Зачем я снимаю концерты (и зачем об этом пишу)?

Mar 04, 2024 16:48



Вчера в разговоре с приятелем всплыла вот какая мысль: есть концертная фотография (как жанр и как движуха-тусовка). Люди начинают концертной фотографией заниматься, добиваются какого-то прогресса и успеха, после чего забрасывают эту тему или переключаются на что-то иное (благо жанров разных очень много, есть куда более востребованные, а на концертах можно весьма успешно поднять свой навык с "нулевого" до "достаточно неплохо умею в репортаж" за довольно короткий срок). И в среднем получается, что "жизнь" такого концертного фотографа - 2-3-4 года. И вот на этом фоне я занимающийся этим уже более 15 лет выгляжу некой аномалией. Плюс к этому второй вопрос: ну фото и фото - зачем ещё об этом писать (пытаться делать какие-то обзоры концертов, возможно даже выдавать критику) тем более если об этом никто не просит - остальные же не пишут. Таким образом и сформулировался вопрос, вынесенный в заголовок.



С концертной фотографией на самом деле всё довольно просто. Мне это реально нравится (и как процесс и как результат). Я постоянно подчёркиваю, что не особо люблю снимать людей (о чём хочу сделать следующий пост), но вот концерты дело совсем другое. (Не концертами едиными кстати - есть очень много других жанров, которые занимают меня не меньше и которыми я занимаюсь столь же долго). Просто тех, кто позанимался этим несколько лет и забросил (совсем или переключившись на другие жанры) я тоже прекрасно понимаю. Чтоб в творчестве шёл рост надо постоянно развиваться и поднимать планку. А пары лет реально достаточно чтоб в рамках одного города/области "выдоить тему досуха" - дальше надо либо меня город (ну или выходить на федеральный уровень) либо придумывать что-то другое. Собстенно у меня первый крупный творческий кризис случился как раз года через четыре после начала осмысленной деятельности, когда с одной стороны я "прошёл уже эту игру на максималках" и не знал куда двигаться дальше, а с другой делать также как и раньше было уже не интересно. Просто в отличие от других я придумал какое-то решение для себя, которое позволило этим заниматься и дальше.



Занимаясь каким-то делом (скорее всего творческим, но не обязательно) очень часто по истечении какого-то срока возникает резонное желание оценить "а не фигней ли я занимаюсь, не зря ли я трачу на это своё время". Ну примерно как с локальными музыкальными группами, которые уже давно существуют, но слушает их ограниченный круг людей, а ходит на концерты и того меньше (и что обидно это "меньше" ещё и уменьшается). В общем в какой-то момент группа решает дать концерт по случаю своего юбилея (оно же - прощальный концерт, но об этом никто не говорит) после чего решает вообще забить... ну или начать играть кавера. Хотя есть такие коллективы которые продолжают это делать, по большей части для себя, потому что им нравится то что они делают (а оценка со стороны их волнует куда меньше). И вот если на примере коллектива чаще всё-таки следует распад, то отдельно взятый творческий индивид может заниматься любой деятельностью (зачастую весьма экзотичной и подчас волнующего лишь его одного) сколь угодно долго. И в этом смысле если вместо "концертная фотография" написать "железнодорожная фотография" или "фотографирование канализационных люков" становится чутка понятнее. А можно вообще эти люки не фотографировать, а натурально коллекционировать (кто-то из этого даже музеи потом может делать - не, ну а чо =)



Понятно, что где-то здесь и появляются разные трактовки: для кого-то концертная фотография это работа (а значит она со временем трансформируется во что-то другое - так как снимая концерты в небольших клубах ты не то что себя не прокормишь, даже технику не окупишь), а для кого-то хобби (которое в какой-то момент также приходит к своему исчерпанию интереса и хочется переключиться на что-то ещё - скажем вместо рок-концертов начать театр снимать) - кстати это не значит не возможно совмещение коммерции и хобби =) Так или иначе - такая фотографическая деятельность очень социальна (ну то есть если снимать канализационные люки, то не особо, а вот если скажем уже переключиться на поезда и тем более концерты - то уже очень даже). Как бы я ни говорил, что фотки концертные никому кроме меня не нужны - поскольку на них другие люди, какое-то воздействие-взаимодействие всё-таки есть. И вот здесь пожалуй я для себя и ищу ответ на вопрос "а зачем я собственно концертные отчёты сопровождаю текстами (хотя совершенно спокойно мог это не делать)"



Не секрет, что я технарь и у меня исторически ещё со школы были проблемы с гуманитарными дисциплинами (особенно с русским языком и литературой). Собственно моё стремление начать писать (что-либо) было как раз продиктовано немного эти мои проблемы уменьшить. Ибо лучший способ научиться писать - это писать - эдакая постоянная тренировка, которая позволять хоть понемногу, но совершенствовать навык письменной речи. Точно также как съемка концертов - постоянная фотографическая практика, написания концертных фотоотчётов - практика если можно так сказать литературная. Но это только половина ответа (в конце концов любой отчёт можно было бы делать вполне технично по всем журналистским законам и с использованием всех возможных клише) - главная идея мне видится в другом.



Мой друг Николай уже который год занимаясь историей саратовского рока, стремиться дать максимально объективный взгляд (для чего очень тщательно работает с источниками, перекрестно интервьюирует свидетелей, вычленяет нестыковки и т.п.) Я же наоборот: вроде как осознавая себя частью саратовской рок-тусовки пытаюсь на эту самую рок-тусовку глядеть предельно субъективно. Меня частенько упрекают за то, что вот я на концерте в процессе ругаю-критикую, а потому читают они мой пост а там типа всё хорошо и я всех хвалю (ну типа). При этом то что "фотки с концерта лучше чем в жизни" давно никого не удивляет - я давно уже при создании типа концертных репортажей не ограничиваю себя ни в каких средствах и приёмах, само собой ни о какой объективности там речь давно не идёт. По факту если сложить всё вместе: фотки, тексты, реакции, социальное взаимодействие и получается тот самый проект, который вы сейчас читаете-смотрите "Елкис ходит на концерты, показывает и рассказывает о том, что он там видит". То что этот проект прикидывается (или если хотите содержит элементы) концертной фотографии, музыкальной журналистики и всего остального - что там сейчас модно - не более чем совпадение. Не пониманию почему в 2к24 кто-то может воспринимать всё это на полном серьезе ;-)

мысли вслух, Музыкальная тема, концертные фото

Previous post Next post
Up