Любопытство победило. Нет, я не посмотрел notorious сериал (вообще идея как-то касаться коллективно произведенных и одобренных современной российской властью произведений искусства кажется мне в общем случае чужой), но я прочитал статью Маши Гессен в Нью-Йоркере про Холокост в современном контексте бомбардировок Газы.
Это нормальный текст, он внятно обрисовывает многие вещи, на которые сегодня не принято смотреть ясным взглядом. Вообще левый взгляд часто более "честный", поскольку позволяет ставить под вопрос ценности своей этнической группы (что предсказуемо вызывает хейт представителей этой группы и обвинения в предательстве).
В тексте есть хорошие метафоры, вроде помещения в Германии экспозиций о Холокосте за стекло, или "в стекло", т.е. стремление заморозить и изолировать восприятие этого события. Я давно думаю о том, что такой подход в долгосрочной перспективе не даст хороших результатов, и тут мы с Машей сходимся. Также совершенно ясно, что в Германии дискриминация тех, чьё отношение к Израилю или Холокосту хотя бы немного отлично от центральной линии партии будет вредоносным, как была вредоносна маккартистская политика в США (и снова хорошее сравнение Маши).
Правда и то, что в условиях войны идея о том, что враги наших врагов могут быть демонами не может быть переварена обществом (в частности, украинским): мозг просто отказывается от настолько сложных построений, всем нам (и особенно в ситуации угрозы) нужна, пусть иллюзорная, но ясность, которая позволит принимать решения и действовать (а то, что эта ясность delusional, уже другая проблема).
Много есть и других мыслей в тексте, которые я попросту боюсь трогать, уж больно они заряжены. Но всё это, кажется, уже не так важно.
Проблема, кажется, в том, что сама идея таких статей подорвана современным контекстом. Раньше казалось, что озвучивание "правды" (т.е. изложение позиции без ясной предрасположенности к одной из сторон конфликта) может помочь выстроить более "честный" мир. Сегодня обнажение сложившихся практик восприятия того же антисемитизма в Германии и США может привести к их подрыву, за чем совершенно не последует конструирование нового более гуманного консенсуса, напротив, обесценивание и отмена этих несовершенных и часто несправедливых практик приведет лишь к росту проявлений агрессивных форм антисемитизма, в пределе - к погромам, а на страновом уровне - к более страшным событиям, чем те, которые мы имели несчастье наблюдать 7 октября.
Иными словами, левая призма не служит сегодня "делу мира" (это советское выражение, кажется, даже нечем заменить), она скорее разрушает те немногие препятствия, которые стоят на пути варваров. Ну и, разумеется, не служит в долгосрочной перспективе делу мира и правый взгляд, основанный на более древних, ветхозаветных инстинктах.
На нынешней ментальной проблемной плоскости, состоящей из подобных статей и таких на неё реакций, что я вижу в комментах у знакомых, решения совершенно точно нет. Похоже, его вообще нет в коллективных формах, а те личные и микроколлективные формы, что существуют ("давайте медитировать и петь киртаны за мир"), никак не могут повлиять на политическое. Лично у меня это вызывает желание извлекаться из широкой повестки в сторону как практик очищения ума (типа долгих прогулок на природе) и индивидуальных практических действий, направленных на реализацию личных представлений о том, что такое хорошо, даже несмотря на то, что накопившиеся противоречия, скорее всего, очень скоро смоют нам всех с поверхности истории. Сочувствую всем, кому сегодня приходится принимать большие исторические решения, все эти решения в силу большой исторической ситуации плохие и будут иметь драматические последствия.
На недавнем прогоне спектакля "Триумфальная арка", на котором мне повезло побывать в эту пятницу, в самом начале спектакля прозвучали сразу попавшие в меня слова об ожидании войны, которая обрушит всё, и нужно дождаться конца этого обрушения, чтобы начать помогать тем, кто находится под обломками.
Так вот, война уже идёт и помогать есть очень много кому, из этих действий и возникает гуманность, которой всегда есть место, даже в разгар жести.
А за возможность увидеть, как хорошие тексты сегодня служат плохому, спасибо Маше Гессен.
На фото кадр из спектакля.