Религия и политика в ХХ веке. Материалы второго Коллоквиума российских
и итальянских историков. Москва, 11-12 апреля 2005 г. - М., 2005, с. 17-29.
Среди многочисленных публикаций, вышедших в последние годы и посвященных проблемам тоталитаризма, значительное место занимают исследования, рассматривающие квази-религиозный аспект тоталитарных идеологий. Интерес к этой стороне тоталитаризма не случаен: по многим параметрам идеология и практика тоталитарных режимов могут быть отнесены к категории «светских религий», призванных заменить религии традиционного общества; в то же время этот аспект тоталитаризма зачастую оставался вне поля зрения исследователей (хотя роль «культа лидера» в системе тоталитарной идеологии отмечался даже самыми ранними исследователями тоталитаризма).
Особенностью любой «светской религии», ее отличия от религии традиционной является отсутствие в ней понятия «Бога» как всемогущей силы, внешней по отношению к государству и обществу. Можно предполагать, что своего рода «предком» таких «светских религий» стал культ «Верховного Существа», который пытались ввести французские революционеры XVIII века взамен католической религии, равно как и близкие к этому теоретическиеконструкции социалистов - утопистов XVIII и XIX вв., таких, как Шарль Фурье или Этьен Кабе. При этом необходимо отметить, что даже в теориях утопистов религиозная система идеального общества не терпит конкуренции (религиозная свобода не допускается), кроме того, огромную роль в государственной религии играет культ основателя идеального государства. Таким образом, достаточно легко перебросить мост от построений теоретиков идеального, по сути тоталитарного общества, к идеологии и практике реальных тоталитарных режимов.
Читать здесь:
http://ec-dejavu.ru/f/Fascism.html