«Христос» в красной мантии и богатейших сандалиях

Mar 28, 2012 02:27


Давеча по поводу участившихся тредов об РПЦ и роскоши я приводил цитату из Эко, а конкретно там был вот такой кусочек о злокозненном папе римском:

…он подбил доминиканцев, назло нашему ордену, ваять фигуры Христа в царской короне, в пурпурной с золотом тунике и в богатейших сандалиях? А в Авиньоне показывают распятия, где Христос прибит к кресту одной только рукою, а другой держится за кошель, привешенный у него на поясе. Все это ради доказательства, что Он благословляет употребление денег…

Так вот, по поводу кошелька ничего не скажу, единственное известное мне старинное изображение Христа и кошелька в одном, так сказать, фрейме, - это мозаика на стене, по-моему, Св. Софии в Константинополе, и то кошелёк там в руках не у Христа, а у какого-то византийского императора (хотя он и явно собирается вручить его Христу). А вот по поводу Христа в пурпурной тунике, в короне и в богатейших сандалиях - мне кажется, что тут Эко закопал постмодернистскую заковыку с тройным дном и поглаживанием мозга для тех, кто догадается. То есть, одни должны разделить праведный гнев героев-францисканцев, осудить вместе с ними папу и лукавых доминиканцев (а заодно современных церковников в их золотых ризах) и успокоиться, а другие почесать репу и сообразить, что описанное что-то напоминает. А именно - вот это изображение:




Точно по описанию, верно ведь? Только фишка в том, что это не Христос.


Вот ещё картинка (кстати, Босх):




Сиське же! А персонаж - тот же, что и на предыдущей картинке. Называется - святая Вильгефортис (она же Юлия, Кюммернис, Ульпе, Хульфе, Либерата и прочая). Но на первой картинке же - очевиднейшая бородища?! Бородища, ага. А персонаж всё равно не чувак, а тёлка. Легенда про неё весьма забавная. Была, мол, у короля-язычнега дочка, давшая обет безбрачия. А батя, само собой, хотел дочку женить и даже нашёл политически выверенного жениха. И тогда несчастная Кюммернис взмолилась Богу и тот даровал девушке - что? Правильно, бороду. На тёлочке с бородой жених жениться не захотел, расстроился и уехал. Папаша тоже расстроился и от расстройства дочку распял.

Есть и другие версии легенды, но в них не фигурирует борода, а потому нас они не интересуют. Почему? Потому что именно распятую бородатую принцессу кто-то мог принять за богато распятого Христа. Молва разнеслась - и кто-то стал осуждать, а кто-то решил, что теперь так модно и принято, и стал ровно так Христа и ваять. Тем более, что это подходило идеологически.

Вот, кстати, ещё одна святая Куммернис, в цветочек:




Теперь вторая серия марлезонского балета.

Распятая святая со многими именами, а также местами с бородой есть персонаж многоэтажный и закольцованный. Потому просто никаких сомнений нет, что постмодернист Эко имел в виду именно её/его. Вернее - этот иконический концепт. Очень постмодернистский концепт потому что. Многоэтажность же и закольцованность его заключается в том, что как святую Кюммернис легко принять за некоторым образом «неправильного» Христа, так и, возможно, сама легенда об этой святой возникла в связи с появлением в Европе как раз-таки «неправильных» изображений Христа. Чаще всего святую связывают с Распятием, именуемым Volto Santo (aka «Распятие Христа-Царя»), из собора в Лукке (Тоскана, Италия). Вот оно:




Создание этого образа связывают с именем праведного фарисея Никодима, который хотел-хотел изваять Христа, да всё стремался. В конце концов уснул измождённый, а когда проснулся, образ был готов. Потом этот образ каким-то образом, не помню точно, каким, но тоже чудесным, попал на корабль, приплыл в Европу, там взобрался на повозку и приехал в Лукку. Бла-бла-бла. Чудесное обретение и всё такое. Так с тех пор там и висит.

Необычное разряженное распятие так всех вштырило, что его стали изображать все, кому не лень. Типа например:




Фича однако в том, что украшения не являются частью распятия. Они на него просто надеты. Иногда, кстати, надеты поскромнее:




А иногда их и вовсе нет:




Однако тосканские потомки римлян, лигурийцев и… кого там ещё? Наверное, в первую очередь германцев? В X-XI веке, когда там появилось это изваяние, это ведь была уже каролингская Тосканская марка, то есть уже после лангобардов и опять германцы. Так вот, судя по всему, эти католики-язычники так знатно и постоянно наряжали своего Христа-Царя в знак охренительного уважения и почитания, что более, так сказать, традиционные христиане несколько от этого охреневали, а некоторые и вовсе не сообразили, что это Христос, решили, что это у германцев какая-то своя святая. А почему с бородой? Ну, так судьба у девушки сложилась.

Вот, кстати, судьба девушки:




Эта Вильгефортис как-то особенно похожа на оригинал Volto Santo. Особенно костюмчик.

В общем, смотрите, какая красота выходит:

- якобы нерукотворный образ Христа, к сотворению которого будто бы имеет отношение фарисей, причём фарисей, исповедовавший Христа как Учителя, от Бога посланного;
- дикие германцы разрядили скромную статую в парчу и царский венец (кстати, языческая манера вешать на идолы чего побогаче в католицизме очень хорошо прижилась);
- привычные к значительно более аскетичному изображению Христа христиане не въехали и, глядя на этот (превесьма растиражированный) образ, придумали «германскую святую»;
- постепенно сложился канон рисования «германской святой» (красное, богатые сандалии, борода, венец и т.п.);
- «германскую святую» принимают за неподобающе богатое изображение Христа, служащее идеологическому оправданию корыстных целей определённых церковных кругов.

Но у Эко весь этот детектив упрятан в один лёгкий штрих. МАСТЕР.

Запись опубликована Записки Дениса ЯЦУТКО. You can comment here or there.

religion, Картинки, живопись, культуроложество, Обзоры, литература, скульптура, Литература, Христос, святые, Вильгефортис, Культуроложество, Религия, Эко

Previous post Next post
Up