Геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?», 2-5

Feb 08, 2011 13:17


© Наталья Ярославова-Чистякова
30 января - 6 февраля 2011 года,Санкт-Петербург

Полный   текст  с иллюстрациями по ссылке http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=537

Часть  первая http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=534

Мне в Петербурге  нравится один  блаженный  у храма. Я вообще-то на  него и хожу.  У него  глаза такие небесные, как  Русь. В них  хочется раствориться. Ощущение, как будто ты садишься на  некий   небесный  челн и  плывешь по    волнам   моря  безмятежности...  Хочется    продлить  эту бесконечность, спрессованную в миг, но я знаю  -  нельзя. Он такой же наивный  как наша  простодушная Русь.  Серафим Саровский  знал   об опасности   смотреть в глаза  мирянам  и   опускал их. Этот Блаженный не знает. Он   весь «глаза нараспашку» …

Но есть и     другие  глаза.  Про них говорят: не  каждый   может выдержать взгляд  Кагана.  Это черный  колодец  в никуда….Я думаю, что в них  невозможно смотреть  ещё и   потому,  что там -  бездна  ада.

Какие  глаза  были у  Распутина? Я  вижу  взгляд   исподлобья.  По описаниям у него были   странные  бугристые  бельма.     И уже только от одного этого,   его  взгляд не притягивал  к себе восхищенные  взоры.  Тем  не менее, он был, он существовал, и он стал феноменом, «прославившим»  Тюменскую область.

Поэтому  и  остается  вопрос о том,  какой  же  русской  простодушности  и царской   наивности «упился»        восходящий  Распутин.

Большинство  статей    о Верхотурье,  где   Григорий   просил благословения  у  Николая Чудотворца,  шаблонно копируют  одну  и ту же  историю  об иноке Ионе   Пошехонце   и воспроизводят    один и тот же вопрос, который    звучит   примерно  так:

«Первые страницы истории Верхотурского Николаевского монастыря полны белых пятен. Кем был черный поп Иона, как он появился на Урале? В историческом документе 1620 г. он назван «Ионой Пошехонцем», но это единственное свидетельство о том, где он жил раньше».

Далее  высказывают  гипотезы, которые,  как правило,   завершаются  грустным  выводом  примерно такого содержания:  ответ на этот вопрос  найти не  суждено.

Ну, от  чего же… Если   бы исследователи задались, к примеру,  таким вопросом:    «Почему      царь  Борис Годунов  без промедления  удовлетворил  просьбу  какого-то «черного попа»  Инока  Пошехонца,  то       эта     история  увиделась бы им  по-другому.

Обращу внимание, что    о мощах    Семеона Верхотурского,    в         годы   жизни  Бориса  Годунова,  речи    быть  не  могло. Ведь  Симеон  родился     много позже этих событий.

Следовательно, инок  Иона  Пошехонец, также  как и   царь, Борис  Годунов, знали нечто  такое,  что  помощь     была оказана  безоговорочно..

На что же,  в таком случае,    среагировал   царь  Годунов ? На  необычный образ Николы?  На  место, выбранное  для монастыря? Или на   действительное  имя Инока Пошехонца?

Т.е.  надо было задуматься   о том, с какими  иконами в  конце  XVI  века    шло продвижение на Восток.  А также      о том, где  эти образы   появлялись  до  Верхотурья. Дополнительным указанием   являются и  названия   пределов.  А также  сведения о тех, кто селился     спустя    годы   вблизи  Никольского  храма.

Откуда  эти люди,  и какого   они были происхождения.  Такая информация  указывает на  географические  связи, а также на то, в каких родах сохранились преданья именно о Верхотурье.  К примеру,   Симеон Верхотурский   был  дворянского рода, но истоки  свои  скрывал  …

Уверена, что ответы  на некоторые  из этих вопросов   знал Распутин, потому что в 1892 году  он  работал в монастыре как паломник, т.е.  он  мог соблазнить на праздный  разговор   не только новоначальных,  но  и  общаться со старцами.  Не случайно, в этом   Никольском монастыре,  в Верхотурье  он получил  рекомендательное  письмо,  с которым  пошел в   Невскую Лавру.

Вообще-то  общаться  мирскому  человеку с новоначальными, да и  со священнослужителями,  без специального разрешения   нельзя.

Когда   Игнатий  Брянчанинов  проверял Валаамскую обитель,  то он  обращал особое внимание на то, что  мирские     «соблазняют    подначальных в  монастырях    беседами злыми.    Эти  беседы с людьми      невежественными, глупыми и мирскими   несут большой   вред…   Они    своё  уныние  и расстройство  переливают в  душу  монахов… Кроме того, Брянчанинов отмечал, что  у некоторых    иеродиаконов       лица как  у каторжных» и их  надо  бы  отправить  примерно  к тем, кто имеет  общую  с ними  личину.

Это упоминание  Брянчанинова о «каторжных  лицах» некоторых иеродиаконов,  по моему мнению, как  нельзя   лучше  характеризует  Распутина,  или как  сейчас бы  сказали «имидж Распутина».

Примерно тоже самое  писали  в  XVII  веке  и  про  Тюменскую  епархию.

«Патриарх Филарет прислал … грамоту от 11 февраля 1622 г. и в ней писал: "Мы узнали … что в сибирских городах многие служилые и тамошние люди живут не по-христиански,… а по своим скверным похотям... Многие служилые люди закладывают своих жен за деньги своей же братье для блудной жизни, а бедных вдов и девиц насильно берут к себе..А попы сибирских городов тем ворам не запрещают, напротив, молитвы им творят и венчают их не по закону…В мужских и девичьих монастырях старцы и старицы живут вместе с мирскими людьми и ничем от них не разнятся. Иные служилые люди привозят из Москвы многих женок и девок, держат у себя за жен...»  (М.Макарий   «Истрия Русской   церкви»)

Вот таковы  были нравы.  Многие из них,  похоже,  сохранились не только    до Гришкиных времен, но и до наших дней …

Отношение к Николе  Чудотворцу   в  простонародье было сложное.  С одной  стороны,  наивная вера в чудеса, с другой  стороны  - отсутствие веры  - в том случае, если она не  поддерживалась  постоянными чудесами.    Хотя    настоящие то чудеса как раз  должны храниться в тайне, согласно «Египетскому скиту».

Так  или иначе,   мирянин Григорий Распутин  что-то   разведал в   Никольском    монастыре   в Верхотурье.  Конкуренции  там ему    никакой  для разведки не было.  Возможно,  от одиночества, длинными     северными ночами,    монахи что-то  Распутину  и рассказали, что он и вложил   «в  ушко  царице».

Григорий, безусловно, был любопытен и у него была религиозная тяга.

Если    бы  подобное  же любопытство проявили те, кто  сегодня      пишет статьи о Верхотурье,    то   в поле  их  зрения, почти наверняка,   попала бы вот эта информация:

«В копии писцовой книги 1596 г., составленной на земли жителей Ново-Никольской слободы и хранящейся в церкви с.Березовки, упоминается, что здесь в двух верстах стоит часовня черного попа священно-инока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и св. Засимы и Савватия, соловецких чудотворцев…». («В  Сарапуле  состоится  крестный   ход»  http://sarapul.ru/cgi-bin/topics.cgi?op=view_topic;cat=society;id=1994 )

Монастырь этот, построенный    иноком Пошехонцем и  Арсением  Мезенцем  недалеко от Никольского  храма  - пещерный. Это важно.   Упоминала  об этом  в статье   «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=52 ).

Описывался этот  пещерный  монастырь так: «8 июля 1910 года  Великая  княгиня Елизавета   Федоровна  прибыла в село Николо-Березовку… Княгиня посетила в Николо -  Березовке «трехпрестольный храм, который помещался в обширной пещере, служащей основанием строящемуся в то время большому храму…».

Т.е.  пещеры, находящиеся   в том селе, откуда  прибыл список Никольской иконы   - в Верхотурье,   были  подобны   Псковским  пещерам,   а Псковские -  подобны   Киево-Печерским:

«Псковско Печерский монастырь основан на месте «Богом зданных пещер», которые были найдены под корнями поваленного дерева. «Из древнего предания известно, что жили на этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар».

Как  видим,   Великую княгиню Елизавету Федоровну     особо интересовали пещерные церкви,  или - катакомбные.   Возможно, она  искала ту самую  « Русскую  Истинно-Православную церковь» или  иначе «Катакомбную церковь», которая  сейчас с  большим   вниманием наблюдает за патриархом Кириллом?

Но  в таком  случае,   она  поехала бы на Украину,   а не в Сибирь, не на Каму и в  Верхотурье.

Тяготела Великая  княгиня  также  к монастырям,   в которых  руководствовались     Уставом Федосия  Печерского и   Сергия  Радонежского. На  эти уставы   указывал    Святитель Игнатий Брянчанинов,   когда  он расследовал  Валаамский  раскол  и  запрещал  выдумывать собственные монастырские правила.  Кроме того, Брянчанинов  ….советовал искать боговдохновленных  наставников, со ссылкой  на первых святых отцов: «Отцы  же, отделенные от Христа тысячелетиями, предлагают читать  писание,  вместо старцев, поскольку  вдохновленных  старцев  почти уже  нет».

Такая   позиция  Святителя Игнатия Брянчанинова отчасти близка к  позиции   протестантизма,   не слишком   признающего   священников, а  адресующих верующих  -   непосредственно  к Библии.

Можно увидеть аналогию  и  со старообрядцами  беспоповцами, что отчасти   сближает их со старообрядцами    РПЦЗ и   протестантами.

Однако   и  древние  Первоисточники  может прочесть правильно только тот,  кто Стяжал Святой  дух.

Т.е. отказ от священников и   обращение к первоисточникам не защищают от  великих  заблуждений. Именно  по этой  причине  Игнатий   Брянчанинов   уточнял: «Святой Библии не давать   новоначальным. Только Новый завет!   А из Ветхого  завета только  Псалтырь.   Не давать новоначальным  книги  Добротолюбия, как  имеющие  одну  цель: священное трезвение   и    умную  молитву».

Т.е.   Святитель   предостерегал  от того, чтобы  давать  подобные книги  неподготовленному уму, поскольку  они могут  быть прочитаны  неправильно и    существенно    искажены.

Вероятно,   это и произошло с Распутиным, который   набрался   «на слух»   знаний, но не смог   их верно  осмыслить.

Трудно  предположить, что Великая княгиня Елизавета Федоровна  ездила в Верхотурье    для того, чтобы  узнать  истоки  «тайного  знания» Распутина. Однако  не исключаю,   что  одной  из целей  - было разузнать   и   о  нем.

Если   посмотреть  маршрут   паломничества  Великой  княгини  Елизаветы Федоровны в  1914 году, то получается, что   он   был таков…

Распутин, Тюменская область, Валаам, Урал, Пошехонец, Катакомбная, Елизавета Федоровна, Никольский, Патриарх, Уфа, Кирилл, Пещеры, Верхотурск, Соловецкий, Библия, Никола Чудотворец, Псков, Радонежский, Верхотурье

Previous post Next post
Up