Я на обед приготовил большую тарелку салата из всевозможных овощей. Всегда так: приготовлю салат, а съесть весь не могу, приходится оставлять кому-то, чтоб доел. Во время поедания оного пришли в голову мысли об Андрее Звягинцеве. Конечно, на это повлияло несколько фактов: недавно просмотренное интервью В.В. Познеру в программе "Познер" (недели 2 назад), мысли о фильме "Возвращение" (картины из фильма иногда сами всплывают) и, конечно, не на последнем месте - отношения с отцом.
Мы все в той или иной степени попробовали безотцовщины. Каждый в отдельности и вся наша советско-российская общность в целом. Нам нужен был "отец народов", которого мы с успехом и получили когда-то в конце двадцатых годов уже прошлого века, но который стал самым жестоким отчимом... Родина часто из Матери превращается в Мачеху. Жизнь гениальных писателей, музыкантов, политиков ....и простых граждан - тому яркое подтверждение.
Мы все - продукт женского воспитания и надежды на благородного и любящего отца. Поэтому у нас на генетическом уровне заложено какое-то мазохистское стремление (на подкорковом уровне) быть под опекой и в то же время под давлением чего-то/кого-то более авторитетного и весомого. И в то же время - стремление избавиться от любой зависимости или давления извне. Это такая борьба на уровне сознания.
Мы вечные Базаровы, сталкивающие прошлое с наступающим будущим, которое ещё туманно, но уже неприятно.
Звягинцев - настолько же русский режиссёр-сценарист, как и европейский, может, - общемировой. Как ни странно, я в нём вижу параллели с Достоевским, постоянно вижу. И в интервью Познеру он так прямо и сказал, мол Достоевский его практически "сделал". Поэтому Звягинецев - европейский режиссёр. Да и Россия поэтому - европейская страна, как ни крути. Достоевский не любил Европу, но постоянно в ней жил. Да и до сих пор трудов, монографий и всяческих исследований по творчеству Достоевского в Европе в разы (скорее всего) написано больше, чем в СССР и России. И Звягинцева мы узнали только благодаря тому, что его очень хорошо приняли в Европе. Да что там! Его просто сделали известным! Его первый фильм "Возвращение" получил:
В 2004 премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм»;
В 2003 Золотой лев Венецианского кинофестиваля;
В 2003 Приз Луиджи де Лаурентиса;
В 2003 Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям (SIGNIS);
В 2003 Премия Серджио Трассати;
В 2003 Награда CinemAvvenire за лучший дебютный фильм.
Фильм "Возвращение" - это фильм о судьбе детей, судьбе будущего, которого каждый из нас ждёт, а когда оно наступает, то мы ничего не понимаем, только ловим момент мимолетного счастья и мимолётного горя. И то, и другое всегда идут рука об руку. Такова суть жизни. Отец должен умереть, потому что с ним умирает наше прошлое, от которого мы хотим избавиться, хотя и в прошлом у нас много хорошего. Смерть и жизнь - всегда сменяют друг друга, но в этом нет случайностей, а только закономерности. Есть высшие законы, которые управляют всем, которые в нас, это рок, судьба. Их не надо выдумывать и записывать - мы всё знаем о нас и о жизни. Безотцовщина у нас в генах, стремление к Отцу - это то духовное, что ничем и никем не заменить... Отцу всего сущего... Мы ищем Его в религиях и не находим, потому что Он - это маленькие мы, ещё только начинающие что-то понимать и осознавать... Но настанет Возвращение - к Нему, и мы всё поймём, что не понимали, мы просто улыбнёмся, потому что были так малы в своих ожиданиях и поисках... А Возвращение, оказывается, есть уже в нас, даже искать ничего не надо... и ждать тоже... Это вечное Возвращение...