Хрущев - время, страна, перемены ч.3

May 14, 2013 09:15

Начало здесь и здесь.

Как верно заметили комментаторы предыдущих частей очерка - сам по себе конфликт Застоя и Прогресса стар как мир, как конфликт отцов и детей. И было бы непозволительной глупостью оставить утверждение о наличии внутреннего конфликта как есть, и не полезть в его нутро.
Так что же стало линией водораздела? - Война. Я не просто так обозначил события Великой Отечественной войны одним общим словом. Для поколений ее переживших, на фронте и в тылу - не имеет значения, все остальные войны истории навсегда стерлись за Ней, да и произошедшие позднее особо не впечатляли.
Все в курсе, что ВОВ стала войной тотальной, на выживание. В силу многих причин ее начало просто не могло быть победным для нашей страны. Но, по трагическому стечению обстоятельств начало ознаменовалось не просто поражениями, но Катастрофой. В войну оказались втянуты не только собственно военные и работники оборонной промышленности, а вообще все население страны. От гибели (от пули или голода) не был застрахован никто, ни младенец, ни старик. Нам, живущим в 2013 году, родившимся намного позже этих военных событий, не понять в полном объеме весь ужас, все тяготы того периода.
Армия мирного времени погибла достаточно быстро, оборонная промышленность была эвакуирована и перезапущена в новом виде… В солдаты подались вчерашние школьники, на сборочные цеха авиационных и танковых заводов пошли работать подростки и хрупкие девушки. Все эти молодые ребята получили свой первый серьезный (и как оказалось - главный) жизненный опыт среди смерти и работы на износ.
Экзамен на человеческую, гражданскую, политическую, и любую другую всеобщую зрелость сдавал в те годы каждый гражданин СССР, независимо от возраста (ну, кроме совсем уж несмысленышей). И результаты были далеко не всегда положительными. Кто-то оформлял «по здоровью» перевод на легкую работу, кто-то полноценно трудился на оккупантов и выполнял все-все их требования по первому щелчку, как говорится. Кто-то сдавался в плен с исправным оружием и боеприпасами в добром здравии, кто-то уклонялся от вылетов на боевые задания, шел в хвосте атакующих групп пехоты, симулировал технические неисправности. Оказалось, что в стране достаточно много прохвостов, которые с началом трудностей уклонились от призыва и занялись спекуляциями продовольствием. Ну и на вершине этой пирамиды слабохарактерных и подлецов стояли откровенные предатели. Именно их предательскими руками было совершено большинство преступлений против человечности на территории СССР в годы войны. Они вешали, жгли, расстреливали своих же соотечественников. Что чувствовали и думали, глядя на этих уродов их жертвы - мы не знаем, и никогда не узнаем. Но догадаться несложно. Что думали истощенные, измотанные постоянным трудом колхозники и рабочие, глядя на жирующих спекулянтов - тоже думаю понять несложно. Равно как и немалое число упивавшихся внезапно свалившейся властью своих же советских начальников - оценку получали от людей соответствующую.

Важным моментом стал тот факт, что Победа была одержана советским народом, прямо скажем, из последних сил. Сейчас этот факт уже затерт и почти не проглядывает за парадным глянцем. Но, совсем недавно историк Алексей Исаев в своей монографии посвященной заключительному периоду ВОВ, на основе статистических данных привел потрясающий, многое говорящий факт - зимой и весной 1945 года в действующей армии РККА не было НИ ОДНОЙ ПОЛНОСТЬЮ УКОМПЛЕКТОВАННОЙ СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ! В середине войны - были, в конце - нет. Людей уже не было для их укомплектования! Добивали зверя в логове из последних сил. Любая неудача могла привести не столько к поражению, сколько к позорному финалу. Но этого не случилось - советский народ (его здоровое большинство) не могло себе позволить ударить в грязь лицом перед союзниками. Право нанести добивающий удар советские люди оставляли только за собой - заслуженно. Образно говоря, почти на каждого советского воина в 1945 году смотрели не только ждавшие торжественной победы работники тыла, но и много тех, «кто уже не с нами». Это метафизическое, духовное чувство, в конечном счете, закрепилось за победителями. И в дальнейшем, принимая некоторые непростые решения в жизни, многие тогдашние люди честно вынесшие на себе тяготы своего времени принимали во внимание «взгляд тех, кто не с нами». И это одна из важнейших характеристик «прогрессистов» конца 40-х начала 50-х.

Немаловажным свойством честных советских людей того времени была повышенная ответственность. Не только социальная, гражданская, но и как бы вселенская.
Думается мне, что победить в ТАКОЙ войне невозможно не осознав каждой клеткой мозга, что итогом ВСЕГО ЭТОГО страдания и борьбы может быть только МИР ЛУЧШИЙ, ЧЕМ ДОВОЕННЫЙ. Лучший во всем! И никаких компромиссов в этом быть не может!

Имея вышеприведенное описание наверное уже можно попробовать словесно написать портрет потенциального «прогрессиста». Это был относительно молодой человек - 18-35 лет. Инженер, рабочий, колхозник врач, учитель. Недавний красноармеец или командир. Член ВЛКСМ или ВКП(б) (КПСС).
На последнем качестве остановлюсь подробнее. Вступить в комсомол или партию на войне было относительно несложно. Организации несли жуткие потери, и взамен широко принимали новых граждан в свои ряды. Комсомольцы и коммунисты были активом боевых подразделений во всех смыслах, они открывали и закрывали любое мероприятие, действие. Кроме того, наличие членского билета ВЛКСМ или ВКП(б) давало, хм…, некоторую гарантию честности. Почему? - Немцы, как правило, расстреливали на месте, без разговоров, захваченных в плен коммунистов и комсомольцев. Чтобы пережить первые сутки плена надо было… правильно - избавиться от партбилета, желательно заранее. Вот почему утеря комсомольского или партбилета служила основанием вплоть до исключения из рядов организации!

Обратим внимание на немаловажный факт - будущие «прогрессисты» уже были объединены в рядах крупнейших общественно-политических организаций Советского Союза. Более того, это были активисты, опора и надежда комсомола и партии!

О противниках Прогресса мы поговорим несколько позднее.

экономика, народное хозяйство, история, политика

Previous post Next post
Up