Что ж такое, как ни иностранец, посетивший россию в былые времена, так обязательно русофоб и клеветник. Вот и очередной английский дипломат, Джайлс Флетчер, говорит о ней гадости в своей книге «О государстве русском» (1591). Перевод мой:
«Частное поведение и качества русского народа отчасти можно понять из того, что было сказано о публичном состоянии и обычаях страны. Что касается природного сложения их тел, они по большей части крупного телосложения и очень плотны, считая изяществом быть несколько грузным и дородным, и потому они отращивают и расширяют свои бороды, чтобы они были длинными и широкими. Но в большинстве своем они весьма неповоротливы и неактивны. Это можно отчасти объяснить климатом и оцепенением, которое они приобретают от холода зимой, а отчасти их рационом, состоящим в основном из корнеплодов, лука, чеснока, капусты и тому подобных вещей, которые они едят отдельно и с другими блюдами.
Их рацион скорее обилен, чем изыскан. Свои трапезы они обычно начинают с чарки водки (которую они называют русским вином), а затем не пьют до конца еды, выпивая затем обильно и все разом, целуясь друг с другом при каждом тосте. Поэтому после обеда с ними не поговоришь, каждый идет на свою лавку вздремнуть после полудня, что для них так же обычно, как ночной отдых. Когда они превосходят себя и у них разнообразие блюд, первыми идут печеные кушанья (жареные они используют мало), а затем похлебки или супы. Напиваться пьяным - обычное для них дело в любой день недели. Их обычный напиток - мед; бедняки пьют воду и жидкое питье, называемое квасом, которое есть не что иное (как мы говорим), как сошедшая с ума вода, с небольшим количеством отрубей, заваренных в ней.
[...]
Женщины, чтобы исправить плохой оттенок своей кожи, красят лица белой и красной красками, так явно, что каждый может это заметить. Это не считается зазорным, потому что общепринято и нравится их мужьям, которые дают своим женам и дочерям пособие на покупку красок для раскрашивания лиц, и очень радуются, видя, как из некрасивых женщин они превращаются в прекрасные образы. Это иссушает кожу и способствует её обезображиванию, когда краска сходит.
[...]
Что касается их нрава и качеств, они обладают некоторыми способностями, если бы только имели те же возможности, что и некоторые другие народы, для воспитания ума в добродетели и учености. Эти возможности они могли бы перенять у поляков и других соседей, но отвергают их из гордыни, считая свои обычаи наилучшими. Отчасти же их манера воспитания, лишенная всякой учености и благовоспитанности, считается правителями наиболее подходящей для их государственного устройства и способа управления. Народ с трудом бы это вынес, если бы однажды просветился и обрел большее понимание Бога и разумного правления.
Это заставляет императоров пресекать все средства улучшения и тщательно исключать всякое чужеземное влияние, способное изменить их обычаи. Это было бы менее достойно порицания, если бы не накладывало отпечаток на сами умы его подданных. Ибо как с ними самими жестоко и сурово обращаются высшие чиновники и другие начальники, так и они столь же жестоки друг к другу, особенно к нижестоящим и подчиненным. Так что самый низкий и несчастный христианин, который гнется и пресмыкается, как собака, перед господином и лижет пыль у его ног, становится невыносимым тираном, когда получает преимущество.
Из-за этого вся страна наполнена грабежами и убийствами. Они не ценят человеческую жизнь. Бывает, что человека грабят прямо на улицах их городов, если он выйдет поздно вечером, и никто не выйдет из дверей своего дома, чтобы спасти его, хотя и слышат его крики. Я не буду говорить о немыслимости убийств и других жестокостях, совершаемых среди них, в которые едва ли поверишь, что они совершаются людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.
Число их бродяг и нищих почти бесконечно, они так измучены голодом и крайней нуждой, что просят милостыню жестоким и отчаянным образом, говоря: «Дай мне или зарежь меня, дай мне или убей меня» и тому подобные фразы. По этому можно догадаться, каковы они по отношению к чужестранцам, если столь неестественны и жестоки к своим собственным. И все же можно усомниться, чего больше: жестокости или невоздержанности, царящих в этой стране. Я не буду говорить об этом, потому что это слишком мерзко и не подлежит упоминанию. Вся страна переполнена всяческими грехами такого рода. И неудивительно, поскольку нет закона, сдерживающего блуд, прелюбодеяния и подобную нечистоту жизни.
Что касается правдивости его слова, русский по большей части мало заботится о ней, если может выиграть от лжи и нарушения своего обещания. И можно сказать поистине (как лучше всего знают те, кто больше всего с ними торговал), что от великого до малого (за исключением немногих, которых едва ли можно найти) русский ни верит ничему, что говорит другой человек, ни сам не говорит ничего, достойного доверия. Эти качества делают их весьма ненавистными для всех соседей, особенно для татар, которые считают себя честными и справедливыми по сравнению с русскими. Некоторые, хорошо разбирающиеся в положении обеих стран, полагают, что неприязнь, которую они испытывают к русскому правлению и их манере поведения, была главной причиной того, что татары до сих пор остаются язычниками и не принимают христианского вероисповедания».