В пятницу, когда в одном уголке сердца стало легко, я решила немного сменить обстановку и забронировала билет на "Воспоминания о Марни". Билет во что-то светлое, чем всегда являются фильмы Студии "Гибли".
В зале, кроме меня, была стайка мальчишек со звонкими веселыми голосами. Когда я вошла, они дружно сказали "Здравствуйте!" и между собой почему-то - "Это блогер". Не совсем ошиблись.))) Весь фильм они, как воробьи, возились, смеялись и переговаривались на последнем ряду, но мне это не мешло. Даже наоборот. И самое занятное, что, судя по репликам, они успевали следить за сюжетом. А ведь фильм не мальчуковый - он о девочке.
Анна, у которой то ли из-за слабого здоровья, то ли из-за подростковых переживаний, астма, приезжает к родственникам своей приемной матери в маленький поселок на берегу моря. Отношения со сверстниками у нее не складываются, и она сама корит себя за ершистость и неприветливость, зато она очень хорошо рисует. Например, живописный Болотный дом на другой стороны бухты. Дом - давно в запустении, но вдруг в нем зажигаются огни, и навстречу Анне выбегает белокурая девочка, ее ровесница, Марни. Только никому-никому нельзя о ней рассказывать.
Сперва кажется, что Марни - самая счастливая на свете девочка, а потом вдруг оказывается, что за улыбкой может прятаться самое настоящее одиночество, а вот у Анны на самом еле очень много поводов быть счастливой, если только хорошенько разобраться и найти правильные слова. И краски.
Режиссер аниме - Хиромаса Ёнэбаяси. Его дебют, "Ариэтти из страны лилипутов", мне очень понравился. "Мэри и Ведьмин цветок", выпущенный уже студией "Понок", - в меньшей степени. А "Марни" - это хорошая история, в которой чуствуются традиции Миядзаки, но по духу это не его фильм.Чего-то неуловимо волшебного не хватает, чего-то в деталях - крохотных. И это крохотное - как космос. Например, в "Тоторо" - это подмеченный взгляд на большой мир трехлетнего ребенка, видящего то, что не может в силу хотя бы роста, заметить взрослый. Фильмы Миядзаки - это когда в первую же секунду сладостно захватывает дух. Это безусловное ощущение чуда.
"Марни" - совсем другое дело. Трогательный, цельно построенный сюжет, живая мимика у персонажей, изумительные фоны, детализированные интерьеры (ах, мне бы туда!)... Это вообще очень добрый фильм, но до конца магия не сработала. И музыка оказалась слабовата. Да и зачем было записывать главную песню на английском языке?!
*
Ну а вчера был театр.
Из всех пьес Островского, которые мне довелось увидеть на сцене, "Лес" в постановке Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева, оказался лучшим. Ярким, живым, в меру современным, динамичным, с живой искрой, с актерами, в своей игре сочетающими комичность с серьёзностью, с подлинным духом Островского. Местами неожиданно смелым, но ни на миг не скатывающимся в пошлость или вульгарность. Словом, прекрасно выверенным.
Из всей программы щепкинского театрального фестиваля этот спектакль я выбрала потому, что он - луганского театра. Театра, о котором я, конечно, ничего не знала, но это ведь многого стоит - говорить на языке искусства сейчас, когда твоя земля так мужественно борется за право называться русской.
Мне давно кажется, что нам многому стоит поучиться у жителей Донбасса. Сегодня я поняла, что и театральному искусству, подлинно русскому, - тоже. Белгородскому драмтеатру - так уж точно.
Были долгие поклоны и аплодисменты. Прозвучали очень хорошие ёмкие слова театрального обозревателя "Литературной газеты" и очень теплые - режиссера-постановщика спектакля. Он, конечно поделился небольшим впечатлением от города, сказав, что не увидел нигде в центре аптек, значит, у нас здесь живут счастливые и потому здоровые люди. Мило, хотя и не соответствует действительности: в этой части города дефицит аптек всегда доставляет неудобство. Но реплика этого симпатичного человека ведь была еще и о другом: тех, кто едет в Россию, земляки из Луганска просят привезти не гостинцы, а лекарства. Это не может не вызывать горечь - так всё неправильно.
И вот тут вернусь к новостям: через три дня начнутся референдумы. Это нужно. Это принесет перемены всем нам, сперва, полагаю, тяжелые. Но (не знаю, прочитает ли меня кто-нибудь из Донбасса, Херсона, Мелитополя) уже сейчас хочу сказать: добро пожаловать домой, родные! Мы этого тоже ждали.