Я не открою Америку, если скажу, что в интернете есть три основных модели поведения.
- Интернет используют для поиска. Это поиск чего угодно… товаров, услуг, людей, идей… Такие пользователи используют онлайн лишь для того, чтобы сделать финальное действие оффлайн. Ищем велосипед - покупаем его в магазине, ищем турфирму - покупаем путевку, ищем информацию о выращивании цветов - делаем это на своей клумбе, ищем работу -трудоустраиваемся. Для таких людей интернет - лишь информация и удобный способ сделать свою жизнь (оффлайн) более комфортной.
- Интернет используют для социализации. По Маслоу это всего лишь желание принадлежать каким-то социальным группам и быть уважаемым, а так же необходимость в самовыражении. Интернет - это одна большая тусовочка, разбитая на тусовочки поменьше. У славян есть такое выражение «других посмотреть и себя показать». Ключевые действия для таких пользователей - коммуникация и действия, вызванные принадлежностью к группе или просто социальной ролью. То есть, блоггер будет писать блог и читать другие, поклонник фотографии будет разглядывать и оценивать чужие фотографии, фанат видео будет заливать свои видео на видеохостинг, геймер будет играть и т.д.
- Интернет используется для заработка. Модель поведения подразумевает, что у пользователя есть свой материальный интерес в использовании интернета: или он получает за это зарплату, или он зарабатывает на одном из своих интернет-проектов. Поэтому люди и вынуждены крутиться в среде своего бизнеса.
У первой и второй группы людей пользователей, на мой взгляд, есть ключевые различия:
- Пользователи с поисковой моделью поведения стремятся в оффлайн. В интернете они получают нужную им информацию и уходят. Пользователи с социальной моделью поведения стремятся в онлайн (их обычная жизнь либо очень плоха и интернет - такой своеобразный relax, или наоборот, уже хорошо устроена и тогда интернет для них - канал, куда можно девать излишки своей энергии.
- У «поисковиков» цель - получить запланированный результат: купить квартиру, узнать как работает купленная модель телевизора, найти нужные драйверы для компьютера, поехать в Бразилию, прыгнуть с парашютом, сделать подарок маме. У «социалов» цель - получить удовольствие от процесса: наиграться во что-то, наобщаться с кем-то, увидеть что-то, показать свои работы.
- Готовность платить, соответственно у «поисковиков» за результат, у «социалов» - за процесс. Потому и подходит в первом случае модель оплаты за достижение цели, во втором - модель оплаты за растянутый во времени процесс.