Ола, Каталония! Гауди - сказка в архитектуре. Совершенность незавершенности. Саграда Фамилиа

Dec 03, 2014 12:59

Искупительный храм Святого семейства (Саграда Фамилиа), который сам Гауди считал своим главным детищем. Ему он отдал 43 лет своей жизни и умер, так и незавершив начатое. Это - одно из самых впечатляющих сооружений всей Испании, и уже давно - символ Барселоны. Сам Гауди Гауди желал, чтоб она стала главным католическим храмом не только страны, но и мира.




Храм был заложен в 1882 году, и поначалу Гауди (31 год) не имел никакого отношения к строительству и проектированию. Идея создания Храма принадлежала барселонскому книготоргоцу Жузеппе Мария Бокабелья, создавшего Ассоциацию почитателей Святого Иосифа. Возведение храма было поручено архитектору Франсиско де Вилья. Едва начали возводить стены часовни, как из-за конфликта между Ассоциацией и архитектором архитектор отказался от заказа. Поэт Жуан Марагель, друг и почитатель таланта Гауди, и богатый промышленник,меценат и друг Гауди -Эузебио Гуэль предложили кандидатуру Гауди. В ноябре 1883 года Гауди возглавил строительство, и руководил им до самой своей смерти в 1926 году.



Фрагмент верхней части Портала Любви в виде кипарисового ствола. Прочность этого дерева и его способность оставаться всегда зеленым символизирует вечность в представлении Гауди

Гауди сохранил основной план своего предшественника де Вильара, задумавшего возвести церковь в неоготическом стиле, но успел только построить часовню (крипту) под апсидой, - латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами. Конфигурация же трех фасадов в процессе строительства менялась неоднократно. Как и во всех своих работах, Гауди не делал окончательного проекта.Он лишь набрасывал основные формы и направления, импровизируя и меняя детали по ходу строительства, иногда даже ломая уже построеное.



Западный фасад, работы Джузеппе Марии Субиракса

Глубоко религиозный человек, Гауди решил рассказать историю Святого семейства по-своему, сделать собор архитектурным воплощением Нового Завета. Замысел архитектора был грандиозным, можно сказать -- необъятным. Он намеревался возвести храм длиной 110 и высотой 45 метров. Каждый из трех фасадов, символизирующих три религиозных добродетели - Веру, Надежду и Милосердие и отражающий один из трех центральных сюжетов: "Рождество", "Страсти Христовы" и "Воскресение", должен быть увенчан четырьмя башнями - колокольнями, в честь двенадцати апостолов. Огромных колоколен задумано было четыре -- по числу евангелистов. И еще два колоссальных шпиля в честь Богоматери и Иисуса Христа. Последнему предстояло подняться на 170 метров. Планировалось возвести три фасада, рассказывающих о различных эпизодах из жизни Христа.



Голуби воркуют на кипарисовом дереве

В лепных рельефах и панно фасадов с помощью визуальных образов должна была отразиться земная жизнь Спасителя. Скульптор Джузеппе-Мария Субиракс создал по эскизам Гауди около ста скульптур на темы Страстей для центрального фасада на Западном портале.



"Благовещение" на Портале Любви.

Гауди успел создать лишь один со сценами из начала Нового завета посвященными Рождеству. Мы видим как Дева Мария и старец Иосиф склонились над колыбелью Иисуса, как пришли, принеся дары в Вифлиемскую пещеру, волхвы, как Бог - отец с небес благословляет это событие, а Ангелы играют в честь него на арфах.



Скульптурная композиция с Портала Любви "Коронование Марии".

Во Врата Надежды вмурована каменная глыба со священной для каталонцев горы Монтсеррат. Великий Мастер хотел создать первый кафедральный собор XX века. Он хотел построить целую вереницу таких соборов.



Как ребенок, строящий домик на морском берегу из натеков мокрого песка - нак возводил Гауди свой Храм

Гауди обожествлял природу. У него церковные шпили превращены в снопы злаков и кукурузные початки. Оконные арки увенчаны корзинами с фруктами. С фасадов свисают гроздья винограда. Водосточные трубы извиваются в виде змей и рептилий; дымоходы похожи на улиток, решетки - на пальмовые листья.



Гауди первым сумел добиться непрерывной текучести архитектурных форм, доступных лишь живой природе. В его проектах нет ни одной прямой линии, как нет ее в природе.



Головокружительный вид винтовой лестницы башни сверху.



Вид лестницы снизу - и снова, закручивающаяся спираль ракушки

Первые двадцать пять лет работу над Собором Гауди сочетал с другими частными заказами.
Но с 1914 года в последние 12 лет он отказался от новых проектов и целиком сосредоточился на Храме. А за год до смерти даже оборудовал себе жилье в соборе, своем главном детище, чтобы руководить строительством безотрывно.



Одна из башен восточного фасада

Когда его спрашивали, когда же будет закончена Саграда Фамилия, он отвечал: "Мой заказчик не торопится". Кое-кто утверждает, что храм Святого Семейства вообще никогда не будет закончен и что тайный замысел Гауди заключался в том, чтоб сделать его строительство вечным.



Вид башни снизу через проем винтовой лестницы.В центре спирали - отверстие для подвески колокола цилиндрической формы.

Шел 1926 год. Великому мастеру было 74 года. А Барселона готовилась к Всемирной выставке.
В сильно разросшемся за времена Расширения ( Эшампла) городе был пущен трамвай. Первый ярко-красный вагончик, забитый веселой, нарядной публикой, резво побежал по рельсам 7 июня 1926 года.
7 июня (по другим источникам - 10-го) 1926 года Гауди вышел на свою обычную прогулку в церковь Сан Фелипе Нери. Он шел, погруженный в свои мысли, и не заметил приближающийся трамвай. Он был еще жив, когда его доставили в больницу. Гауди всегда уделял очень мало внимания своей внешности, и его не сразу опознали, приняв за бездомного. Его отвезли в новую больницу Святого Креста - красивый комплекс, построенный в стиле модерн вечным соперником Гауди архитектором Доменек-и-Монтанером неподалеку от очень важного места - строящегося храма Саграда Фамилиа. Он прожил еще три дня. Его похоронили в любимой им часовне - единственном месте в Храме, где сейчас совершаются богослужения.



Несколько месяцев спустя после смерти Гауди Барселону посетил молодой японский скульптор Кендзи Имаи. Он был настолько потрясен Храмом, что решил создать в Нагасаки собор на основании изучения работ Гауди. С тех пор началось паломничество японцев в Барселону. Немецкий архитектор Гропиус в пятидесятые годы посетил часовню Колонии Гюэль. Более часа он не мог вымолвить ни слова, созерцая это чудо. Впервые посетив Барселону в 1927 году, Ле Корбюзье сказал: " Это - великий строитель нашего века". На выставке  "Корни нашего века" в Париже в 1961 году был признан вклад Гауди в мировую архитектуру. Во всем мире самобытность Гауди рассматривается как высочайшее искусство всех времен и народов.



К моменту трагической гибели Гауди были закончены лишь фасад Рождества, апсида, склеп и башня святого Бернарта. Прекрасно понимая, что строительство не удастся завершить, Гауди оставил своим последователям подробные чертежи, макеты в масштабе 1:10 и эскизы дизайна. Интересно, что проведенный недавно компьютерный анализ подтвердил точность расчетов мастера, проверявшего устойчивость модели с помощью мешочков с песком, подвешиваемых к макету.



Строительство продолжилось и после смерти Мастера, хотя многие требовали прекратить сооружение "Саграда Фамилия", считая кощунственным вмешиваться в работу гения. "Это все равно, что приделать руки к статуе Венеры Милосской или пытаться закончить скульптуры Родена", -- возмущался архитектор Хосеп Антон Асебильо. Сальвадор Дали был еще более категоричен: "Даже мысль о том, чтобы достроить "Саграда Фамилия" бюрократически рациональным путем, без помощи гения, была бы предательством по отношению к Гауди. Пусть она останется там, как огромный гниющий зуб".



Сам же Гауди, понимая, что всей его жизни не хватит, чтобы довести до конца задуманное, был против остановки строительства после его смерти. Незадолго до кончины он заметил, что "на завершение грандиозных церквей уходят века" и приводил в пример собор Святого Павла в Риме, соборы Кельна и Реймса.
Конечно, современные зодчие и строители далеко отошли от того, что задумал архитектор. Он и это предвидел. Как-то сказал, что "сделает лишь контурный эскиз фасада Рождества. Остальным займется другое поколение".



А сегодня мы видим и второй, западный фасад, работы Джузеппе Марии Субиракса, который хоть и сохранил идею своего предшественника, но резко изменил стиль работы. Кого и чего только здесь нет! Мария Магдалина и Череп Адама, Христос снимающий с первого человека первородный грех, Туринская плащаница с отпечатком лица Иисуса, сам Христос, совершающий свой последний земной путь на Голгофу под тяжестью креста, римские легионеры и Святая Вероника, промокнувшая Спасителю лицо.



Храм продолжают строить до сих пор, но Гауди не оставил чертежей, и его преемникам приходится очень трудно. Несмотря на поистине всенародные пожертвования (в них приняли участие даже барселонские евреи, внесшие свою лепту - пять миллионов), по подсчетам специалистов, при самом благоприятном раскладе, оно продлится минимум 65 - 70 лет. В финансировании строительства Саграда Фамилиа фактически участвует каждый турист: те девять евро, которые он платит, чтобы осмотреть памятник, идут в специальный фонд. Ежегодно только входные билеты и продажа различных сувениров приносят 10 миллионов евро в копилку храма. Ожидается, что эта цифра возрастет до 12 миллионов. По подсчетам, если фонд будет пополняться хотя бы на 10-12 миллионов ежегодно, то сооружение "Саграда Фамилия" завершится к 2022 году. То есть с момента закладки первого камня до окончания строительства пройдет 140 лет.



А между тем в Ватикане рассматривается возможность канонизации Гауди. Процесс уникальный: ни один художник до сих пор не причислялся к лику святых -- слишком грешный, видимо, это народ. Но Гауди был другим. В его художественном фанатизме было что-то от стоицизма христианских подвижников.
Движение за канонизацию своего великого земляка начали каталонские католики в 1994 году. Идею поддержал архиепископ Берселоны Рикард Мариа Карлес. При его активном участии Епископальная конференция приняла по этому вопросу положительное решение. Рикард Мариа Карлес официально начал полагающуюся по такому случаю процедуру, о чем было сообщено 20 августа 1998 года в "Оха Домикал", официальном вестнике архиепископата Барселоны.



Вид на Барселону с одной из башен Саграда Фамилиа

Гауди мечтал сделать Барселону католической столицей Испании. Он хотел вернуть Каталонии былое величие. Он добился своего. Отныне Барселона не мыслится без Храма Святого Семейства Гауди, как Париж - без Эйфелевой башней и Нью-Йорк - без Статуи Свободы. Саграда Фамилиа, совершенная даже в своей незавершенности, стала символом Барселоны.

Продолжение следует...

Ола, Каталония!
Монтсеррат. По дороге в Монтсеррат
Монтсеррат. Монастырь Монтсеррат
Монтсеррат. Прогулка к часовне Сант-Хуан
Монтсеррат. По пути Святой Девы Марии к часовне Санта Кова
Драконы Барселоны
Барселона. Пешком по Ла Рамбла
Барселона. Дали, которого я не знала
Барселона. Испанская деревня
Барселона с крыши туристического автобуса
Гауди - сказка в архитектуре. Часть первая. Парк Гуэль
Гауди - сказка в архитектуре. Часть вторая. Каса Батльо
Гауди - сказка в архитектуре. Часть третья. Ла Педрера
Гауди - сказка в архитектуре. Совершенность незавершенности. Саграда Фамилиа
О-па! Барселона "сзаду". Музей эротики
Ола, Каталония! Знойный мужчина... Мечтаааа...
Все - в парк! "Порт Авентура" - парк развлечений для больших и маленьких
Наскальные рисунки на улицах Барселоны

путешествия, Испания, Барселона, Ола Каталония!

Previous post Next post
Up