Мне ужасно хорошо " в шестидсятых" - в книгах, фильмах и музыке того времени. И в семидесятых тоже весьма неплохо, но они уже преимущественно цветные, а мне нравится черно-белые кино- и фотопленки.
В наушниках поют Лидия Клемент ("Если б не было в мире влюбленных"), Майя Кристалинская ("Только любовь права"), Нина Бродская ("Как тебя зовут"), потом, правда, вдруг включается "Само да знаш" Даниэля Поповича и еще Parni Valjak, и настроение от этого только улучшается, но это все какое-то взаимосвязанное - наверное, потому что это все обо мне.
На днях я досмотрела сериал Анны Меликян "Нежность" - он весь черно-белый, не считая самой последней сцены, и это идеально. Это вообще будто для меня снято - прямо бери и сразу пересматривай от начала до конца. В нем прекрасно все - абсолютно все!
Ну и поскольку, сейчас у меня период нечтения (не могу, не знаю, что такое), я смотрю кино. Разное незнакомое советское кино.
Позавчера включила "День счастья" Хейфица по совместному его и Юрия Германа сценарию. Фильм 1964 года, блестящий актерский состав (Тамара Семина, Алексей Баталов, Валентин Зубков), интересная работа оператора, начало чудеснейшее, остроумное и наполненное замечательными деталями, а потом... Ну представьте полуторачасовой фильм, который кажется длящимся часа два с половиной: слой на слое, персонаж на персонаже, периодически неуместная театральность реплик, невнятный финал. Как будто не было уже до этого у тех же мастеров фильмов "Дорогой мой человек", "Дело Румянцева", "Большая семья", "Дама с собачкой". Отдельные фрагменты отличные, но в общей каше теряются. И финальный глупый пафос хочется сбить, оставив мысль о возвращении героини к себе. Редкий случай, когда мне почти жаль потраченного на советский фильм времени. Впрочем, Баталов мне именно в нем ужасно напомнил моего младшего двоюродного брата Сашу.
Зато вчера я посмотрела просто удивительный фильм 1973 года "Каждый вечер после работы" про вечернюю школу. Какой это восторг! Какие лица, какая музыка, какая работа оператора, какая цельность в семидесяти минутах. И даже Маяковскому место нашлось! Пересмотрю еще раз.
Тоже черно-белое - "Мужской разговор" (1968) по повести Вадима Фролова "Что к чему". Повесть, конечно, лучше, но почему сейчас так снимать не умеют? И почему книги такие приходится выискивать на пыльных полках, а не среди новинок? Знаете, ведь эту повесть на множество языков перевели по всему миру. И у фильма состав отличный - Шукшин в роли отца, Этуш, молодой совсем Куравлев. (Хотя, конечно, Шукшина я больше - с детства - люблю в "Двух Федорах".)
Или вот еще экранизация - "Чужой звонок" (1985) по одноименной повести Екатерины Марковой. Как и "Каждый вечер...", фильм сняли на считавшейся слабой киностудии им. Довженко. А в этом фильме ни оного кадра лишнего нет. Да, бюджетный, да, простой по форме, но он грустный и прекрасный, умный, он - о цельности натуры, доверии, о верности своему выбору и о малодушии, которое потом будет долго царапать совесть. А вообще-то - о подростках, делающих выбор, отзывающийся потом всю жизнь.
На той же киностудии сняли в 1977-м "Перед экзаменом" с Игорем Квашой. Тоже бюджетно. И всего один час и четыре с хвостиком минуты. Редко сейчас укладывают настоящую историю в такой хронометраж. Лето, Киев, семнадцатилетняя вчерашняя школьница, пытающаяся понять, куда ей двигаться дальше, и командировочный инженер уже за тридцать, который об этом давно не думает. Я люблю фильмы. построенные на диалогах ("Перед Рассветом" Лоуча, например), и этот - как раз такой.
Но эту картину я посмотрела давно, а на днях - "Большую новогоднюю ночь" (1978), и это уже Рижская киностудия, то есть, как минимум, интересные мужчины в кадре. Главный герой, правда, немного раздражает, но зато героиня - прелесть. Вы эту же актрису видели, наверное, в "Вей, ветерок!" Очень приятная лента, коротенькая (66 минут), но смотрится на одном дыхании. Потом, наверное, забудется, а все равно славная.
Вот, что я заметила. (Спойлер: очевидное.) В социальных драма и киноповестях шестидесятых-начала семидесятых истории часто разворачивались на фоне новостроек ("Доживем до понедельника", "Каждый вечер после работы", "Мужской разговор", "А если это любовь?"), и фон этот - как начало жизни, обещание, что все наладится, что все в наших руках, и не только и столько ради нас самих, поэтому что это мелко и пошло. А сейчас, если и попадают в кадр новостройки, то это уже "человейники", где личности теряются, где человек перестает быть личностью, а только все глубже погружается в существование без цели, эдакий депрессивный эгоизм ("Большая поэзия").
Но знаете что? Давайте смотреть хорошее, читать хорошее, стремиться к лучшему и не единоличному. Это трудно, особенно сейчас и поодиночке. У меня тоже не особенно получается. Прочла на днях стихотворение Роберта Рождественского "Стыдливость" - оно ведь ко мне обращено. Но я надеюсь. что не совсем еще потерялась, хотя в шестидесятые мне было бы жить полезнее.