"Страшные сказки" (Il racconto dei racconti ), "Сказка сказок", реж. Маттео Гарроне, 2015

Jun 20, 2016 13:57


Какая же это захватывающая для меня оказалась вещь!

Смотрел с таким восхищением, что непередаваемо. Маттео Гарроне снял отличный фильм о том, о чем говорят сказки (но сказки лишь? нет, не только...).

Жаль, что в русском прокате фильм перевели не так, как он значится в оригинале.
Не как "Сказка сказок", а как "Страшные сказки"...



Спасибо за интересную заметку об этоф фильме и режиссере, которую я нашёл у lykasta
Действительно, это глубокое и в то же время впечатляющее кино. Почему-то я вспоминал некоторые ленты Питера Гринуэя, когда смотрел этот фильм.

Вот оригинал записи в ЖЖ:
*   *   *

внутри

для тех, кто не смотрел "Сказку сказок" Маттео Гарроне - посмотрите!
что касается эстетики - это сродни рисункам Леонардо да Винчи
а если говорить о сюжете - это близко к Борхесу




мои любимые моменты... сложно найти любимые, потому что весь фильм как чётки - бусины стеклянных шаров со снегом внутри, знаете, есть такие новогодние подарки - мутная бусина с королем-водолазом, убитым чудищем морским и королевой, пожирающей кровавое сердце; ещё есть бусина с принцессой, принёсшей в подоле голову людоеда: "вот, папа, мой муж".... мальчики-альбиносы под водой... королева с ножом и факелом среди свиных туш, охотящаяся на бастарда...
перебираешь бусины и все они равнозначно прекрасны и отдаются стуком в сердце тук-тук-тук -  четки пороков и страстей человеческих.
король утешает королеву: "душа моя, я подарю тебе счастье... не плачь, душа моя, я подарю тебе счастье."
облачается в водолазный костюм и опускается на дно и гибнет там.
цена беременности.  жизнь за жизнь.
но в материнстве мало счастья для королевы. много страданий. безумная ревность и безумная любовь к сыну. я думала в начале фильма: за что король так любит её? она несчастна и холодна как устрица во льду. но потом поняла, что безумная страсть всегда притягательна даже если это страстное несчастье. королева была страстно несчастлива в своём бесплодии. зачав, она стала так же страстно несчастлива в своём материнстве.
одержимость.
счастье короля, что она не любила его. но и погибель - в том же.
страстные люди ужасны. ужасно прекрасны. убийственны.
и верность блошиного короля своему королевскому слову - тоже ужасна.
но самое ужасное и прекрасное - участь принцессы, отданной в жены людоеду.
если у фильма могло бы быть продолжение, то по логике сюжета следующим мужем принцессы должен стать Кассель. бедняжка. обезглавить его будет проще простого.

после сказки сказок захотелось пересмотреть всего Гарроне.
следующим стал фильм Реальность.
сошел ли тот парень с ума?
вот человек: он живет своей маленькой уютной жизнью, трезво оценивая себя и своё место среди людей. он говорит: я - обыкновенный. меня любит моя семья, мои друзья и я их люблю. мне этого хватает. торговать рыбой и иногда веселить народ на праздниках - это всё.
но все вокруг твердят: нет, ты не обыкновенный. ты заслуживаешь большего. верь в себя. заяви о себе миру. жми. дави до упора. рискни всем.
он поверил в свою необыкновенность. надавил, но мир не лёг под него. парень не сдался. он продолжает давить. всё впустую. мир за пределами его маленького мирка живет по своим законам. он не может поменять эти общие законы, но меняет свои. выдумывает, подтасовывает, сначала вполне сознательно, потом .... а потом у него уже нет другого выхода. итог - паранойя.
жаль его жену и детей. но, как говорится, любишь медок, люби и холодок. вам мало было просто любящего папы? хотелось славы? хотелось? получите.
сцена в парадном, после кастинга, когда семья возвращается домой и им рукоплещут соседи - она прекрасна, как предвестник грядущих побед... архангелы протрубили и вода окрасилась кровью. мозг помутился.

но меня поразило не это. больше всего меня поразили интерьеры и люди - то, как они говорят, мыслят...  человеческое убожество за фантастически прекрасными фасадами.
гуляла по Неаполю лет семь назад. но я не подозревала, как живут люди внутри этого города.

напомнило "Мне не больно" Балабанова. питерские коммуналки. когда-то это были прекрасные квартиры с комнатами анфиладой в прекрасных домах прекрасного города, населенного прекрасными людьми - во всяком случае это был красивый быт российской элиты. потом революция. мрак и трагедия всеобщей уравниловки. анфилады - нах. перегородки. тесные мирки... сейчас   всё возвращается на круги своя. перегородки ломают. городу внутри города возвращают былую эстетику и достоинство. я об архитектуре. (но ведь бытие определяет сознание? ну хоть чуть-чуть - определяет? значит городу возвращается не только архитектурное достоинство).

Неаполь в "Реальности" скучный, как плесень. люди ужасны. быт ужасен - бедность и всё, что с нею связано - голь на выдумки хитра. бедняцкая хитрожопость. плесень жизни.  Прекрасные дома, населенные вырожденцами. где патриции? в древнем Неаполе всё так часто возвращалось на круги своя, что в конечном итоге эта нисходящая спираль привела к окончательной деградации?

Как эти мелкие люди оказались в этих прекрасных домах? чьи они потомки?
как это происходит - человеческое вырождение исторических центров прекрасных городов?
это как инфаркт: раз - и сосуд лопнул. сердце остановилось. умерло. и теперь в нём копошатся какие-то бактерии, окончательно разрушая то, что создавалось навечно с огромным запасом прочности. казалось бы.

понятно, что население Неаполя неоднородно. и всё-таки.  какой безумный контраст - архитектура старого города и лица его  обитателей. святой Януарий отвернулся от них. американцы добили и добомбили последнее и последних. кстати, почему американцы были так безжалостны именно к самым прекрасным городам Европы - Дрезден, Неаполь?  Америка - это антиэстетика. это китч, бомбящий и засирающий своей серостью красоту и изысканность старой Европы. плесень нового мира,, пожирающего старый. необратимая мутация духовной природы человека. люди гибнут за металл. души гибнут за китч прошлогодние листья золото сатаны. фу, дерьмо. ладно, бог с ней, с Америкой. аз есмь. а если нет, то и хер с ним.

вот Венеция. влажно, жарко, толпы людей и не поймёшь, что там на самом деле - внутри, за этими покрытыми плесенью стенами. какие люди? кто здесь свой, кто чужой? что значит быть жителем Венеции? сейчас мне кажется, что это тоже самое, что быть безобразными сестрами-старухами из сказки сказок Гарроне.......................
...........................................
а если думать о Питере, то понимаешь вдруг, что между Достоевским и Набоковым не такая уж большая разница.

если опустить несколько звений логической цепочки - за неимением времени ит.п - то понимаешь, что между Питером и Нью_Йорком разница тоже невелика. ибо Вуди Аллен это лайт Достоевский.

помните его "Иррационального человека"? Джилл - это Сонечка Мармеладова с её "покайся" и тп. и плевать, что любимый человек НЕ ГОТОВ сесть в тюрьму.
а Эйб - это Раскольников, конечно. человек я или тварь дрожащая? убить гада и освободить от страданий, осчастливить невинных, восстановить справедливость. при этом чудовищный цинизм и эгоизм. идея убийства захватила и оживила его настолько, что он из импотента превращается в потрясающего любовника.

Даже не знаю, кто ближе мне по духу - Достоевский или Вуди Аллен. Раскольников или Эйб?
всё-таки Эйб.
это деградация. моя лично.
десять лет назад, пока америка не распрямила мои извилины, я не колеблясь выбрала бы Раскольникова.

фильмы, реальность, рецензия, иллюзии, мы и мир, фильм, размышления, сны, репост, мышление, сказка, кино, просмотры, сон, мысли, реакция

Previous post Next post
Up