"..Вот человек, который должен собирать то, что столица выбросила за день. Все то, что большой город отбросил, потерял, презрел, разбил он упорядочивает, коллекционирует.
Он сверяется с архивами разврата, свалками отбросов... подобно скупцу он собирает клад, мусор, который станет предметами, приносящими пользу или наслаждение...
Шарль Бодлер, "О вине и гашише"
Старьевщики для Парижа такой же непременный атрибут, как утренние круассаны и вечерние прогулки вдоль Парижского канала. Когда-то им принадлежали целые районы и улицы, они находили то, что давно считалось утраченным, и возвращали это к жизни. Пусть и не безвозмездно.
С давних времен образ этих угрюмых кладоискателей был овеян романтическим, но немного пыльным флёром. В Париже еще живут легенды об одном старьевщике, нашедшем среди мусора картины Тулуз-Лотрека, выброшенные родственниками последнего на помойку; или о другом - случайно купившем дагерротипы знаменитого фотографа Надара и в одночасье разбогатевшем. Но похоже, что все это в прошлом. Настоящих старьевщиков или "брокантов", как их называют во Франции, осталось немного.
На их место все чаще приходят торговцы сувенирами и новоделами, а на блошиных рынках все труднее случайно наткнуться на истинные ценности.
Все давно скупили аукционные дома - их агенты в дорогих костюмах регулярно устраивают набеги туда, где есть хоть малейший шанс обнаружить что-либо стоящее. Брокантам же достается совсем другая публика - юные студенты в поисках не слишком затертого "рэйбана" или бедные модницы, пришедшие за новым старым платьем.
Теснят их и выходцы с черного континента, со всех сторон облепившие своими рядами
крупнейший блошиный рынок Сент-Уан, словно наросты на днище безнадежно старого корабля, который вот-вот даст течь и уйдет ко дну со всеми своими сокровищами.
Да и сами блошиный рынок все больше становятся похож на респектабельную антикварную лавку - красивую, дорогую, но совершенно бездушную. Тут уже и торговаться-то не принято.
А среди посетителей все чаще не прекрасная и бедная богема, а туристы с набитыми кошельками и брезгливыми лицами.
Вот и жалуются старьевщики на судьбу - на стремительность нового времени, на высокую арендную плату, на туристов со своими фотокамерами и на то, что не встречаются больше на их пути случайно выброшенные шедевры.
И уходят - кто из профессии, а кто из жизни. В первую очередь, из жизни Парижа, которому они перестали быть нужны.
Другие мои рассказы о Париже:
Крупнейшая Парижская "блошка"
Обычное Парижское бистро
Как сэкономить в Париже