Узнали? Это Пражский град
Он снимал с папиного Зенита походы, друзей и природу, видел больше приключений, чем все мои объективы, вместе взятые. Грустил на полке под слоем пыли дольше, чем вся моя жизнь - пока не расцвела мода на старую технику, а ушлые китайцы не навострились делать дешёвые (и не очень) переходники с М42 на все популярные байонеты.
В это воскресенье он прогулялся со мной по Праге. Все снимки этого поста сняты на Гелиос 44-2.
Фокусное расстояние 58mm, светосила - f2. Ммм, вкуснота. Мне он достался от папы, но их когда-то было произведено огромное количество, так что сейчас можно недорого прикупить свой собственный экземпляр. У него фирменное, «закрученное», бокэ и... он до сих пор вполне себе делает интересные снимки. Хотя, конечно, по резкости и техническому качеству картинка заметно уступает штатнику фуджифилма, который моложе и бодрее его на черт-знает-сколько лет. Вы можете посчитать, если любите статистику и гадание на кофейной гуще: поди найди, когда папин экземпляр был выпущен!
Вид с моста Legií.
Для меня ходить с Гелиосом - как рассказывать самой себе сказку. Примерить новую интересную личину, образ мыслей. Ретро-вид Fujifilm Т-10 плюс ретро-объектив - а какой была бы Яна, снимающая на плёнку? Как бы она себя чувствовала, какие сюжеты выбирала? Сразу хочется чего-то... необычного, нетипичного, играть и экспериментировать. Он же ведет себя совершенно по-иному!
Вид с моста Legií
Гелиос - мануальный, то есть старая-добрая автоматика не наведёт вам фокус, и тут с одной стороны больше промашек, с другой же - не надо тратить время на борьбу с ним. Вроде ой, погодите, у меня точка фокусировки неправильная с прошлого сюжета! - ах, черт, уже все ушли.
У моего фуджика в мануальном режиме подсвечивается зона резкости, и я довольно быстро и четко вижу, что будет резким. В съемке с фокусировкой на бесконечность (далёких объектов, например, пейзажей) это супер-просто, выкрутил фокусировку до упора и большинство пейзажных сюжетов все, готовы, закадрировал - и можно сразу жать на спуск. Я тормозила только по привычке, ожидая миллисекунды автофокуса.
Вид с моста Legií
Благодаря отсутствию этого лага - нравится? вперед, жми спуск! - все ощущение съемки меняется. Наш мозг очень интересно устроен, эта зараза пытается сэкономить на всем подряд и идти проторенными дорожками. Не хочу в тысячный раз чистить зубы и смотреть на надпись «GARAZ» на воротах у дома, сделаю все на автомате. То же со съемкой:
Привычный объектив => Привычная моторика => Привычные кадры.
А попробуй взять что-то в корне новое? Пойти новой тропой? Вот ведь сразу задачка! Ты словно смотришь на мир заново, потому что к фокусному надо привыкнуть, и к мануальному фокусу - тоже. Все очень свежее и интересное. И кадры выбираешь те, которые бы не выбрал, потому что просто интересно пробовать. Мне не терпится заполучить в ручки загребущие фуджифилмовские 90мм. Вот мне башню будет рвать.
Вид с моста Legií
Слушайте, ну может и выходит фигня. Может, я бы привычным объективом при привычной съемке их сразу отсеяла, потому что подумаешь, лодки какие-то с мужиками прыгающими. Люди какие-то идут, половина не в фокусе, кому они нужны? Давайте мне красные крыши в режимном времени. А тут кадры на Гелиос, ах как интересно. Оставим. Можно вот постик написать.
А может, именно это ощущение мимолётности и поиска нового передаётся через снимок и делает его интереснее? Я не знаю, вот вы мне скажите. Мне сложно судить, потому что для меня картинка мешается с эмоцией от момента съемки. Обычно для этого кадры отправляют отлежаться, а я пишу по сырому, и делаю это сознательно, просто из интереса, сохранить момент. Я не проффотограф, мне не надо убедить вас заказать у меня съемку свадьбы. Я любитель - и я люблю. Фотографию, Прагу, гулять и осень. Людей и солнечные зайчики в кадре. Искать, и находить, и бесконечно радоваться.
Панорама с Letenské sady
Остановка Královský letohrádek - дальше трамвай идёт к Пражскому граду
Искусство и самовыражение - дети нашего мастерства и эмоций, и даже если с первым труба, второе может сделать что-то по-настоящему интересное. Неумелый рисунок может смотреться офигеть как интересно, потому что автор вложил себя, свои эмоции и взгляд на мир. И бессюжетная девица может быть так мастерски нарисована, что глаз не отвести.
Вид с моста Legií
А с зайчиками в кадре вообще интересно. Вот смотрите на этот снимок - все современные объективы учатся держать контровой и не делать зайцев. Чтобы контраст был повыше и четкость, картинка кристальная. Но обаяние старых объективов, изюминка - как раз в несовершенствах. Заяц и засветка на полкадра, вау! Техническое несовершенство, которое сейчас пытаются повторить искусственно в фотошопе и фильтрами в мобильных редакторах.
Вид на Пражский град с Letenské sady
А вот предметы на открытой. Как можно взять светосильный фикс и не снимать ботанику близко? Удалось поймать фирменную кручёность в углах. На портретах это вообще бомбически смотрится, но тут уж напарницы не хватило - ни меня сфотать, ни её :)
f2 :D