8 декабря 1937 г. расстрелян великий русский гений П. А. Флоренский. Один из тысяч...

Dec 08, 2011 16:16




На его судьбе «проявляется лишь мировой закон о побивании камнями пророков и постройке им гробниц, когда пророки уже побиты». Флоренский «не первый и не последний: удел величия - страдание, - страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от себя самого. Так было, так есть и так будет. Почему это так - вполне ясно; это отставание по фазе: общество от величия и себя самого от собственного величия, неравный, несоответственный рост, а величие есть отличие от средних характеристик общества и собственной организации, поскольку она принадлежит обществу. Но мы не удовлетворяемся ответом на вопрос «почему?» и хотим ответ на вопрос «зачем?», «ради чего?» Ясно, свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонением. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания. Таков закон жизни, основная аксиома её. Внутренне сознаешь его непреложность, но при столкновении с действительностью, в каждом частном случае, бываешь поражен, как чем-то неожиданным и новым. И при этом знаешь, что не прав своим желанием отвергнуть этот закон и поставить на его место безмятежное чаяние человека, несущего дар человечеству, дар, которые не оплатить ни памятниками, ни хвалебными речами после смерти, ни почестями или деньгами при жизни. За свой же дар величию приходится, наоборот, расплачиваться своей же кровью. . Общество же проявляет все старания, чтобы эти дары не были принесены И ни один великий никогда не мог дать всего, на что способен - ему в этом благополучно мешали, все, все окружающие. А если не удастся помешать насилием и гонением, то вкрадываются лестью и подачками, стараясь развратить и совратить», - писал Флоренский домой с Соловков за 10 месяцев до расстрела. Писал о Пушкине, а мы распространили на него: «Кто из русских поэтов, сколько - нибудь значительных, был благополучен? Разве что Жуковский, да и то теперь открываются интриги против него, включительно до обвинения в возглавлении русской революции. Философы - в таком же положении (под философами разумею не тех, кто говорит о философах, но кто сам мыслит философски), т.е. гонимые окруженные помехами, с заткнутым ртом. Несколько веселее судьба учёных, однако лишь пока они посредственны. Ломоносов, Менделеев, Лобачевский не говорю о множестве новаторов мысли, которым общество не дало развернуться. (Яблочков, Кулибин, Перов и др.) - ни один из них не шёл гладкой дорогой, с поддержкой, а не с помехами, всем им мешали и, сколько хватало сил, задерживали их движение. процветали же всегда посредственности, похитители чужого, искатели великого, - процветали, ибо они переделывали и подделывали великое под вкусы и корыстные расчёты общества».

МИРОВОЙ ЗАКОН ПОБИТИЯ ПРОРОКОВ КАМНЯМИ.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
Блаженны плачущие, ибо они утешатся;
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное;
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Мф. 5:3-12.

Всё, что делается, делается известными персонами, поэтому все исторические явления носят имена собственные, - мы говорим «закон Ома», «эпоха Ельцина». Сегодня мы поняли, почему у нас неладно с реформами, в чём беда России, - нет соответствующих персон. Не отсутствие денег, а недостаток творческих личностей, как лидеров, так и людей массы, которые подхватили бы и реализовали творческие импульсы и идеи своих вождей. Некоторые во всех бедах обвиняют Б.Н. Ельцина и других выразителей идеологии предпоследнего периода. Идеологии отказа от самих себя, от своей исторической миссии. Во всём следовать Западу. Развалить «империю зла», отдать Курилы - Японии, Восточную Пруссию - Германии, Кавказ - Турции. Принять западную политическую модель, западную культуру и идеологию. Удовлетворённый эдакой покорностью, Запад кротко примет нас, извергов, в своё лоно. С Запада, из Японии, из Саудовской Аравии потекут инвестиции. Тогда заработает наша экономика и мы заживём как в Новой Зеландии белые люди живут.

Развалили мы СССР, приватизировали и поделили всенародную собственность. Коррупция, бандитизм, спекуляция, проституция, наркомания, сепаратизм, терроризм - расцвели пышным цветом. Пришёл ли расцвет страны?

Помните, мы собрались повернуть северные реки, чтобы наполнить их водой будто бы мелеющий Каспий? В 1987 от поворота рек мы отвлеклись поворачиванием истории. А уровень воды в Каспии сам вдруг начал повышаться - и без нас. Так и здесь. Деньги сами вдруг пошли в страну, без заграничных инвесторов. Нефтедолларов в казне немеренно. Нету умных людей кто бы знал: что с ними делать, чтобы страна поднялась. Всё-таки не в деньгах счастье, не капитал, не экономические отношения являются движущей силой истории. Не деньги выводят такие великие страны как наша из великих кризисов. Выводят вожди, чья энергия, чей магнетизм, находя отклик в народе, поднимает его и ставит на путь истинный. Или, не находя, - не поднимает и не ставит.

Что делать? Опять мы упёрлись в этот вопрос. А ответить не него некому. Нет людей пророческого склада, которые могли бы прогнозировать будущее и на основе этих прогнозов руководить нами в настоящем. Ну а если бы такие люди в России были в середине 80-х, тогда что, пошли бы мы за ними?

Вспомним: что мы, люди, всегда делаем с выдающимися своими современниками?

Пифагор зарезан. Сократ отравлен. Архимед зарублен. Иоанн Предтеча обезглавлен. Христос распят. Ап. Павел распят. Джордано Бруно сожжён заживо. Парацельс зарезан. Жанна д"Арк сожжена заживо. Т. Мор обезглавлен. Протопоп Аввакум сожжен заживо. Пушкин застрелен. Лермонтов застрелен. Грибоедов растерзан толпой религиозных фанатиков. Гумилёв расстрелян. Флоренский расстрелян. Н.И. Вавилов погиб в тюрьме. Мандельштам погиб в лагере. Мейерхольд расстрелян. Леннон застрелен. До самоубийства доведены: Сенека, Радищев, Д. Лондон, Есенин, Маяковский, Цветаева, Акутагава... Сведены с ума: Перикл, Гоголь, Ван Гог, Чурлёнис, Врубель, Филонов... Изгонялись согражданами: Платон, Анаксагор, Конфуций, Бунин, Мережковский, Бердяев, С.Н. Булгаков, Рахманинов, Сикорский, Стравинский, Тарковский... Затравлены коллегами, начальством, роднёй: Галилей, Вл. Соловьёв, Толстой, Блок, Белый, М.А. Булгаков, Циолковский, Чижевский, Платонов, Ахматова, Зощенко, Пастернак, Высоцкий... Сидели по сфабрикованным обвинениям: Ориген, Сервантес, М.М. Сперанский, Достоевский, Рокоссовский, Королёв, Туполев, Заболоцкий, Л.Н. Гумилёв... Доведены до нищеты, алкоголизма: Рембрант ван Рейн, Гофман Эрнст Теодор Амадей, Саврасов, Мусоргский...

Это имена, что сразу приходят на ум. А если взять Британскую энциклопедию и пройти имя за именем, проследить судьбу за судьбой? Это сотни лучших людей уничтоженных нами, простыми людьми.

Очевидно: действует мировой закон побития пророков камнями. Братья Стругацкие (их отец Н.З. Стругацкий был одним из гонителей Филонова) писали, что это действие второго закона термодинамики: энтропия, хаос сопротивляется действию зиждительного начала, Разума, вносящего в мир порядок. До них об этом писал Флоренский в автореферате: "Основным законом мироздания Ф[лоренский] считает второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос - начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству - смерти". (П.А.Ф. Сочинения. ФН, М., 94, стр. 39). Хаос стремится унизить, обезличить, задавить всякую индивидуальность.

Изучая жизнь и творчество Флоренского, в свете мирового закона побития пророков камнями, можно выявить девять причин, по которым все народы делают это.

1.Первая, главная причина, синтез всех девяти заключается в действии закона жертвы. Мы знаем об Агнце Божьем (у нас Его зовут Христом, а в Индии Вишвакарманом…), о предвечной жертве, положенной в основание мироздания, для того, чтобы возможным стало бытие. Чтобы Космос мог существовать. Чтобы в этом Космосе могли жить, эволюционировать люди. Стремясь стать совершенными как Отец их Небесный. Спаситель в Его космическом аспекте изначально ни на миг не оставляет человека. «Присутствие, Великое Присутствие наполняет природу». Вся полнота жизни дарована нам этой жертвой, человеческая история является продолжающимся Боговоплощением, продолжающимся Самозакланием, обеспечивающим человечеству не только переход к Богочеловечеству, но и само бытие, существование. Бытие в своём несовершенстве, в свое изначальной надтреснутости, в своей двоичности требует жертвенной крови для склейки. Всё в жизни человеческой сводится ко Христу, потому что все изошло от Него. «… вне Христа, без Христа, помимо Христа, не сообразно с Ним, без Его благодатной, т.е. бытийственно укрепляющей… помощи вообще невозможна никакая жизнь, никакое творчество, в сфере ли религиозной, художественной, философской, позитивно-научной, общественной, государственной, семейной, экономической, - вообще какой угодно, какая бы ни открылась еще, - не в том смысле, что плоха, нравственно предосудительна, канонически недолжна жизнь без Христа в какой бы то ни было области, а в том, повторяю, метафизическом смысле, что таковая просто невозможна, что она, поскольку она действительно вне Христа, действительно метафизически несовершенна, бытийственно неполна, а если была бы совсем вне Христа, то просто не была бы. (…) Христос есть истина, путь и жизнь; это не только догмат вероисповедания, но прежде всего закон мироздания. А если так, то … во-первых… рассыпаются все притязания на автономию в какой бы то ни было сфере жизни и даже природы - без Христа не может быть не только государственности и т.п. но даже химии и геологии; а во-вторых, с такою же стремительностью опровергается всякое искушение, хотя бы и во имя Христово, на духовное насилие, ибо всякая свобода, как духовное самоопределение, от Христа и во Христе, Христос действует не только и не столько, даже совсем не периферически, через внешние заповеди, как то полагают в неразумной поспешности ревнители благочестия, а Своими благодатно бытийственными, так сказать, органическими путями, разумение которых доступно не богословскому схематизму ревнующих о вере, а духовно просветленному, благодатному взору, и посему иной противник Христа может быть в бытии своем гораздо ближе к Нему, нежели рьяный, но не духовный ревнитель Церкви», - пишет Флоренский. (Арх. Бухарев: pro et contra. СПб, 97, стр. 593)

От Христа же - Иерархия Светлых Сил, Иерархия Его учеников, наших Учителей. Культурные герои, подвижники, вожди, законодатели, мыслители, поэты, художники, композиторы, учёные… Они работают с нами по Его плану, они делают Его работу, соответственно, они разделяют с Ним Его судьбу. Их жизнь и деятельность, являясь боговоплощением, в разной степени и в форме, применительно к их миссии, в ту же меру становится и самозакланием. Является самопожертвованием, инволюцией. Им не нужно быть среди людей, им самим, для их персонального совершенствования эта работа уже не нужна. Она нужна людям, она нужна Логосу, Христу - это часть Его работы по воспитанию человека. Они берут на себя, и они делают свою часть Его работы, разделяя тем Его судьбу и таким образом приближаясь к Нему, ещё полнее раскрывая в себе Его сущность, сущность Отца Небесного. В меру принятой ими на себя эволюционной работы, Логос наделяет их соответствующими Своими полномочиями, мерой Своей власти. Сложное и богатое отдает себя, для того, чтобы простое и бедное питаясь его «плотью и кровью» росло, взрослело, училось, боролось, творило - жило. Постепенно уподобляясь Ему. Другого способа управлять людьми, - реально, положительно, законно властвовать над ними,- кроме как прикармливать их своей плотью и поить их своей кровью (воспитывать,- питать) нет. Законно властвовать над людьми - означает править по космическому закону, а не по человеческому. И это закон любви, закон самопожертвования. Всякое предприятие, начинание требует жертвы в своё основание. Чтобы далеко не ходить вспомним хотя бы судьбы создателей «катюши», или Т- 34.

2.Флоренский писал: самое нужное человеку (Слово Божие - Священные Писания всех времён и народов), является и самым доступным для него. Все великие духовные ценности, культурные ценности, потребные человеку для восхождения, даются ему даром - подходи и бери. «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром». (Откр.22,17) Даром для берущего, но не даром для дающего. Ведь за все в этом мире надо платить. За берущего платит дающий, за ученика платит Учитель. Учитель платит за ученика. Его ученик, сам в своё время став Учителем, будет платить своей плотью и кровью за своих учеников. Этой цепью самопожертвования крепится связь пространств и времён.

3.Плескаясь в море зла, люди всё время умножают его объём своими преступлениями против Истины. Если бы количество яда человеческого не уменьшалось, не только эволюция человеческая на земле остановилась бы, но и сама жизнь на планете давно уже стало бы невозможной. Человечество давно уже захлебнулось бы в своём яде и погибло бы. Но как возможно уменьшать количество яда? Как можно держать его в известных пределах, не давая сгущению его превышать критическую концентрацию? Разумное существо - человек этот яд генерирует, по закону разумное существо - Человек же этот яд должен и поглотить, испить, принять и тем самым уничтожить. Сам Логос и Его ученики испивают яд человеческий. Сознательно принимая чашу подвига, чашу с ядом, произведенным людьми, эти Сыны и Дочери Человеческие уменьшают количество этого яда, давая людям возможность и далее жить на этой планете и далее отравлять её своей злобой. Принятием человеческого яда совершается Искупление человечества.

4.Ещё одной причиной, по которой жизнь великих людей на земле столь ужасна является невольная вина всякого учителя, открывающего людям истины, которые не могут быть в одинаковой мере вместимы всеми. Всегда находятся «разумные существа», которым Божественные Истины, открываемые человечеству - недоступны. Не вмещая их, они извращают их, вместо блага, творя зло. Таким образом благодать претворяя в яд. За подобное злотолкование, за пагубные последствия извращения провозглашенной части истины кто-то должен заплатить. И опять платит тот, кто открыл эту часть истины людям. Он платит даже за то, что эта истина дошла до ушей того, кому она не предназначалась и ввела его в соблазн, тем принеся вред его совершенствованию, затруднив путь его. Эти затруднения, возникшие не по вине невежды, должны быть устранены с его пути. Это закон справедливости относит на счёт того, кто данную истину открыл невольно и неспособным пока к её вмещению людям. Он платит и по этому счёту. Знал - на что шел, неся людям Свет.

5.Невежество толпы. Неразвитое сознание, низкая энергетика основной массы людей, инерция её, влекущая к кристаллизации в отживших своё формах жизни. Равнодействующая всех человеческих устремлений направлена по нисходящей духовной линии, на внешнее, на утверждение в земном, на укрепление земного своего положения. Что ведёт к безостановочному вращению в колесе дурной бесконечности. В колесе безостановочно и неумолимо порождаемых причин и последствий дел, слов и мыслей, влекущих к дальнейшему огрублению, к дальнейшей инволюции, к распалению зла. Эта инволюция сделала основную массу безотчётным, ползучим врагом истины, врагом света, врагом самой себя, врагом человечества, - соответственно врагом Сынов и Дочерей Человеческих, всемерно старающихся освободить людей от этой вечной казни. « Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят», - сказал Спаситель. «Святая простота!», - сказал, стоящий на костре Ян Гус, увидев старушку, несущую своё поленце, - подложить к его костру.

6.Злобно преследуют Сыновей и Дочерей Света, те, кто в отличие от толпы ведают, что творят. Среди людей есть изверги рода человеческого, сознательно избравшие путь зла, ради зла как такового. «Тление их пища, убийство их ремесло, развращение тела и духа их радость». Эти тёмные силы объединены в своего рода корпорацию, их цель - окончательное закабаление человека в тенетах иллюзии, в путах зла. Подчинение и уничтожение людей.

7.Хаос непроявленного всё время существования вселенной соревнуется с бытием, угрожает проявленному, атакует, испытует его формы. Слепые силы неукротимой стихии бушуют во всех мирах стремясь разрушить всё сотворённое. Эти силы охватывают невоспитанных людей толпы, приходят в мир и через них. Воздействие хаотических сил на неразвитых людей и на людей духовно зрелых различно. Чтобы пояснить это различие Будда говорил о воздействии клочка шерсти упавшего на ладонь человека и попавшего в его же глаз. Люди толпы даже и не замечают, что эманации хаоса, излучаемые ими - попросту убивают.

8.Флоренский сравнивал жизнь человека с горением свечи в бурю. Не то удивительно, что свеча не гаснет под порывами ветра, а то удивительно, что она вообще загорелась. Мы видим, что великие люди, живя среди людей, всё-таки успешно делают своё дело. Им удаётся исполнить свою миссию, поручение, работу, порученную им Логосом. Судьба хранит их. Но почему, ведь всё, что делается на земле должно быть «сделано руками человеческими, ногами человеческими», ни для кого из воплощенных закон не делает поблажек. Дело, видимо вот в чём: убивая великого человека, люди нарушают основной закон эволюции закон укрощения Логосом хаоса, закон победы Света над тьмой, закон высшей справедливости. И вот, чтобы компенсировать это нарушение закона, карма в следующем воплощении великого человека среди людей воздаёт ему за эту жертву, даёт возможность исполнить его миссию, хранит его жизнь. Механизм, позволяющий великим работать среди людей таков: закон берёт у мученика жизнь авансом, чтобы впоследствии, в одном из последующих воплощений, дать ему возможность выжить в невыносимой обстановке, потрудиться, «отработать аванс».

9.Не будем забывать ещё об одной муке, которая сократила жизнь многим великим людям, а некоторых из них свела с ума. Воплощаясь среди людей, великие принимают тела, которые им может предоставить на данном этапе своей эволюции развращенное человечество. И эти физические тела тоже несут в себе следы всех человеческих грехов и пороков, всех человеческих преступлений перед природой в виде разных болезней, распространенных среди людей. А так же в виде последствий этих болезней, ведущих к физическому вырождению человечества, утрате и ослаблению способности физических тел служить орудием труда воплощающегося в них духа. О той невыносимой муке виртуоза, вынужденного всю жизнь играть на копеечной, фальшивящей скрипке, не будем забывать. Как писал Флоренский на эту тему: «Удел величия - страдание, - страдание от внешнего мира и страдание внутреннее, от себя самого. Так было, так есть и так будет. Почему это так - вполне ясно; это отставание по фазе: общество от величия и себя самого от собственного величия, неравный, несоответственный рост, а величие есть отличие от средних характеристик общества и собственной организации, поскольку она принадлежит обществу».

Вернёмся к тому, с чего начали. По щучьему веленью, по народному хотенью, именно Б.Н. Ельцин, возглавил страну в 1991 году. Но разве он один может отвечать за тот всеобъемлющий кризис, в котором мы оказались? Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. «Все советские люди» в середине 80-х хотели жить «как на Западе». Сейчас. Любой ценой. Именно это всеобщее стремление привело к замене осмотрительного М.С. Горбачёва бесшабашным Б.Н. Ельциным. Не он вызвал взрыв, он «возглавил» его. В этом его заслуга. Сделав разрушение управляемым, он создал предпосылки для обуздания разрушительных элементов в момент, когда возбудившая их энергия стала затухать.

В начале ХХ века гениальный русский ученый А.Л. Чижевский (1897-1964) установил, что исторический процесс на земле связан с деятельностью Солнца. 11 летние циклы активности нашего светила сопровождаются 11 летними циклами серьёзных изменений человеческой истории. При чём, как и циклы активности Солнца, так и циклы исторического процесса на земле делятся на 4 периода разной активности в последовательности: I период минимума -3 года, II период увеличения активности - 2 года, III период максимума -3 года,VI период деградации -3 года. Чижевский же и установил историко-психологические особенности 11-летних циклов. Их оказалось две и они повторялись из цикла в цикл.

Первая. «… В средних точках деления цикла массовая деятельность человечества на всей поверхности земли, при наличии в человеческих сообществах экономических, политических или военных возбуждающих факторов, достигает максимального напряжения, выражающегося в психомоторных пандемиях: революциях, восстаниях, войнах, походах, переселениях, создающих новые формации в жизни отдельных государств и новые исторические эпохи в жизни человечества и сопровождающихся интеграцией масс, выявлением их активности и правлением большинства».

И вторая. «В крайних точках течения цикла напряжение общественной деятельности военного или политического характера понижается до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического или военного энтузиазма, миром и успокоенною творческою работою в области организации государственных устоев, международных отношений, науки и искусства при дезинтеграции и депрессии масс и усилении абсолютистских тенденций власти». (Цит. по Л.В. Шапошникова. Вселенная Мастера. М.,2005, стр.582.)

Получается, что Солнце превращает потенциальную энергию масс в кинетическую. «История знает отличные примеры массовых возбуждений в период максимума, не имеющих ничего общего с кровавыми событиями, а именно: религиозные движения, паломничества, расцвет парламентаризма, локализация общественного внимания на судебных процессах, реформах, сооружениях и т.д. Это даёт повод лелеять прекрасную надежду на то, что грядущая культура отыщет пути гуманного использования массового подъёма при посредстве предварительной пропаганды какого-либо общественно-важного и интересного дела и выполнения его в период максимальной возбудимости. Тогда коллективное театральное искусство, коллективное художественное творчество с участием масс народа, научные экспедиции, спортивные состязания, организации грандиозных сооружений, городов, каналов и пр. должны будут сменить кровавые бойни человечества», - писал Чижевский.

Очень многое при этом зависит от состояния человечества и человека во II периоде исторического процесса. Материя II периода получала в III периоде максимальную энергию взрывов на Солнце, и эта энергия начинала действовать. Она «оживляла» то, что было уже заложено и что существовало в умах народа во II периоде. Многое зависело от уровня сознания, которое формировалось во втором периоде, и от тех идей, которые будут, вне зависимости какие они, реализованы в III периоде. От этого будут зависеть и форма и содержание событий, вспыхивающих под излучениями взрывов солнечной материи. Если во II периоде господствующей идеей была революция или война, то мы их, несомненно, получим в III периоде максимальной активности Солнца. Если во II периоде, когда закладывалось будущее III периода, было процветание, действовали созидательные силы, народ был просвещён, а сознание расширенным, то энергия солнечных взрывов и земных бурь придаст всем этим тенденциям энергию действия, и III период выявит и успешно завершит то, что было в потенциале II периода. Иными словами, Солнце даёт энергию, а человек придаёт события ту форму и то содержание, которое сложилось во II периоде развития 11 летнего цикла. (Там же. Стр.585-586)

Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы относительно диалектики взаимоотношений индивидуума и массы. По словам Флоренского, эта проблема - «вершина основного вопроса философии, и надо ничего не понимать в философии, чтобы не видеть этой проблемы». Флоренский пишет, что в ХХ веке на земле началась новая эпоха, эпоха откровения духовных, универсальных, космических основ жизни во всех сферах бытия человеческого. Именно в эту эпоху мы сможем найти решения всех «проклятых» вопросов. Люди пророческого типа: культурные герои, подвижники, вожди, законодатели, мыслители, поэты, художники, композиторы, учёные, - это провозвестники идеального совершенства, вечного Теперь, сущего в платоновском мире идей. Они представляют здесь у нас человеческое общество в его будущей всецелости, - Богочеловечество. Эти посланцы новой эпохи несут в себе разные черты будущих совершенных людей. Можно сказать, - это и есть люди будущего, те, какими мы станем, если будем следовать плану эволюции, Матери-природе. Уничтожая их, мы закрываем те окна и двери в высшие миры, в грядущее, которые в этих живых образах и подобиях Божьих открывает нам Космос. Не надо думать, что мы можем заниматься этим бесконечно.

Ныне, когда маятник исторического ритма идёт в сторону «стабилизации» нам надо успеть «придти в себя», «себя вспомнить». Народы нашей страны должны в этот краткий период обратить все свои помышления к своим основам, к корням своих культур. Умы людей должны проникнуться универсальными, вечными идеями, питающими эти корни. Для того чтобы следующая «инвестиция» солнечной энергии воодушевила нас не на разрушение, а на созидание. Когда мы будем настроены на творчество, обязательно придут и те, кто даст нам новые формы для всеобъемлющего жизненного строительства. Всё что можно и нельзя было - мы уже разрушили «до основания» и даже глубже. Ничего, Бог даст, на этом пепелище мы построим новое - небывалое. Нет худа без добра. Площадка для строительства подготовлена.

Флоренский

Previous post Next post
Up