007, 15:28:39 UTC
Нет, вы меня неправильно поняли. Я не отвечала на этот вопрос, имея в виду вас конкретно. Сказанное относится к каждому из нас. Речь не идет о том, что вы конкретно что-то не то сделали, или я. Но социум, видимо, связывает нас всех, и правых, и неправых, и средних.Я имела в виду также то, что в буйствах советской власти виноваты не какие-то конкретные персоны, хотя их заслуг я не умаляю, а вот сам социум, народ и т.д. Мысль эта несколько непопулярная, м.б. Однако же.

О примитивности я говорю не вам, а как бы рассуждая, понимая при этом, что так эти рассуждения могут выглядеть. Это не защита от вас, избави бог. Это сравнение, размышление и т.д. И вообще, меня все больше на лаконизм тянет, свойство, наверное, такое.

Учиться следует КАЖДОМУ. И мне, и вам. Более того, я полагаю, что это основная наша задача.

На иврите 10 заповедей как раз так и называются - 10 речений. А так называемых заповедей несколько больше - 613.

Reply

yettergjart May 3 2007, 19:52:39 UTC
Учиться каждому - мысль прекрасная, но в данном контексте - чему именно??

Reply

duns37 May 3 2007, 20:00:06 UTC
Я уже кажется не знаю как сказать. Это ведь как в сказке: Иди туда - не знаю куда.
Я всю жизнь искала, чему учиться.
Когда наконец не почувствовала, что нашла то, что... Ты просто чувствуешь собой, что это - то. Не знаю, как лучше сказать. Ну, глаза открываются, что ли. Для меня в этом месте надобно переходить на стихи.

Reply

jedynka May 3 2007, 19:27:50 UTC
Очевидно, я чересчур индивидуалистична - не ощущаю себя частью этого «мы», да и раба в себе тоже. А вот ваши ассоциации с гражданской позицией мне понравились :). Точка зрения - действительно всего лишь точка.

Reply

duns37 May 3 2007, 19:39:53 UTC
Когда я говорю МЫ я имею в виду вообще нас, людей живущих в конкретной стране, и , так сказать, коллективную ответственность, как бы это проблематично не было. Т.е. мы позволили, чтобы это произошло, и нашими же руками это делалось. Об одном погибшем еще в советское время художнике сказали на его посмертной выставке: "Он смог стать свободным в условиях полной несвободы". Влиял ли он таким образом на окружающих, увеличивал ли степень свободы окружающего мира?
Я не говорю об уничтожающем чувстве вины, но лишь о том. что все делается человеческими руками. И, к сожалению, одним из первых поступков человека было убийство.

Reply

jedynka May 3 2007, 19:46:58 UTC
Да, я поняла... но тогда «мы» расширяется до «мы, люди» - оттого что люди, живущие в конкретной стране, различаются в том же диапазоне, что и живущие в любой другой. Я могу ощущать историческую вину - оттого что это все-таки моя страна (для меня национальность - это язык, ну а он неотменим). Но не личную. Личная - лишь за мои поступки (непоступки).

Reply

yettergjart May 3 2007, 19:50:07 UTC
...Кстати, несомненно чувствуя, что "отсвет" всего, что исторически понаделали русские, ложится и на меня, - я не знаю, ЧТО такое "коллективная ответственность", как с ней следует поступать, как вести себя внутри неё. Что такое личная ответственность - да, знаю очень хорошо. Но коллективная??

ВЫ знаете, КАК с этим быть??

Reply

duns37 May 3 2007, 19:55:37 UTC
Я бы не сказала, что знаю. Я опять заведу старую песню - начать с самого себя.

Насчет коллективной ответственности - я думаю, что если бы мы поняли, что это не злой дядя, не злые большевики или еще кто, а что все это делается из простых элементов.

Ну, на уроке о Холокосте и о Бабьем Яре я говорю, обычно, что Бабий Яр он каждый день и в каждом из нас.
Уфф!!!
Извините, но мы кажется увлеклись. Я начинаю чувствовать себя фонтаном или Остапом.

Reply

yettergjart May 3 2007, 20:00:47 UTC
С себя я уже начала давным-давно, не знаю только, как продолжить :-)

И я прекрасно понимаю, что дело не (только) в злых большевиках, но КАК я буду КОЛЛЕКТИВНО за это отвечать??...

УФФФФФ.

Reply


Leave a comment

Up