Говорить нельзя молчать

Aug 27, 2024 10:01

Зачем я это записываю... Усовестить кого-то? Что-то разъяснить? К чему-то сподвигнуть? Нет. Взрослому человеку не надо объяснять все то, что записано ниже (если надо, то тем более - нет). И никак не передать другому свой эмоциональный опыт.

Но иногда приходится разбираться в собственном отношении к тому или иному явлению, расставлять по полочкам, рассуждать вслух. Меня очень задел вчерашний комментарий про "табу на тему войны". Не человек - формула задела. "Табу". Я не спала до трёх ночи. Будто меня в грудь сильно толкнули. Не злость, не обида - я была в замешательстве. Почему одни просто молчат, другие - выразительно, третьи табуируют разговор, иные - вообще не думают и не соприкасаются душевно?



Мы здесь говорим о войне каждый день, потому что она - внутри нашей жизни, а мы - на ее краю. Мы следим, обсуждаем, смеемся, плачем, молчим, понимая друг друга без слов, спорим даже, что-то делаем для - кто что может. Условно спокойная жизнь, в которой есть только сейчас и только фатум. Нам надо проговаривать происходящее, чтобы, вшитая уже в полотно нашего каждодневного существования, война никого не сводила исподволь с ума. Поэтому у нас всё перемешано в разговорах, чаяниях, делах, мирное и военное. Это закаляет, но это и рутинизируется. Очень устали все, и все знают, что каждому на своем месте надо продолжать делать то, что должно.

Но нам непонятно молчание там, поглубже. Многие думают, да и вслух говорят: "Хорошо, что прилетело туда-то. Пусть почувствуют на своей шкуре, пусть их коснется наконец", - и это не злорадство, а невысказанное "Так нельзя, чтобы тут война, а там - всё равно". Мы ждём, что отзовётся , что будут говорить и с нами. Есть те, кто говорят, хорошо говорят, хорошо слушают даже, но это - немногие. Люди в глубине территорий "устают" от информации о войне, а не так, как люди здесь - от неизвестности и тревоги. Мы были такими же.

Но здесь и сейчас мы своей шкурой чувствуем (да и то... Шебекино - вот где худо), как Донецк жил. Мы ждём - не чтобы другие почувствовали то же, а чтобы не молчали. Душами своими не молчали. То, что из души, должно ведь быть слышно.

Да нет, в общем, понятно, когда имеют свою позицию "за", но не обсуждают ее публично. Кто-то просто не может формулировать ёмко и объёмно. А можно быть молча вовлечённым в события. Действуя, не обязательно поднимать тему вербально. Порой достаточно обозначить позицию - твердо, безусловно. Чтобы смотреть на человека, не гадая, что он такое изнутри.

Кто-то осторожничает или трусит, кто-то сторонится. Развожу руками. Может, я и сама трус, только иначе.

Хотя молчание в данных обстоятельствах может быть и не трусостью, и не "благим намерением" (я в такие не верю, это самообман), а подлостью. Подлостью бездействия. Гражданской подлостью.

Из их же числа - те, которые молчат, потому что выгоднее молчать и не дай бог ничего не сделать "за", чтобы своих благ не лишиться.

Кто-то вовсе глуп. Кажется, я таких знаю. Они - ни с какой не стороны. Пустые.

Кто-то не хочет конфликтов в семье. Наверное, это нормально, в семье должен быть мир. Но если вне семьи война и в семье из-за нее уже наметился раскол, я бы не знала, как к этому относиться. У нас в семье не так: мы основательно конфликтуем, смотря в одну сторону. В одну!

Кто-то очень далек от всего, они не молчат - они не в курсе: как бы "за", но им велели жить обычной жизнью, пока специальные люди разбираются, они и живут, максимум баланду ("новости") по ТВ слушают. Их иначе не научили, а собственной сознательности недостает. Не все хотят двигаться или хотя бы выглядывать из своего привычного - тоже современная вполне история. Эти вызывают жалость.

Не все пассионарии, не все бойцы по характеру. А если в сложный момент и я - не боец, не гражданин в должном смысле - даром, что говорю?

Кто-то равнодушен. Я тоже виновна в былом равнодушии.

Но есть молчащие лицемерно. Они бросили где-то там в начале свое расплывчатое "фи" и отмалчиваются - или с эдакой гордыней ("а баба-яга против" или скорее "я не такая, я жду трамвая"), или потому что стремаются (надо же, ужасное это слово подошло!) кто аудиторию потерять, кто работёнку, кто по шапке получить сейчас или потом от власти. И при случае многозначительные иносказания роняют. Лазеечку себе оставили, в чехольчике белое пальтецо. Таких презираю.

Война касается каждого. Не обязательно говорить о ней намеренно, но она здесь. И если сторониться и тем паче если кого-то покрывать, станет ещё ближе. Предателей много, и подлецов, и молчунов, и бездушных - для них свой суд совести. А наша война - здесь, и если проиграть, будем рабами, тоже молчаливым племенем. Нас им почти и сделали за тридцать лет, а сейчас есть шанс переломить. Не словами, конечно, не словами, но - немолчанием.

время

Previous post Next post
Up