Выдающийся немецкий теолог Юрген Мольтман говорил о своей озабоченности возрождением национализма
во всем мире.
Мольтман, который служил в Гитлерюгенде и был военнопленным Второй мировой войны во время его обращения в христианство, назвал новую волну национализма, укореняющуюся во многих странах, "неудачей для человечества".
"Человечество предшествует национальности", - сказал он на лекции для студентов экуменического Института Всемирного Совета Церквей в Босси, Швейцария.
93-летний мужчина откровенно рассказал о том, как рос в условиях "крайнего национализма" нацистской Германии и какое влияние это оказало на его собственную семью.
"В молодости я жил в условиях крайнего национализма, патриотизма и нацистской диктатуры", - вспоминал он.
"Когда Гитлер пришел к власти в Германии в 1933 году, мне было семь лет. Моя большая семья была разделена на антигитлеровских социалистов и прогитлеровских нацистов."
Будучи
молодым мальчиком, он говорит, что не наслаждался милитаризмом Гитлерюгенда, но принял участие, потому что он "был патриотом".
Затем, в 1937 году, его отцу сказали либо вступить в нацистскую партию, либо потерять работу учителя. Он вступил в партию, чтобы спасти жизнь своей семьи, а затем, когда разразилась война, пошел добровольцем в армию, но внутренне он оставался в конфликте с нацизмом.
"Во время Второй мировой войны он сказал:" Гитлер не должен выиграть эту войну.- Он также сказал: "человек должен защищать свое Отечество.- Он не смог разрешить это противоречие, - сказал Мольтман.
- Он вернулся в 1946 году из французских лагерей для военнопленных."
Еще до окончания войны самого Мольтмана призвали в немецкую армию вместе со всем его школьным классом всего в 16 лет. Ему предстояло провести три года в британских лагерях для военнопленных.
После окончания войны он сказал, что вернулся домой в Германию в 1948 году, чувствуя себя "потерянным из-за Освенцима и убийства немецких солдат эсэсовцами".
"С тех пор я убежден, что в диктатуре нет отечества", - сказал он. "
Моя любовь к Германии-это конституционный патриотизм."
Он призвал христиан отказаться от националистических идей.
"Церковь Христа присутствует во всех людях на земле и не может стать" национальной религией", - сказал он.
"Церковь Христова экуменически обнимает всю обитаемую землю. Она не племенная религия, не Западная религия, не белая религия, а церковь всего человечества."
Он добавил: "церковь Христа не является национальной, но это церковь Всех Народов и человечества."