3 дня по Волыни и Галичине (часть 3)

Dec 21, 2012 17:23



(Части 1 и 2 смотрим соответственно здесь и здесь).

Итак, переночевали мы на самом юго-востоке Тернопольской области, в городе с вкусным названием Борщив (Борщів). Южнее уже начинается Черновицкая область, а восточнее - Хмельницкая.

На самом деле название города совсем не столь однозначно происходит от слова "борщ". Так, ученые склонны производить его от растения "борщівник" (рус. "борщевик"), молодые побеги которого с давних пор употребляли в пищу. Сами же горожане придерживаются легенды, согласно которой в конце XV века, во время одного из татарских набегов, разгневанные жители города утопили не в меру обнаглевшего вражеского вожака в огромном котле с борщом. В память об этих событиях, или же просто так, в городе ежегодно проводится фестиваль борща "Борщ'їв". Правда, в наше время все обходится без утоплений и каких-либо серьезных эксцессов. При случае стоит также посетить традиционный фестиваль вышиванок.

Собственно, времени даже на беглый осмотр города на этот раз у нас не было, успели только пробежаться буквально галопом по пешеходной аллее, берущей начало практически прямо от гостиницы. Впечатление довольно неоднозначное: некоторые дома заметно обветшали, но в целом местные власти активно ремонтируют центральную часть города и приводят ее в порядок. На афише местного кинотеатра - перечень праздничных мероприятий ко Дню Независимости. М-да. Вите Януковичу и Диме Табачнику такое бы явно не понравилось. Ну, да кто же их здесь спрашивать-то будет?

Успеваем заскочить в магазин (расположен в одном здании с гостиницей, ассортимент вполне на уровне, а вот пунктуальность в смысле соблюдения времени открытия - не очень) и запасаемся водой в дорогу. На этот раз путь наш лежит на запад, в окрестности села Бильче-Золотое (Більче-Золоте). Местные жители из поколения в поколение передают легенду, согласно которой село названо в честь девушки по имени Бильча, спасшей селян от злого пана, который обложил их непомерными налогами. Бильча, к которой сватался этот самый пан, убила злого властителя, а саму спасительницу замуровали живьем в каменную скалу.

Итак, пересекаем поля по ничем не примечательной проселочной дороге. И вдруг глаз цепляется за что-то не вполне обычное. Как вам это:



Линия электропередачи в чистом поле внезапно заканчивается трансформатором. К чему бы это и для кого?!



Разгадка не заставила себя ждать. Малоприметная дыра среди валунов, уходящая под землю, и мопед возле нее.



Дыра - это "парадный" вход в знаменитую пещеру Вертеба, а мопед - личный транспорт нашего сегодняшнего гида, Мирослава.

Пещера эта - одна из крупнейших в Европе. А с учетом того, что изучение ее все еще продолжается, местные энтузиасты надеются, что она может оказаться и самой протяженной. Ну, а кроме того, именно в этой пещере обнаружена крупнейшая стоянка древних людей, принадлежащих к трипольской культуре. Причем это - единственное известное место, где трипольцы жили под землей. Все остальные известные на сегодня поселения трипольцев были наземными.



Впрочем, по понятным причинам туристов в малоизученные коридоры не водят. А в тех, в которые водят, все очень даже благоустроено и уютно. Ну, насколько уютно вообще может быть при температуре +8 градусов. Электрическое освещение (так вот для чего трансформатор-то!), дорожки, посыпанные песком. Впрочем, стоит сделать буквально шаг-другой в сторону - и тут же начнешь вязнуть во влажной глине.



Стены и свод пещеры - из гипса. Но как же не похож этот природный гипс на тот белый порошок, которым пользуются врачи, строители и скульпторы!



Он темно-серого, местами почти что черного цвета. Жаль, фотография (тем более - сделанная на бегу и в явно не лучших условиях освещения!) не может передать тот удивительный блеск мерцающих кристаллических вкраплений, чем-то напоминающий блеск гранита.





Многолисленные коридоры и гроты. И - уйма летучих мышей! Женщины шугаются, я судорожно пытаюсь поймать хоть одну мышку в объектив. "Не бійтеся," - смеется Мирослав. - "Це найлагідніші у світі створіння!" ("Это самые кроткие в мире создания"). Фотоохота тоже оказывается тщетной: выдержка под землей получается слишком большой, и на снимках не остается даже невнятной тени.









А вот и место раскопок. Слева гипс обожженный, привычного белого цвета. Явный признак того, что здесь горел костер.



И остатки древней кухонной утвари.







Просматривая позже свои фотографии, я увидел странные "светящиеся" пятна, отчетливо заметные на многих снимках.



Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть и радужную оболочку, и некую тонкую внутреннюю структуру. Неужто чьи-то неупокоенные души  слетелись с нами пообщаться? Древние трипольцы - с современными людьми? Кстати, а ведь какой замечательный сюжет мог бы получиться, скажем, для того же Валерия Сараулы!

Увы, на самом деле все не в пример прозаичнее. Загадочные объекты представляют собой всего лишь отражения света ламп на линзах объектива.



Так, если на снимке вверху мысленно соединить два пятна прямой линией, а затем продлить ее еще вправо-вверх на такое же расстояние (за границу снимка), то на этом месте как раз окажется лампочка. А жаль. Так хотелось чего-нибудь красивого и по-настоящему таинственного!





Лаз с утлой лесенкой ведет ведет еще куда-то вниз - прямо-таки, в преисподнюю!





Вот он какой - гипс в природе!





А это - центральное место экспозиции: реконструированная стоянка древних трипольцев. Здесь фигурки людей и посуда (в основном - современные копии), которой они пользовались.





Ага! Попалась-таки, рукокрылая! Вот она: на фоне фигурки мужика с жезлом (или с посохом?), что стоит слева на снимке вверху, явственно пропечатался силуэт летучей мыши!



Загадочная посудина-"бинокль". По поводу ее предназначения до сих пор спорят ученые. Обе чаши без дна.



Керамика с характерным орнаментом. Кстати, и сегодня вполне могла бы рассчитывать на успех. А некоторые изделия удивительно напоминают тепершние украинские глечики и макитры.



Вообще, уже больше 100 лет, еще со времен Викентия Хвойки, не утихает спор в научном мире: а не являются ли каким-либо образом древние трипольцы предками современных украинцев? Новый виток начался, когда попробовали провести сравнительный анализ ДНК. Пока что выявленное сходство не слишком впечатляет. Хотя, с другой стороны, если бы удалось провести, к примеру, сравнительный анализ ДНК Авраама (или Моисея), и кого-нибудь из современных обитателей государства Израиль, - не исключаю, что результат бы тоже многих откровенно разочаровал, а то и шокировал. А насчет наследия - как там сказал поэт: "Ничто на земле не проходит бесследно..." (с)



В этой же пещере во время войны находился и штаб одного из отрядов Украинской повстанческой армии (УПА).  Здесь же была и типография, выпускавшая листовки о тогдашних событиях. По воспоминаниям местных жителей, уже после войны здесь были найдены пишущая машинка и генератор.



И, конечно же, огромный камень, поставленный на 3 камня-"ножки".



Причем стоит он именно на этих трех опорах, не касаясь земли.

Поднимаемся на поверхность и буквально каждой клеточкой впитываем контраст между холодным полумраком пещеры (хоть и "цивилизованной") и ослепительным блаженством летнего дня. Мирослав оставляет свой мопед в крайней хате села и присоединяется к нам в качестве экскурсовода. Наша следующая цель лежит буквально в нескольких километрах. Это село Монастырок все того же Борщивского района, расположенное на берегу реки Серет.



Превое, что бросается в глаза - это Воздвиженская церковь, построенная в XVIII веке. Говорят, местный батюшка небезуспешно изгоняет нечистых духов. Так что дела в парафии идут отнюдь не дурно, а от прихожан буквально нет отбоя.



В саму церковь мы заходить не стали (тем более - служба в разгаре), а прогулялись в обход, к обрыву над рекой.



Вдоль дороги установлены кресты - всего 12. Только символизируют они здесь не кальварию (путь Спасителя на Голгофу), а 12 семей, составляющих село. Раз в год сюда съезжаются родственники, и каждая семья украшает зеленью свой крест.



Сквозь заросли можно увидеть потрясающие пейзажи!





А вот и цель нашего путешествия.





Дежа-вю прямо-таки какое-то! Снова камень! И снова на трех подставках стоит, не касаясь земли. Кем, когда и для чего он здесь поставлен - можно только гадать.



Судя по выдолбленному углублению в форме креста, камень жертвенный. Перед большими религиозными праздниками сюда заливают воду. Говорят, что через три дня она и дно углубления принимают цвет крови. От крестообразного углубления тянется узкая канавка. Для чего она? "Кровосток!" - осеняет жутковатая догадка. - "Это жертвенных животных здесь резали, а кровь по ней стекала на землю!" На самом деле, все не столь однозначно. Причина появления загадочной канавки могла быть и вполне прозаической. Не исключено, что по этой линии сначала собирались разрезать камень. Тогда это делали так: сначала выдалбливали узкую канавку, а затем разламывали глыбу, вбивая в нее клинья. Возможно, выдолбили сначала канавку, а потом передумали резать именно по этой линии. Ну, а канавка осталась.





И главная достопримечательность: древнеславянский пещерный храм IX века ("Языческая" пещера).



С самого начала мое внимание привлекли какие-то непонятные звуки. По мере приближения к пещерному храму они становились все ярче и отчетливее. Протяжное многоголосое "О-о-о-о-ммм! О-о-о-о-ммм!" - монотонно и в унисон. К чему бы это?



Ответ оказался неожиданным и породил новую загадку. Оказывается, пещеру облюбовали буддисты и проводят в ней свое служение!



При этом христианские иконы и прочая религиозная атрибутика их нимало не смущают. Ну, а самое необычное и удивительное в пещере - это лик Иисуса с закрытыми глазами.



Икона символизирует Христа, который закрыл глаза, будучи не в силах смотреть на бедствия, которые творили люди. Говорят, что перед иконой Господь отпускает даже самые тяжкие грехи. По легенде, изображение Иисуса явилось монахам в виде игры света и тени. Икона, которую мы можем видеть сегодня, нарисована монахами краской поверх чудотворного изображения. Ее восстановили в 2001 году.





Солнце пробивается сквозь щели между каменными плитами, накрывающими грот.



Выходим на самый край каменного утеса, отвесно вздымающегося над рекой Серет, и восторженно релаксируем. Господи, красотища-то какая! Островки зелени посреди русла принимают самые причудливые очертания - то географической карты,





то диковинных животных,



то сердечек - чего только здесь не увидишь! Главное - не зазеваться и не сделать по рассеянности шаг в пропасть.



Где-то далеко-далеко внизу мальчишки безмятежно ловят рыбу.



Здорово здесь, и уезжать никуда не хочется! Но время неумолимо: садимся в автобус и движемся на восток. Следующая остановка - замок в городке Скала-Подильска (Скала-Подільска) на реке Збруч. Вообще, по Збручу долгие годы проходила граница между двумя империями: сначала - между Австро-Венгерской на западе и Российской на востоке, а затем - между Польшей и Советским Союзом. Соответственно, и люди на правом и левом берегах на протяжении веков испытывали заметно разное влияние и, как выражаются местные острословы, "Що у Борщові "добрий день" - то у Кам'янці (-Подільському - прим. yes1111) - "здрасьтє"".



Сам замок (в деревянном варианте) был построен на месте древнерусского городища и разрушен монголо-татарами. В 1370-х гг. литовские князья Кориатовичи Построили каменный замок.



С 1515 года замок был собственностью каменецкого старосты Станислава Лянцкоронского, который его перестроил и укрепил.







На протяжении веков замок много раз переходил из рук в руки, неоднократно разрушался и отстраивался. В 1-й половине XVIII в. скальский староста А. Тарло выстроил на остатках предыдущего здания дворец в стиле барокко, отделанный белокаменным декором. Но через несколько лет после окончания строительства этот дворец сожгла молния.









С конца XVIII в. до 1939 г. замок был собственностью семьи Голуховских. В 1930-е годы польские власти обеспечивали сохранение руин замка, произвели подробное фотографирование и архитектонические обмеры. В советские годы замок разбирали на строительные материалы.









В наше время сохранились четырехъярусная пороховая башня, часть оборонительных стен, руины башни над Збручем и развалины дворца с остатками каменного орнамента.







Крест в память бойцов УПА.





Часовня и источник.



Итак, мы снова в пути. Теперь устремляемся на северо-восток, в сторону Хмельницкого, а затем - Житомира. По дороге останавливаемся пообедать в городе под названием Городок (читатели старшего поколения вспомнят, что именно тамошний завод был едва ли не монополистом по производству сгущенки в СССР). Но по-настоящему нас интересует городок, носящий название Меджибож (Меджибіж) в Летичевском районе Хмельницкой области. А еще точнее - находящийся там замок, второй по популярности в Украине после Каменец- Подольского.



Замок этот строился в период с 1362 по 1540 г., хорошо сохранился до наших дней и представляет собой очень красивое и весьма внушительное сооружение.



Увы, внутрь нам попасть не удалось. Дело в том, что поездка наша пришлась на праздничные дни, а по такому случаю в замке был устроен не то фестиваль, не то рыцарский турнир. В общем, предложили нам купить входные билеты сразу на 3 дня - естественно, не за 10 - 15 гривен, входящих в стоимость поездки, а совсем за другие деньги. Посовещавшись, мы решили не доплачивать, а просто обойти замок снаружи. Забегая вперед, отмечу, что наш гид и директор "Диная" Андрей Найдек (он же
dinaitour ) возместил нам ущерб за ужином, заказав дополнительно очень вкусные десерты :)



Вот всего лишь три снимка, отражающие в какой-то мере происходившее в этот день внутри. Снято на бегу и, как говорится, через щелочку.







А это уже у стен замка. Нет, герла в средневековом прикиде, c мобильным телефоном возле уха и с пачкой сигарет за поясом, на фоне пивных шатров "Оболонь" - это, все же, нечто!





Участники действа расположились возле замка палаточным городком.





Да что там - целым табором, со всех сторон!













Кони, правда, за рыцарских сойдут с большой натяжкой. Если не ошибаюсь, тогда на таких еще не ездили...











Говорят, двор имеет внутренние размеры 130 х 85 м. А снаружи, по-моему, гораздо больше!











Ну, вот и вернулись в исходную точку.



Сарай неизвестной исторической ценности. Попал зачем-то в кадр - ну, не выбрасывать же!



Реклама на дорожных знаках.



И участники тусовки в самых невообразимых нарядах.







А это вид на замок с мостика, что над шлюзом, который над речкой.





Красиво, только ходить надо очень внимательно и аккуратно: кроме щели между рельсами, в которую запросто можно провалиться, есть еще и многочисленные дыры в ветхом бетонном настиле.



Башня в стороне. Не помню уже, как она называется правильно: турецкая? Или татарская? В общем, время поджимает, и мы выдвигаемся в сторону Бердичева, чтобы успеть засветло увидеть монастырь Босых кармелитов.



Нет, ходили они, конечно же, не босиком, а в деревянных башмаках. Просто название указывает на принадлежность к так называемым нищенствующим католическим орденам, которые целиком зависели от милостыни людей на средства к существованию.



Строение монастыря расположено на живописном берегу реки Гнилопять, рядом с плотиной.



Вода струится сквозь шлюз.



Монастырь-крепость ордена Босых Кармелитов был открыт 22 июля 1642 г., основан он воеводой и генеральным старостой Киевского края Янушем Тишкевичем, в  1630 г. Я. Тишкевич передал для будущего храма свой замок-имение в Бердичеве с несколькими ближайшими селами. В день открытия монастыря воевода подарил икону Пресвятой Девы Марии, которая хранилась в семье Тишкевичей. К монастырю стали прибывать паломники, город Бердичев стал расширятся, дабы вместить вновь прибывших ремесленников  и торговцев, кляштор (монастырь-крепость) приобретает значение большого экономического центра . Король Польши осознавая значимость крепости на Украине начинает выделять средства на починку крепостных стен, снабжает крепость пушками, позднее здесь разместили военный гарнизон.



Во время казацкой революции 1648 г., в связи с насильственным навязыванием унии, кляштор стал объектом общей ненависти местных жителей и был разрушен в ходе сражений войск Б. Хмельницкого с польским гарнизоном под предводительством Тишкевича. Образ  Матери Божией был вывезен беглыми Кармелитами во Львов, там икона пробыла в монастыре сестер Кармелиток 73 года, вплоть до 1721 г..



Декретом Люблинского Трибунала от 1717 г. земли и храм были возвращены монахам, в том же году проведена реконструкция монастыря и возвращена икона Матери Божией.  После подавления "помещичьих бунтов" 1831 и 1863 гг. российское правительство начинает репрессии по отношению к кляштору. В 1832 г. закрываются  кармелитские школы, в 1844 г. запрещена типография, в 1864 г. запрещено издание Бердичевских календарей в Житомире за их политическое содержание, а в 1866 г. упразднен и сам кляштор.



16 июня 1918 г. кармелиты смогли восстановить права на владение монастырем и вновь вернулись,  В 1926 г. после смерти отца Терезия Болеслава Штобрина - последнего из кармелитов, храм  был забран в государственную собственность. В верхнем костеле был создан музей, а в нижнем - кинотеатр.  В 1941 г. возник пожар в котором скорее всего была уничтожена чудодейственная икона.  С 1970 по 1980 гг. власти Бердичева при участии реставраторов из Киева проводят реставрацию храма, в 1991 г. монастырь был передан католической общине. В 1997 г. копия иконы была освящёна и коронована Папой Римским Иоанном Павлом II.



Небольшое лирическое отступление, просто не смог пройти мимо: какимо-то странным образом мутировал фейс Наташки ("Вперды") Королевской на плакате. Что-то такое стало из-под него проступать... М-м-м... Инна Геббельсовна, не вы ли случайно?





А вот и вход в монастырь.



Строения на территории.







И старинные пушки.



В лучах заката...



А это уже в ресторане, за ужином. Предполагают, что в годы своего расцвета монастырь выглядел именно так.

Ну что ж, все хорошее, как водится, имеет свойство заканчиваться. Закончилась и наша программа. Как ни грустно, но пора домой. По дороге единственным неприятным моментом стала поистине феерическая пробка, начавшаяся уже километров за 90 до Киева. Одну из проезжих частей хваленого автобана Киев-Чоп им. Бори Колесникова почти на всем протяжении закрыли на доукладку недостающего слоя асфальта, к чему массово возвращавшийся в Киев после праздников народ оказался совсем не готов. В результате весь транспортный поток наглухо встал, без каких-либо обнадеживающих перспектив.

Что ж, по такому случаю откинули экран, а водитель Борис, порывшись в своих загашниках, извлек диски с фильмами. В результате посмотрели пару серий Леонида Парфенова про завоевание Сибири, потом - "День выборов", и еще - "Самоубийц". В итоге благополучно добрались до "Дачной", только не в 23:00, как планировалось, а после часу ночи. Так что домой пришлось добираться на такси. Первое впечатление, как только высадились в Киеве: как, и это уже все? Душа требовала "продолжения банкета", невзирая на усталость. Нет, в самом деле: с утра лазить по пещерам и любоваться замками, а ночевать уже дома, в своей постели? Как-то неправильно все это. Хотим еще! И поедем снова. Обязательно.

отчет, отпуск

Previous post Next post
Up