Он с Богом разговаривал напрямую… Картинки с выставки Чюрлёниса в Международном Центре Рерихов.

Dec 08, 2011 15:33




Он с Богом разговаривал напрямую… Картинки с выставки Микалоюса-Константинаса Чюрлиониса в Международном Центре Рерихов

Открытие выставки картин известного литовского художника и композитора Микалоюса-Константинаса Чюрлиониса под названием "Сотворение света мира и гармонии" (такое название носит один из циклов картин художника) состоялось в Международном Центре Рерихов (МЦР) 6 декабря. Выставка приурочена к столетней годовщине смерти литовского гения.

На церемонии открытия выставки заведующая отделом развития МЦР Наталия Черкашина напомнила о значении творчества Чюрлиониса для мировой художественной культуры и о том интересе, который вызывало его творчество, совсем не вписывающееся в официальные идеологические рамки бывшего Советского Союза, частью которого была полвека и Литва. Именно Чюрлионис положил начало тому направлению в живописи, которое позднее получило определение "космизм" и к которому принадлежал Рерих. Николай Константинович, знавший Николая Константиновича (именно так звучит в русской передаче имя Чюрлиониса), так писал о нем: "Он принес нам красоту инобытия. Красота стала объемной и прорвала трехмерное пространство". А поэт Вячеслав Иванов назвал Чюрлиониса "ясновидцем невидимого", напомнила выступающая.

Пришедшие на открытие выставки ученые и почитатели творчества Чюрлиониса подчеркивали "космичность" его творчества, то, что от его картин словно бы исходят невидимые энергии. . А Светлана Синенко, возглавляющая в МЦР отдел по связям с международным рериховским движением, обратила внимание, что литовцы - это народ, чей язык и культура уходят в самые глубины индоевропейской культуры, сохранив вплоть до наших дней некоторые культурные элементы, близкие индийским и азиатским. Например, на картине Чюрлиониса "Литовское кладбище" явно подчеркиваются элементы намогильных крестов, похожих на домики. Возможно, это аналогия с так называемыми "домиками духа", присущими традиционной погребальной культуре многих азиатских народов, полагавших, что хотя тело и разлагается, но дух бессмертный остается на земле.

Экскурсовод музея Юлия Волкова сообщила, что все "мотивы космического творчества" Чюрлиониса словно зашифрованы в картине "Rex", представляющей собой символику мироздания и его источника - изначального света.
Большое внимание вызвало выступление Рокаса Зубовоса - известного литовского композитора, пианиста, и… внука Чюрлиониса. В свое время Микалоюсу-Константинасу прочили, если не великое будущее, то, по крайней мере, удачную карьеру музыканта и композитора. В то же время, когда на рубеже 1904-05 годов Чюрлионис занялся живописью, найдя в ней свою, совершенно не похожую ни на кого стезю, этот шаг очень сильно повлиял и на его музыкальное творчество. Ромас Зубовас, исполнив в ходе своеобразного концерта произведения своего деда, написанные до и после 1905 года, предложил их сравнить. Действительно, если ранние музыкальные произведения написаны в традиционной для того времени манере, то музыку второго периода, когда Чюрлионис-композитор стал также и Чюрлионисом-живописцем, отличает большая брутальность, мощные и звучные аккорды, исчезают элементы легкости. К настоящему времени Ромас Зубовас закончил большую и важную работу - записал на шесть дисков все фортепианные произведения своего деда. Кстати, отметил он в своем выступлении, в отличие от живописи, музыкальное творчество Чюрлиониса где-то полвека после его кончины оставалось практически неизвестным широкой публике. Только в начале 1960-х годов появились первые исполнения. Не в последнюю очередь это произошло благодаря ученому-музыковеду Витаутасу Ландсбергису… (Тому самому Ладсбергису, - Г.Я.).

После выступлений и небольшого концерта состоялось собственно открытие выставки. Церемонию провели Рокас Зубовас и один из инициаторов этого проекта, директор "Дома Чюрлиониса" в Вильнюсе Стасис Урбанас. После открытия выставки г-н Урбанас сказал несколько слов. Он напомнил собравшимся, что сам Чюрлионис не любил "объяснять" свои картины, и это хорошо, что он не поддался такому соблазну. Многие академичные критики говорили о слабости его художественного творчества, но очень хорошо высказался по этому поводу Александр Бенуа: "Главное, что он (Чюрлионис) меня тронул…". Стасис Урбанас также сказал, что ежегодно несколько картин Чюрлиониса путешествуютпо миру. Причем особой популярностью и вниманием творчество художника, помимо России, пользуется также… в Японии. Может потому, что японцам присуще очень глубокое, почти сакрально-мистическое, чувство гармонии природы и человека с природой. То, что и составляет смысловой стержень творчества Чюрлиониса-художника.

Сразу оговоримся, что в Москву привезли не оригиналы, а лишь факсимильные копии самых известных картин художника, изготовленные в 1930-х годах в Италии. Это нисколько не умаляет значения выставки, ведь главное здесь - созерцание той символики, что заключена в картинах Чюрлиониса. Кроме того, все это время в залах музея будет звучать его музыка.
Конечно, корреспондент Портала не мог не задать "фирменного" вопроса: "Насколько Чюрлиониса можно назвать художником религиозным, причем, именно христианским? Ведь он вырос в семье костельного органиста, да и все творчество его проникнуто инобытием…".

"Вы знаете, - отвечал Стасис Урбанис, - мы в Литве по этому вопросу часто спорим с одним известным профессором, утверждающим, что Чюрлионис чуть ли не под мышкой Библию носил, был христианином. Но посмотрите, здесь есть плакат с выставки в Италии с надписью "Чюрлионис: приход эзотерика в Италию". Точнее не скажешь - он именно эзотерик. Недаром в своих письмах из Санкт-Петербурга он пишет, что, осматривая Эрмитаж, увидел там своих богов, имея в виду изображения древнеассирийских божеств. Что касается Церкви, религии как института, то, думаю, что он все же был далек от такой религиозности. Да, его отец был органистом в костеле, но напомню, что его, у которого, помимо Микалоюса, было еще девять детей, ксендз-поляк просто выгнал с работы за то, что он читал журналы на родном литовском языке. О Чюрлионисе, в общем, можно сказать так: он с Богом говорил напрямую, и воспринимал высшие энергии".

Выставка продлится до 22 января 2012 года.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=88382&cf=

А лучше всех о Чурлёнисе написала Л.В. Шапошникова здесь:

http://www.icr.su/rus/about/direction/director/churlenis/.

Вяч. Иванов как всегда блестяще и захватывающе глубоко написал в статье ЧУРЛЯНИС И ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ИСКУССТВ.

http://rvb.ru/ivanov/vol3/01text/02papers/3_080.htm
Previous post Next post
Up