Иван Охлобыстин - он как Рената Литвинова.
У него свой, довольно своеобразный стиль и написания сценариев, и игры. Он может или нравиться, или очень раздражать - и тем, и другим.
Я из тех, кому нравится.
Я очень люблю Даун Хаус, например.
Прямо вот очень-очень.
И поэтому трейлер "Соловья-разбойника" встретила восторженно и с внутренним криком: "Крутая крутость круто!"
Была ли я права?
Сейчас расскажу.
В пугачевских манифестах самозванец жалует своих подданных «землями, водами, лесом, жительством, травами, реками, рыбами, хлебом, законами, пашнями, телами, денежным жалованьем, свинцом и порохом, как вы желали. И пребывайте, как степные звери».
Вот это, кстати. по моему мнению, лучший из возможных постеров. Он очень четко передает то, что в фильме может сразу ускользнуть от внимательного взгляда зрителя.
Но сначала маленькое лирическое отступления: моя любимая игра "Угадай, из какого это фильма".
По порядку:
Начало: кража денег, "охотничьи угодья", закадровые размышления "за жизнь" старого полицейского - это все "Старикам тут не место".
Изабелла Юрьевна - я бы сказала, что это Моника Белуччи из "Добермана".
Игры с зажигалкой - первым в голову пришел, да так и не ушел, молодой да горячий мутант Пиро из "Людей Х", хотя, думаю, еще есть, куда смотреть в поисках первоисточника.
Музыка, когда Соловей идет на склад говорить с бандитами - "Десперадос".
Сама сцена сходки, прерываемой залезшим на стол Соловьем - на выбор: или "Каратель: военная зона" или "Бэтмен: год первый". Я бы ставила на "Карателя" как на более известного в наших широтах, но поскольку "Каратель" свою такую же сцену, как общеизвестно, слизал с "Бэтмена", получается моя любимая мышь-медуница рекурсия.
Соловей, вооруженный топорами в истории-мультике - это "Авраам Линкольн, охотник на вампиров". Особенно забавно эта параллель выглядит. если вспомнить басню про Линкольна и его деревянные зубы. Особенно забавно, если обратить внимание на то, что в этой сцене Соловей называет своих противником "чупакабрами", то бишь, кровосисями, формой жизни, близкой к вампирам.
Засада, которую Соловей встречает, спокойно идя вперед и улыбаясь - Джокер в "Темном рыцаре".
Бухгалтер Дебет, которому нужно бы позвонить дочери, но он все откладывает этот звонок - Джон МакКлейн и его звонок жене в "Крепком орешке 3".
Сцена окончания боя - я бы ставила на "Я - легенда". Не совсем так, но перекликается достаточно сильно.
Итого я насчитал 9. Неплохой результат.
Конец лирического отступления.
Теперь поговорим о фильме.
Когда я была маленькой, я очень любила истории о Робин Гуде. У меня была книга с красочными картинками (четче всего я помню ту, где была толпа крестьян, несущих на копье отрубленную голову лорда). И если меня спросят, чему научила меня эта история, я отвечу:
Во-первых, тому, что у благородных разбойников, как бы хороши, искусны и популярны в народе они не были, шансов выжить практически нет.
Во-вторых, тому, что если ты - благородный разбойник, лучше бы тебе не связываться с монахинями, и уж тем более не ждать от них добрых дел.
Одно из этих утверждений в фильме полностью подтверждается. Второе, наоборот, опровергается.
Где-то ко второй трети фильма я поняла, что образы персонажей в большей мере держатся на мифах и историях, о которых мы услышали чуть ранее, и которые почти сразу же были опровергнуты.
Более того - когда я это поняла, я отмотала назад и увидела, что само по себе действие, а не истории, слухи и "среднестатистическая версия событий", начинается на 37-й минуте фильма, и почти сразу же обрывается, уступая место новой пересказанной кем-то легенде. Более того - все "настоящие" события, показанные нам, так или иначе касаются женского монастыря.
Вот это в фильме - круто.
Просто потому, что именно эта деталь оправдывает в фильме все, что может настораживать:
это и те 9 сцен, которые можно увидеть в других фильмах;
и характерная Охлобыстинская манера произносить свои реплики чуть отрешенно, как будто он многолетний чемпион по игре в "дзюзички", в то время, как другие актеры играют не так;
и зашкаливающая эпичность происходящего;
и лавина гран-гиньольного насилия;
и даже нелогичность поведения Н7.
Одну историю рассказывают полицейским, другую - таинственному агенту Н7, третью рассказывает бандит, сидящий в тюрьме, четвертую - пострадавший бизнесмен, пытавшийся задурно забрать у крестьян землю, пятую - ребенок, шестую и седьмую - полицейский спустя довольно много времени.
Именно поэтому "Соловей-разбойник" может позволить себе и героя в лисьем меху, и ворота, расплющивающие охранника в блин, и самурайские мечи, и вообще - все, что кажется в нем "слишком". Это самое "слишком" оправдано народной молвой, которая все преувеличивает.
Это если и не хорошо, то по крайней мере неплохо.
Это сразу переводит "Соловья-разбойника" из разряда боевиков, страдающих от лишнего философствования про русский дух, русскую землю и русский бунт. которых, к сожалению, как-то избыточно много, в неплохой фильм о том, как человек превращается в легенду.
И это здорово.
Даже круто.
Мне нравятся истории, накладывающиеся друг на друга.
Мне нравятся персонажи - даже эпизодические герои почти каждый со своей изюминкой.
Мне нравятся диалоги. Я уже говорила, мне нравятся сценарии Охлобыстина.
Мне нравится то, что отрешенно говорит в этом фильме не только Соловей, но и Изабелла Юрьевна. Это роднит их, и как-то сразу приходишь к выводу, что да - эти двое точно одна сатана.
Мне нравится анимационная часть. Сюда же допишу манеру смены кадров, сделанную под комикс.
Мне нравится даже последний бой. Он лишен крупных планов кровищщи, кишок, трупов а-ля "Тарас Бульба" Бортко. Он снят хорошо, динамично, даже увлекательно и довольно разнообразно.
На самом деле мне нравится практически все.
Поэтому я просто расскажу о том, чего я бы с радостью не увидела в фильме.
1) Подростки.
Мальчик и девочка, сидящие у костра и говорящие о всяком. Я понимаю, зачем их ввели, но, на самом деле, потребность в них не особо велика - история и без них отлично едет по сюжетным рельсам. Конечно, эти дети добавляют к истории еще немного, но, раз уж создателям так необходимо было это самое "еще немного", неужели нельзя было найти подростков, которые УМЕЮТ ИГРАТЬ?
Каждый раз, когда они читали свои реплики, мне хотелось выть от боли и от того, как они все ломают, как они за уши вытаскивают меня из фильма. Вместо их слов я слышала только: "Это кино, кино, мы играем, ИГРАЕМ!"
Ужасно.
2) Мотивация Н7.
Он проговаривает ее перед финальной битвой сам, довольно четко и ясно, и к тому моменту я могу поверить ему. Но я не понимаю его первичную мотивацию. Смотрите: он знает о Соловье только по рассказам, он никогда не видел этого человека в реальной жизни, ни разу не разговаривал с ним. Но вот он видит через прицел, как тот быстро и довольно безжалостно убивает пятерых полицейских... и что? Это каким-то образом заставляет его поверить в то, что Соловей молодец, хороший человек, моральный авторитет?
Да вроде нет. Но тогда в чем же дело?
Откуда это озарение?
Я не понимаю.
3) Блуперы.
Актеры, резвящиеся и танцующие во время съемок - дело хорошее. как дополнительный материал к фильму - дело даже отличное. Но я никогда не понимала, зачем в некомедиях ставить такие кадры под титры?
Это же была эпичная крутая крутость, зачем было вообще снимать все в таком ключе, если теперь вы все хотите испортить? При том, что финальная песня неплохая (мне нужно послушать ее еще несколько раз, прежде чем я смогу перевести или не перевести ее в разряд хороших), она совершенно не сочетается с тем, что нам показывают под финальные титры.
Подошла бы какая-нибудь немая дополнительная история о Соловье. Любая нарезка кадров из фильма. Черный экран - и тот выглядел бы лучше. Классический черный экран с белыми буковками.
Портит ли это фильм?
Безусловно.
И все же он хорош.
Герои этого фильма катятся вниз вертикально, не особо, впрочем, переживая по этому поводу.
И они именно что герои.