«Ладно, - подумал я, утирая пот от чтения русофобских мыслишек омерзительных иностранцев. - Дипломаты - они все, как известно, врали и сволочи, а потому глупо ожидать от таковых истинных рассказов о россии. Но наверняка же были и другие люди, приезжавшие в святую русь! Надобно поискать их воспоминания».
Сказано - сделано: был найден труд Джона Перри, капитана, кораблестроителя и инженера-гидротехника, который с 1698 по 1712 годы жил и работал в россии. Труд его называется «Состояние России при нынешнем царе» (1716), и вот что там, в частности, написано (перевод мой):
«Служители их церквей (которых они называют попами и протопопами) никогда не проповедуют народу, ибо это дело, в котором они не искусны. Только теперь есть несколько главных людей, которые иногда проповедуют перед царем и в большие праздники в соборных церквях. Но высота учености, которой, можно сказать, владеет обычное духовенство, или, точнее, которая требуется от них, чтобы быть допущенными к священному сану епископом, такова: чтобы они могли внятно петь и читать церковную службу; чтобы они не имели дурной репутации среди своих соседей; имели хороший чистый голос и могли произносить "Господи помилуй" так быстро, как только могут выговорить, 12 или 15 раз на одном дыхании, что является их манерой в церквях или где-либо еще, когда они молятся.
Они не особенно заботятся о том, откуда берут своих священников; ибо я знал людей, которые были воспитаны для ремесленных профессий, в частности, кузнеца в деревне, который был допущен к должности священника. Нет ничего похожего на колледж, о котором я когда-либо слышал, или школу, предназначенную для воспитания людей, подготовленных к этой святой функции, во всей стране, за исключением Киева, в 700 милях от Москвы, который находится в стране казаков на границе с Польшей, куда русские редко ездят учиться.
Их священники не способны защитить или привести сколько-нибудь сносные аргументы в пользу своей религии. И всякий раз, когда вы затрагиваете какие-либо вопросы богословия или нравственности с ними, главное, о чем рассуждают они или миряне, - это обращение к святым, соблюдение постов, то есть воздержание от мяса, которое они должны строго соблюдать по крайней мере половину дней в году; совершение краткого покаяния за прошлые грехи, когда это предписано; и прошение прощения у священника, которое, когда он перекрестил их и произнес им прощение, они уходят столь же удовлетворенными, как если бы никогда не делали ничего плохого, хотя и совершили самые отвратительные преступления в мире.
Это, как я уже отмечал ранее, порождает то вероломство и неблагородство духа, которое русские, как известно, обычно проявляют по отношению ко всем, с кем имеют дело, извращая и искажая свое слово. Это дает повод для поговорки среди иностранцев в этой стране: «Если хочешь узнать, честен ли русский, посмотри, растут ли у него волосы на ладони; но если не найдешь там ни одного, не жди честности». Когда они льстят и успокаивают, и клянутся с высочайшими клятвами и уверениями в уважении к вам, что является их обычным способом заставить вас положиться на них (что также является их практикой друг с другом, как и с чужестранцами), вы должны быть уверены, что нужно быть начеку, ибо тогда у них величайшее намерение предать вас.
И настолько большинство людей далеко от того, чтобы испытывать какое-либо чувство стыда за совершение низкого поступка, что быть мошенником [для них] - похвальное качество. И они говорят, что такой человек понимает мир и, без сомнения, преуспеет. Но о честном человеке говорят так: он болван и не знает, как жить. И так мало они заботятся о своем слове и настолько лишены какого-либо понятия о чести в истинном и подлинном смысле этого слова, что у них даже нет в языке слова, которое выражало бы это.
Еще одна причина, которую можно привести для объяснения того, почему у русских отсутствует чувство стыда и скандала за любой самый нечестивый поступок, заключается в том, что после того, как их бьют батогами или кнутом, хотя это и делается руками обычного палача, на них не накладывается никакого клейма позора за это; нет ничего более обычного в России, чем то, что их впоследствии снова допускают на почетные и доверенные должности; и если у них есть деньги, чтобы хорошо подкупить за новое место, они никогда не краснеют за совершенное мошенничество, но когда упоминают о том, что они перенесли, с набожным и скромным лицом говорят, что это было за их грехи, и что Бог и царь были разгневаны на них; хотя царь ничего не знает об их обмане.
При всех случаях это их обычный способ говорить - соединять Бога и царя вместе; как, например, "Бог и царь сильны", "если Бог и царь позволят"; более того, иногда они приписывают царю своего рода божественность и почтение, как они это делают по отношению к Богу; когда они говорят о вещах, недоступных обычному пониманию, и о том, что может произойти, они говорят: "Бог и царь знают".»
***
Обратите внимание: самое начало восемнадцатого века, австрийский генштаб, придумавший украинцев, еще даже не родился - а капитан Перри уже знает, что в «стране казаков», куда русские ездят очень редко, есть город Киев, где можно как следует научиться богословию.
Обратите внимание: Джон Перри пишет практически то же, что Джайлс Флетчер за сто двадцать лет до того: наблюдаемые ими русские восемнадцатого века постоянно лгут, обманывают, блудят, мошенничают, не видя в этом ровным счетом ничего дурного. Наоборот- таков их способ жизни, и иного они знать не хотят.
Показательно.
...Но все-таки интересно, когда именно Киев стал «исконно русским городом»: до 1716 года, или позже?