В разговорах о фотографических жанрах я обычно как-то подчёркиваю, что не очень люблю снимать людей. Подразумеваю конечно традиционные жанры вроде того же портрета. На что мне резонно говорят "ну а как же концерты - ты же снимаешь концерты - какие же концерты без людей - ну и вот!" Вроде как противоречу сам себе, но на самом деле нисколько. Как раз именно в силу специфики жанра логика вполне понятная есть, которую думаю всё-таки надо объяснить.
Дело кстати не в какой-то мизантропии (о чём я иногда говорю - в шутку - но не все выкупают), по большей части я людей люблю. Просто в традиционной портретной съемке человек в кадре не просто центральный объект. Он знает, что его снимают и что-то с этим знанием делает. Ну то есть старается принять какую-то позу, или выражение лица, или что-то ещё (ибо в голове есть некое представление о прекрасном - как он должен выглядеть на этой самой фотографии). В любом случае скорее всего в момент понимания того что его снимают он перестает быть естественным. У фотографа тоже есть некоторое представление о том как должен выглядеть объект в кадре и фотограф тоже пытается с этим что-то сделать. И вот это самое понимание снимающего и снимаемого - оно далеко не всегда совпадает. Можно сделать идеальный кадр по всем признакам (ну там свет отличный, всё как надо обработано, какая-то мимика прикольная поймана и т.п.) но снимаемый посмотрит и скажет "я что-то себе тут не нравлюсь - удали!" Поэтому фотограф тут больше психологом выступает - надо сначала модель разговорить, потом ещё убедить что результат это именно то что надо. Да, есть профессиональные модели, которые знают как работать в кадре - но "заказ" как правило поступает как раз не от них. Поэтому у меня вечная война: сначала долго людям пытаешь объяснить, что ты вообще-то этим не хочешь заниматься, потом соглашаешься, потом долго выслушиваешь, что вот тут они себе не нравятся и вообще не естественно, вот то ли дело %ИМЯ_ФОТОГРАФА_ПОДСТАВЬТЕ_САМИ%. (И это я сейчас даже не беру такой немаловажный аспект, как пост-обработка - портретная фотография здесь очень критична и надо не просто технически быть подкованным но ещё и за трендами следить).
С другой стороны есть репортажная фотография, которая тоже вроде как снимает людей (но на самом деле события - люди просто часть этих событий). И здесь наоборот никаких требований нет - снял как снял, ну а если что-то не получилось, то "что вы хотели - это же репортаж; надо качественную фотку - идите в студию!". Но самое главное - в репортаже люди далеко не всегда работают на камеру и гораздо проще поймать их естественными (по крайней мере если задаться вопросом). Я недавно как раз снимал один достаточно крупный репортаж, и там в очередной раз этот тезис для себя подтвердил: как-то снимаешь людей "из-за угла" - всё норм, живые-весёлые, как только видят что камеру навели - сразу каменные лица и фиг успеешь разговорить (репортаж всё-таки - нет двух часов в студии поработать). Да при такой "ловле" результат становится менее предсказуемым, но зато если всё удалось - выглядит куда интереснее.
Ну а концертная фотография в этом ключе рассматривается как так поджанр фотографии репортажной. По факту музыканты на сцене играют свою музыку и напрямую общаются с высшими сферами, им как правило нет дела до какого-то фотографа - и именно в этом мой интерес их снимать (и тем самым показывать музыку через людей и общий концертный антураж: тут и работа со светом, и всевозможные приёмы - всё работает на художественную составляющую). Да конечно музыканты вполне неплохо могут позировать и "работать на камеру", да - есть всякие кадры достаточно неплохо продуманные и в каком-то смысле постановочные. Но всё равно - вся эта живость которую я люблю - она именно в минимальном воздействии фотографа на процесс (я кагбэ сторонний наблюдатель и даю свой предельно субъективный взгляд на события).
И вот тут пожалуй наиболее раздражающий меня момент. Как правило на каждом концерте кто-нибудь из слушателей считает своим долгом подойти ко мне и сказать "а сними меня!". Ну то есть логика железная "ты снимаешь людей на сцене - а я чем хуже?!" Тем более плохо работает аргумент "ну я вообще-то не люблю людей снимать" (почему подробно написал выше) работает прям плохо. А плюс к этому идёт же ещё аргумент "мы видели твои фотки - нам типа очень нравится; ну сними, жалко штоле?!" Также плохо мои отговорки работают вкупе с тем, что есть довольно много именно что клубных фотографов: задача их репортажа показать именно что людей, отдыхающих в данном конкретном месте, а музыканты для них не более чем фон (если какие-то именитые музыканты - то просто фон более эффектный).
Я как-то давно для себя решил, что мне интересны именно что люди на сцене (всегда есть чётка граница между артистами и слушателями), людей в зале можно конечно снять для того чтоб отчёт был более разнообразным - показать воздействие-реакцию этого самого зала, но это не является основной задачей (если люди в зале не будут показаны для меня ничего страшного не произойдёт). И тем более в этой ситуации нет задачи снимать людей постановочно и включать в отчёт такие фотки как "ну сними меня". У меня вся съемка - это такой стороннее наблюдение за концертом, не за слушателями - этим я ничем не отличаюсь от людей которые снимают концерт на телефон - но почему-то к ним с таким вопросом не подходят. Собственно последнее время я как правило так и делаю: если ко мне люди подходят на концерте с просьбой снять их - я достаю смартфон и снимаю людей на него. Не, ну а фигли =)
Ну а в целом, несмотря на мою нелюбовь к сниманию людей я в себе эту самую нелюбовь пытаюсь как-то пребороть. Поэтому думаю сейчас активно для начала к такой теме как фотосессии музыкальных групп: в своё время забросил, но сейчас прям очень хочу к теме вернуться - так что если у кого-то есть предложения... (всё равно большинство людей не читает дальше первого абзаца, хе-хе)