Гружу себе тихонечко неаполитанские фотографии на фейсбук - их пересматривание и отбор, отбор и пересматривание - форма рефлексии, между прочим, и из самых действенных, - да печалюсь о невозможности удержать в руках свет и воздух неаполитанских дней с их тонкими, зыбкими, мимолётными оттенками, на которые способна только поздняя осень - магическое время, придающее глубину всему. - Неаполь - тот счастливый случай, когда дело не в красоте, выжигающей глаза: он отчаянно-неравномерен, вызывающе-разнороден, тороплив и скомкан, беззастенчиво-эклектичен (да ведь это - форма свободы!), честно- и свободно-неряшлив, - но в интенсивности, но в тесноте эстетического (скорее вообще - сенсорного) ряда - его много, много, много на каждую единицу пространства! он весь толпится сам в себе, сам себя перебивает, сам себя расталкивает. Он неожиданно-торжествен - и одновременно (что редко бывает!) нетребователен: неаполитанская интенсивность не трясёт реципиента за грудки: смотри же, соответствуй, будь на высоте воспринимаемого… благоговей, в конце концов! Не надо ему никакого благоговения. Он, бесшабашный, милосерден к низкому, он, грустный, со многими темнотами внутри, веселится с ним. Он, приморский, переменчив, как капризная красавица (но эта красота не задаёт дистанции, потому что и щёки перемазаны, и одёжка в заплатках - а глаза горят!), - то дождь охапками, то вдруг солнце в глаза, его колотит (счастливая) лихорадка существования. Он без опаски пускается в преувеличения и безмерность, то в пафос, то в мрачность, то в хохот. Он старик и подросток сразу, вперемешку (кто больше? оба больше!). Не трясёт, нет, - но хватает в охапку и кружит, кружит, кружит… - а то бежать наперегонки, а то потягиваться и лениться. Дурачится, резвится, хмурится, дичится, отворачивается, бросается в объятия - и всё это сразу, не пройдёт и пяти минут от перепада до перепада. Он тревожен (тёмные складки дворов - не хуже петербургских; со сложным и многослойным подсознанием - это сразу, телесно понимаешь, даже не зная, о чём оно) и свободен, напряжён и бесшабашно-пофигистичен одновременно - ну как такое может быть? А ведь может! И щедрое, щедрое, распахнутое море, живой и чувственный опыт безграничности, которого хватит на все глаза, сколько ни смотри. - Ну как такого не любить? Вот и я говорю.
This entry was originally posted at
https://yettergjart.dreamwidth.org/479463.html. Please comment there using
OpenID.