Не представляю, что делать, если хочется написать про концерт, который меня очень тронул, а в голове по кругу - как на кольце Маяковского: люблю.
И всё-таки я попробую.
"Музыка Мира. Донбасс - Россия" - так на афише именовался сегодняшний концерт Донецкого академического симфонического оркестра имени С.С. Прокофьева. Выступал, конечно, не весь состав. Мы ведь помним февральские репортажи о том, как музыканты уходили на фронт, - тогда так и писали: "чвк филармония". На сцене был струнный ансамбль оркестра - женский ансамбль, не считая контрабасиста и дирижера: скрипки, альты, виолончели, рояль. Они все улыбались, они все были прекрасны, и программа их концерта была гармонична и неслучайна. Высоким был и уровень мастерства, слаженности, цельности звука.
Конечно, Белгороду ещё предстоит дорасти до такого звучания - донецкий оркестр, судя по тому, что я услышала, по праву и с честью носит имя Сергея Прокофьева. Такого Моцарта здесь я не слышала ни разу - гладкого, чистого, точно отполированный драгоценный кабошон. И Свиридов здесь ни разу не вызывал у меня слезы с первых же нот. И звук охватывал сегодня всё пространство зала, не теряясь на сцене, - объемный, сильный, точный звук, наполненный также и смыслом.
Может, поэтому те мои мысли, которые не относились к музыке прямо, музыку не загораживали - они в ней продолжались, находили в ней ответ и отклик. То самое повторяющееся "люблю" (оно - о многом, и о родной земле - тоже). И в этом смысле программа была выстроена исключительно: Моцарт, Пуччини, Сен-Санс, Легар, Кальман, Дворжак, Чайковский, Рахманинов, Свиридов, Шостакович, Пьяцолла и снова Чайковский - музыка мира и всё же главным образом русская музыка.
А ценность и сложность нашей музыки - в том, что без нас она останется просто стопкой партитур. Являясь общим сокровищем, она будет звучать, но лишившись сути - того, о чем и о ком она написана. Это не Моцарт (хотя он - сама радость), и не оперетты Кальмана, и даже не моя любимая третья ария Далилы Сен-Санса. Они-то при должном мастерстве будут хороши всегда, поскольку универсальны. Рахманинов, Чайковский, Шостакович - нет, хотя они всемирны.
Почти два часа без антракта длился концерт - как одно мгновение. Какое это счастье - музыка, - и какая опора.
N.B. Я намеренно не пишу подробно о вокалистках белгородской филармонии - за исключением сопрано, исполнявшей арию Сильвы, они мне не понравились.