См
Часть ПЕРВУЮ
http://yazyk4us.livejournal.com/4322.html Часть ВТОРУЮ
http://yazyk4us.livejournal.com/4523.html =================
Сохраняю здесь себе на память
все 9 (на 21.08.2009) комментариев к передаче;
мой коммент (ник: lor-yer) тоже, естественно, здесь сохраняю
с
http://www.echo.msk.ru/programs/speakrus/610664-echo/comments.phtml Комментарии (9)
09.08.2009 | 10:48 lor_yer : СПАСИБО ЗА ПЕРЕДАЧУ
Тема - ОЧЕНЬ актуальна.История языка важна для понимания-ощущения-качественного использования языка, как важно понимание истории развития человечества для качественной жизни индивида.
Л.Н.
09.08.2009 | 16:45 tsvetochka : Волге 123
Я некорректно выразилась? OK - не из русского языка. Скажем так, из языка тех народов, которые населяли тогда нынешнюю территорию России. Вы правы, может быть, тогда язык был ещё не русским, а прасанскритским каким-нибудь. Ведь, поскольку известно, что русский язык самый близкий язык к санскриту, становится понятным, какие народы и в те времена могли населять наши территории.
09.08.2009 | 19:59 volga123 :
Светлана, нельзя сказать, что русский язык ближе всего к санскриту. Русский язык близок к санскриту так же, как немецкий, греческий или персидский. Это разные языки. Чтобы разобраться в истории русского языка, нужно смотреть историю расселения восточнославянских племен по территории Европейской части России. Ученые могут опираться в своих исследованиях только на сравнение письменных источников, но, к сожалению, таковых на древнерусском языке немного, и датируются они где-то 10-11 веками. Вобще первое упоминание о восточных славянах, наших предках, появилось только в 9 веке. Откуда пришли, где селились раньше - неизвестно.Только гипотезы. Но любая гипотеза требует своего научного подтверждения на основе фактов. Их мало.
На том сайте, на который Вы дали ссылку, philology.ru есть выдержки из Истории русского языка В.В.Виноградова. Почитайте, если Вам будет интересно.
11.08.2009 | 14:56 tsvetochka :
Ну, откуда Вы всё это берёте? Немецкий, греческий и персидский гораздо дальше от санскрита, чем русский. Вообще же, чем дальше к западу, тем сохранность корней меньше. И зачем нам древнерусский тревожить? Достаточно исследовать наши северные диалекты. Они больше всего сохранили санскритских корней. Из самых близких санскриту языков, кроме славянской группы, выделяется ещё литовский. Но в русском даже словообразование такое же, как в санскрите.
Далее, славяне упоминаются уже с IV века в византийских источниках. Но это тоже ничего не значит. Они и называться могли по-другому. Да и вообще, то, что их нигде не упоминают, ещё не является доказательством того, что этих племён не было. И то, что до нас не дошли письменные источники, ещё не говорит однозначно за то, что не было народа и языка. Даже "Слово о полку Игореве" - прекрасное поэтическое произведение ХII века. Когда бы наш народ успел развить столь мощный, выразительный язык, если до 9 века народа и языка просто не было? Неизвестно откуда пришли и где селились - да. Гипотезы? Разумеется. Я о гипотезах и говорю. Никто не утверждает, что всё это было именно так. Но фактов, хоть и мало, но они есть.
Вот Вам цитата из статьи "Мы кто в этой старой Европе?" Наука и жизнь №5 1997 год.:
"Древнеиндийские тексты повествуют, что на прародине, где много лесов и озер, находятся священные горы, которые делят землю на север и юг, а реки - на текущие к северу и текущие к югу. Река, текущая в южное море, называется Рга (это Волга). А та, что впадает в молочное или Белое море - это Двина (что на санскрите означает двойная). У Северной Двины и в самом деле нет своего истока - она возникает от слияния двух рек: Юга и Сухоны. А священные горы из древнеиндийского эпоса очень похожи по описанию на главный водораздел восточной Европы - Северные Увалы, эту гигантскую дугу из возвышенностей, пролегшую от Валдая на северо-восток до полярного Урала. Судя по исследованиям палеоклиматологов, в те времена, о которых повествуют Веды, среднезимняя температура на побережье Ледовитого океана была на 12 градусов выше, чем сейчас. И жилось там в смысле климата не хуже, чем нынче в приатлантических зонах западной Европы. - Подавляющее большинство названий наших рек можно без коверканья языка просто переводить с санскрита, - рассказывает Светлана Жарникова. - Сухона означает - легко преодолимая, Кубена - извилистая, Суда - ручей, Дарида - дающая воду, Падма - лотос, кувшинка, Куша - осока, Сямжена - объединяющая людей. В Вологодской и Архангельской областях множество речек, озер и ручейков называются Ганг, Шива, Индига, Индосат, Синдошка, Индоманка. В моей книге тридцать страниц заняты этими названиями на санскрите."
Ещё раз говорю, что всё это гипотетические выкладки. Потому я и задала вопрос в "Говорим по-русски". Интересно было узнать мнение Виктора Живова.
11.08.2009 | 17:12 tsvetochka :
А на philology.ru действительно очень много интересных материалов, и не только Виноградов. Спасибо Вам за рекомендацию, я с огромным удовольствием почитаю.
09.08.2009 | 20:09 volga123 :
Марина, спасибо Вам огромное за передачу. Интерес к истории языка связан, как мне кажется, с вопросом самоидентификации. И, как ни странно, с политикой. В одной из политических передач гость программы заявил, что русский и украинский языки являются диалектами, так же, как скажем, уральский говор отличается от ярославского. В итоге разгорелась жаркая дисуссия на тему, кто главнее, эдакое перетягивание каната.
А мне кажется, что история языка помогает нам понять, что народы, населяющие Европу и Азию, имеют общих предков, являются хоть и дальними, но родственниками, и одно только это должно нас сближать, а не разъединять.
09.08.2009 | 22:13 orlow : Невежа - Невежда
Отличная передача на этот раз. Почаще бы приглашали таких гостей в студию. Одно удовольствие послушать. Ну, и тема, конечно, исключительно интересная. Жаль только, что не дождался ответа на свой вопрос. Надеялся услышать в альманахе.
10.08.2009 | 05:26 vladimir_k : Зачем нам нужно знать историю языка?
Интересный, содержательный сдвоенный "урок" получился на этот раз: серьёзный, критически заострённый разговор об истории языка, а после рекламно-новостной паузы - о круге школьного чтения. Если такие воскресные "разговоры о главном" сделать ещё и с меняющимся составом участников, дабы не угасала интрига встречи с новыми лицами и мнениями - будет хороший образовательно-воспитательный "воскресный абонемент".
Большое спасибо участникам этих двух передач!
11.08.2009 | 18:19 tsvetochka :
Прочитала.
Нда... Ну, я так поняла, повеселились товарищи, поприкалывались над моей убогостью. Над Задороновым тоже поприкалывались, хотя он не свою теорию излагает, а филолога Драгункина, которая действительно довольно странная, не спорю. Не в этом дело вообще. Где Вы видели у меня что-нибудь про Задорнова с Драгункиным? А "Арктическую родину в Ведах", серьёзную работу индийского учёного, про которую я спрашивала, Королёва даже не упоминула. Получилась хохма такая из разряда: "Нафига "наивным пользователям" из бухгалтерии, поклонникам Задорнова, история языка".
Ну спасибо Вам, Марина.
© 2004 - 2008,
Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/