Перспективы развития в России газомоторного автотранспорта обсуждались 14 мая на совещании, которое провел в Сочи президент РФ Владимир Путинl Вот они, собственно, меры по спасению "Газпрома" в условиях состоявшейся "сланцевой революции".
Что надо "Газпрому" по сути? - Сохранять объему добычи. Но как их сделать, если объемы заграничного потребления российского газа падают? - Пустить эти объемы на внутреннее потребление.
Ход хороший, правильный.
Но... запоздалый. Можно не успеть создать внутреннюю инфраструктуру и массового потребителя.
Если бы путинцы не меряли эффективность хозяйственной деятельности только лишь прибылью, то переход на газовое топливо для механического транспорта состоялся бы еще в 2005-2006 годах. А сейчас мы бы имели до кучи и жидкое синтетическое/комбинированное топливо на основе глубокой переработки природного газа.
Вообще, это общемировая тенденция - переход на плановую убыточность топливно-энергетического комплекса. За счет этих убытков формируется как бы, как сейчас говорят, "драйвер роста" для перерабатывающей промышленности.
Так что, требуется полная смена парадигмы - отказ от идеек "энергетической сверхдержавы", отказ от рыночного формирования цен на энергоносители. Но! Это повлечет за собой и смену парадигмы в отношении перерабатывающей промышленности. Эти отрасли более не смогут свободно распоряжаться получаемой прибылью, ибо определенную часть ее потребуется отчуждать на удовлетворение жизненных потребностей ТЭК.
Да, потребуется системная политика снижения издержек в нефтегазовой отрасли. Прежде всего по фондам оплаты труда. Высоким, запредельным зарплатам в газпромах-сургутах приходит конец однозначно.
И, да, я как-то года три назад говорил, что настанет время и нефть с газом будут добывать... заключенные. - Это вполне может стать реальностью.