Из Анталии без пляжей и шопинга. Термессос (5). Верхний западный некрополь - могила Алкетаса

Aug 28, 2023 08:00

Начало:  Термессос. Нижний (северный) некрополь.
Термессос. Природная крепость
Термессос. Античный театр
Термессос. От Агоры к верхнему южному некрополю

В последний день нашего путешествия мы возвращались ближе к Анталии.
Но не совсем в Анталию - сегодняшней нашей целью был древний город Термессос.
Этот огромный когда-то город, в период своего расцвета населённый 150-ю тысячами жителей, совершенно не реставрирован, хотя и находится всего в 34-ти километрах на северо-запад от Анталии на горе Голлюк на высоте более километра. Визит в Термесcос - это поход по горам, а не экскурсия по ровным дорожкам.
Бродили по горам и по развалинам огромного античного города мы целый день, потому и постов о нём будет несколько.
Наш поход по руинам Термессоса мы начали с ближайшего к стоянке Нижнего Некрополя.
Древний город имел настолько удачное расположение, что завоевать его не смог даже Александр Македонский.
Античный театр Термессоса великолепно расположен в обрамлении гор и чудесных видов.
Прошли через развалины Агоры, верхний южный некрополь и добрались до самой верхней точки города, где сейчас находится смотровая площадка пожарной станции.

А оттуда уже спустились к верхнему западному некрополю. Именно там находится самое известное захоронение Термессоса - могила Алкетаса.

С самой верхней южной точки древнего Термессоса спускаемся влево к верхнему западному некрополю.

Некрополи расположены с трех сторон Термессоса - на юге, севере и западе. Города мертвых занимают в этом поселении гораздо больше места, чем города живых. Но основная их концентрация на возвышенностях к западу и югу.

Самое известное захоронение в этой части города - гробница, датируемая 4 веком до нашей эры, которая, как предполагают, принадлежит Алкетасу.

Могила высечена в уступе в углу скалы, внизу есть скамья.

Сверху рельефная решетка между пилястрами,

Над ней фронтон и орел с распростертыми крыльями, держащий змею.

По фасаду гробница была украшена замечательной резьбой, от которой до нашего времени мало что сохранилось.
Различные очень сильно поврежденные наскальные рисунки и рельефы по обе стороны от гробницы включали фигуры Гермеса и Афродиты.

Лучше всего сохранился прекрасный рельеф всадника с доспехами пехотинца.

И комплект оружия: шлем, щит и меч - вооружение пешего воина. Гробница и её рельефы хорошо соотносятся со временем гибели Алкетаса, а доспехи воина напоминают вооружение армии Александра Македонского .

Чтобы узнать, кто такой Алкетас, вернемся к истории древнего Термессоса.
Впервые Термессос и его жители - солимы, упоминаются в литературе в древнем мифе на страницах "Илиады". Беллерофонт, греческий герой, после победы над Химерой был послан царём Ликии завоевать Термессос. Ему удалось заставить жителей Термессоса сдаться, пролетев над горами на крылатом коне Пегасе и забросав мятежников камнями.

Помимо этой истории, мало о древней истории Термессоса мало известно, и большая часть истории города построена на догадках и предположениях:  считают, что город был основан местным писидским племенем. Это же племя расселилось на территории нынешней провинции Испарта,  там они построили город Сагалассос. Жители Термессоса называли себя Солими, и это имя, согласно Страбону, произошло от Солимея, анатолийского бога, который в более поздние времена стал отождествляться с Зевсом. Об этом свидетельствуют отчеканенные в Термессосе монеты с изображением божества и его именем.

Первое историческое упоминание о Термессосе относится к 334 году до нашей эры. Тогда в эти места прибыл Александр Македонский , чтобы захватить Термессос. Однако его попытки не увенчались успехом -  глубокие ущелья и крутые горные склоны обеспечили жителям Термессоса достаточную защиту. В конце концов Александр решил оставить Термессос в покое, направив свою армию на Сагалассос. Примечательно, что Термессос стал одним из двух городов Малой Азии (вторым из которых был Силлион), который македонская армия не смогла завоевать.
Арриан в своем рассказе об этом событии  отмечает, что холмы ниже Термессоса с обеих сторон спускаются близко к дороге, оставляя только узкий проход, который легко защитить.
На фотографии это отлично видно.

Ещё четырнадцать лет спустя Термессос сыграл интересную роль в истории региона, когда против одного из преемников Александра - полководца Антигона, восстал другой полководец - Алкетас.
В это время (эллинистический период) Термессос вступил в эпоху великого процветания. Но после смерти Александра Македонского город был замешан в распре между его наследниками. Один из полководцев великого македонского царя Антигон Монофтальм (Одноглазый) после смерти Александра провозгласил себя правителем Малой Азии и объявил войну другому претенденту на титул - полководцу Алкетасу, который в то время базировался в Писидии.

Армия Антигона была огромна, и Алкетас с товарищами бежали в Термессос, где жители города сначала укрыли мятежника и обещали его поддержать. Когда же Антигон осадил город, совет старейшин, решив, что это несёт опасность для города и его жителей, и чтобы защитить Термессос, отправил к Антигону гонцов, приготовили ловушку Алкетасу и решили передать его Антигону.

Узнав об этом, Алкетас предпочел смерть пленению врагом - он покончил жизнь самоубийством, и его тело было передано Антигону. Спустя три дня армия Антигона покинула Термессос, оставив тело Алкетаса непогребенным. Молодые люди из Термессоса с большими почестями похоронили Алкетаса, как героя.

До наших дней в нижнем северном некрополе сохранились остатки гробницы с изображением льва. Некоторые считают, что именно она принадлежала военачальнику Александра Македонского, Алкетасу.
Эта?

Или эта?
Основная же масса историков и археологов считают настоящей могилой Алкетаса именно  скальную гробницу в верхнем западном некрополе с изображением сражающегося воина верхом на коне.

Своего расцвета Термессос достиг во 2-м и 3-м веках до нашей эры, население города тогда выросло до 150 тысяч человек. Термессос в то время был союзником Рима, получив независимый статус. Жители города могли устанавливать свои законы, им гарантировалась свобода и право чеканить собственные монеты.
Все развалины города живых, частично сохранившиеся до наших дней, были построены именно в этот период.

Конец процветанию и существованию Термессоса пришел с землетрясениями, разрушившими акведук, снабжавший город питьевой водой. Точный год этого события не установлен, но к 5 веку нашей эры город был уже полностью заброшен и предан забвению с тех пор и до его открытия современными исследователями.

Мощные землетрясения в 5-9 веках превратили величественный некогда Термессос в руины. Так закончилась история легендарного Термессоса. Удаленное и труднодоступное местоположение города спасло его от растаскивания древних камней на строительство жителями окрестных деревень.
В том же виде, в каком Термессос остался после землетрясений, он дошел до нас.

Мы провели в интересном походе (да-да, визит в Термессос - это именно поход по горам) по древнему городу целый день.

Уже вечером возвращаемся в Анталию. Купаемся напоследок в море. Отвозим Галенель и Рана домой (отличный получился поход и чудесное знакомство!), а сами едем ночевать в Бельдиби - чтобы замкнуть круг путешествия.

Утром следующего дня самолет несёт нас домой. Под крылом - такая разная и интересная для активных путешествий - Турция.

Все посты о путешествии: Из Анталии без пляжей и шопинга.

Бельдиби - Капыкыри
Карийская тропа. Дорога в Багаржик
Карийская тропа. К крепости Багаржик
Карийская тропа. Скальные лабиринты крепости Багаржик
Карийская тропа. В поисках короткой тропы через каменный хаос...
Древний карийский город Стратоникея
Акьяка - медленный город
В Сиде
Тропа Святого Павла. На перевале меж двумя ущельями
Тропа Святого Павла. Каменные люди Adam Kayalar
Тропа Святого Павла. Каменные исполины деревни Ballıbucak
Тропа Святого Павла. Ballıbucak - Deli Sarnıç.
Тропа Святого Павла. Deli Sarnıç-Selge, в обратный путь...
Тропа Святого Павла. Амфитеатр Сельге
Тропа Святого Павла. Синие подземные воды Каньона Кёпрюлю
Тропа Святого Павла. Каньон Тазы
Зеленый каньон - через год после пожаров
Античный город Лирбе (Lyrbe)
"Застёгнутые" дома в Таврских горах
Пещера Алтынбешик с подземным озером
Каньон Ахметлер - неожиданная находка!
Природные бассейны на пляже в Газипаша
Утро. Из Газипаша в каньон Сападере
Каньон Сападере
Горы Западного Тавра и долина реки Дим Чай
Сталактитовая пещера Дим
Термессос (1). Нижний северный некрополь.