Видимая или земная Церковь образует духовное Тело Христово. Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает тела и крови Христова. Христос - тот, кто сочетал в себе божественную и человеческую природы, то есть бренное тело и божественные энергии
(
Read more... )
1. Тело Христово образует не только земная, но и небесная Церковь.
2. Однозначности трактовки нет. Есть утверждение, что Причастие - становятся Подлинными Телом и Кровью (без изменения естества Хлеба и Вина), и носителями в силу этого (того, что становятся Плотью и Кровью Совершенного Человека Христа) Божественной Благодати, присущей Христу, как Богу. Иначе говоря, чудо как раз в том, что Хлеб и Вино не становятся другими, они становятся БОЛЬШЕ во все мыслимые и немыслимые измерения (если угодно, до размеров всего Мироздания). Насчет Ланчанского чуда - Господь совершает чудеса для укрепления конкретных людей. Мы видим, что там священник совмневался именно в возможности претворения в Тело и Кровь - и ему в назидание было явлено это Чудо. Может, сомневался бы, что Плоть и Кровь могут быть носителями Благодати - была бы явлена ему Благодать. Но сам смысл чуда - тот же - Бог невместим умом и всемогущ.
Reply
Reply
Reply
Любые слова, в том числе и «сие есть кровь моя» требуют своей интерпретации. Можно понимать их как «сие есть ткань, переносящая по моему организму связанный кислород», можно - как «сие есть носитель моей благодати». Если важен физиологический момент, то почему Дары не несут привкуса человеческой крови? Я могу сделать один вывод - не в этом совсем дело.
Reply
Если угодно, да сие есть ткань, переносящая по организму (Христос=Церковь) кислород.
Но при этом это - не иносказание, а Подлинно Кровь Подлинно Христа. Нет привкуса человеческой крови, т.к. преосуществляясь не меняется химический состав Хлеба и Вина. В чем это Таинственное Преображение - мы не знаем, но Оно Есть. Опять-таки - мы же не знаем, какого вкуса и свойств стала Плоть и Кровь Спасителя после Воскресения... Вообще не знаю - разговор весьма схоластический вышел. Но и я, при всей любви к схоластике, уже начинаю терять его цель.
Reply
А каковы твои цели и интерес - это уже риторический вопрос..?
Reply
Reply
Reply
Reply
1. Подлинное пребывание Христа в Святых Дарах (и физически, и духовно) для меня неоспоримо, а вопрос преимущественного пребывания "в плоти" или "в духе" для мя второстепенен.
2. Сами по себе тело и кровь любые, даже как феномен чисто биологии, даже просто как "жизнь - способ существования белковых тел" ((с) Ф.Энгельс) для меня - Чудо и Милость Божья, в Преосуществлении лишь приобретающая еще большую глубину. Удивительным индивидуальным открытием в связи с этим было осознание, что над людьми, чья сфера деятельности ближе к медицине, биологии, как раз физиологичность происходящего довлеет в гораздо меньшей степени. Конечно, про всех не скажу, но теперь понятно, почему прекрасные врачи и биологи Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), Бехтерева и т.п. были вполне религиозными людьми.
Reply
И проблема здесь вовсе не в том, что один человек в силу своего разумения может подразумевать одно, другой - несколько другое, но при этом они будут едины в главном - смысле и содержании Даров. Проблема в том, что один человек может лишить Даров другого человека на основании единственно своего понимания - иными словами говоря, недопущение до причастия получить несложно, несмотря ни на что.
Вот я готов сейчас объяснять студентам суть таинства, но оговаривать: конкретный священник будет сам решать, что с вас требовать. Будьте готовы обходить храмы, если что, в поисках Даров. Признаться, в этом есть что-то неправильное. Есть же? Или нет?
Reply
А фатальностью возможность недопущения батюшкой до Причастия представляется только в том случае, если не видеть за всеми этими "волюнтаристскими" решениями руку Божию. Я вот, когда меня не допускают до Причастия, даже в нарушение каких-то моих представлений о канонах и правильном, стараюсь понять, что мне в моей жизни надо изменить, в чем я недостоин, а не искать тонких схоластических нюансов в разном с батюшкой понимании Таинств. Иначе говоря, не было бы батюшки с его "неправильным догматическим акцентом", из-за которого я, в самом деле недостойный, не причастился, - может, Богу пришлось бы останавливать мя, посылая навстречу Ангела или грузовик...
Reply
Короче, думаю, студенты умные и так поймут, а те, которым за что-то зацепиться надо - и без этого найдут повод в храм не ходить... Понимаю, что тебя, возможно, не очень устраивает такое отношение и ответ, но других у меня нет.
Reply
Reply
Leave a comment