© Наталья Ярославова-Чистякова
30 января - 6 февраля 2011 года,Санкт-Петербург
Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=537 Часть первая
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=534 Мне в Петербурге нравится один блаженный у храма. Я вообще-то на него и хожу. У него глаза такие небесные, как Русь. В них хочется раствориться. Ощущение, как будто ты садишься на некий небесный челн и плывешь по волнам моря безмятежности... Хочется продлить эту бесконечность, спрессованную в миг, но я знаю - нельзя. Он такой же наивный как наша простодушная Русь. Серафим Саровский знал об опасности смотреть в глаза мирянам и опускал их. Этот Блаженный не знает. Он весь «глаза нараспашку» …
Но есть и другие глаза. Про них говорят: не каждый может выдержать взгляд Кагана. Это черный колодец в никуда….Я думаю, что в них невозможно смотреть ещё и потому, что там - бездна ада.
Какие глаза были у Распутина? Я вижу взгляд исподлобья. По описаниям у него были странные бугристые бельма. И уже только от одного этого, его взгляд не притягивал к себе восхищенные взоры. Тем не менее, он был, он существовал, и он стал феноменом, «прославившим» Тюменскую область.
Поэтому и остается вопрос о том, какой же русской простодушности и царской наивности «упился» восходящий Распутин.
Большинство статей о Верхотурье, где Григорий просил благословения у Николая Чудотворца, шаблонно копируют одну и ту же историю об иноке Ионе Пошехонце и воспроизводят один и тот же вопрос, который звучит примерно так:
«Первые страницы истории Верхотурского Николаевского монастыря полны белых пятен. Кем был черный поп Иона, как он появился на Урале? В историческом документе 1620 г. он назван «Ионой Пошехонцем», но это единственное свидетельство о том, где он жил раньше».
Далее высказывают гипотезы, которые, как правило, завершаются грустным выводом примерно такого содержания: ответ на этот вопрос найти не суждено.
Ну, от чего же… Если бы исследователи задались, к примеру, таким вопросом: «Почему царь Борис Годунов без промедления удовлетворил просьбу какого-то «черного попа» Инока Пошехонца, то эта история увиделась бы им по-другому.
Обращу внимание, что о мощах Семеона Верхотурского, в годы жизни Бориса Годунова, речи быть не могло. Ведь Симеон родился много позже этих событий.
Следовательно, инок Иона Пошехонец, также как и царь, Борис Годунов, знали нечто такое, что помощь была оказана безоговорочно..
На что же, в таком случае, среагировал царь Годунов ? На необычный образ Николы? На место, выбранное для монастыря? Или на действительное имя Инока Пошехонца?
Т.е. надо было задуматься о том, с какими иконами в конце XVI века шло продвижение на Восток. А также о том, где эти образы появлялись до Верхотурья. Дополнительным указанием являются и названия пределов. А также сведения о тех, кто селился спустя годы вблизи Никольского храма.
Откуда эти люди, и какого они были происхождения. Такая информация указывает на географические связи, а также на то, в каких родах сохранились преданья именно о Верхотурье. К примеру, Симеон Верхотурский был дворянского рода, но истоки свои скрывал …
Уверена, что ответы на некоторые из этих вопросов знал Распутин, потому что в 1892 году он работал в монастыре как паломник, т.е. он мог соблазнить на праздный разговор не только новоначальных, но и общаться со старцами. Не случайно, в этом Никольском монастыре, в Верхотурье он получил рекомендательное письмо, с которым пошел в Невскую Лавру.
Вообще-то общаться мирскому человеку с новоначальными, да и со священнослужителями, без специального разрешения нельзя.
Когда Игнатий Брянчанинов проверял Валаамскую обитель, то он обращал особое внимание на то, что мирские «соблазняют подначальных в монастырях беседами злыми. Эти беседы с людьми невежественными, глупыми и мирскими несут большой вред… Они своё уныние и расстройство переливают в душу монахов… Кроме того, Брянчанинов отмечал, что у некоторых иеродиаконов лица как у каторжных» и их надо бы отправить примерно к тем, кто имеет общую с ними личину.
Это упоминание Брянчанинова о «каторжных лицах» некоторых иеродиаконов, по моему мнению, как нельзя лучше характеризует Распутина, или как сейчас бы сказали «имидж Распутина».
Примерно тоже самое писали в XVII веке и про Тюменскую епархию.
«Патриарх Филарет прислал … грамоту от 11 февраля 1622 г. и в ней писал: "Мы узнали … что в сибирских городах многие служилые и тамошние люди живут не по-христиански,… а по своим скверным похотям... Многие служилые люди закладывают своих жен за деньги своей же братье для блудной жизни, а бедных вдов и девиц насильно берут к себе..А попы сибирских городов тем ворам не запрещают, напротив, молитвы им творят и венчают их не по закону…В мужских и девичьих монастырях старцы и старицы живут вместе с мирскими людьми и ничем от них не разнятся. Иные служилые люди привозят из Москвы многих женок и девок, держат у себя за жен...» (М.Макарий «Истрия Русской церкви»)
Вот таковы были нравы. Многие из них, похоже, сохранились не только до Гришкиных времен, но и до наших дней …
Отношение к Николе Чудотворцу в простонародье было сложное. С одной стороны, наивная вера в чудеса, с другой стороны - отсутствие веры - в том случае, если она не поддерживалась постоянными чудесами. Хотя настоящие то чудеса как раз должны храниться в тайне, согласно «Египетскому скиту».
Так или иначе, мирянин Григорий Распутин что-то разведал в Никольском монастыре в Верхотурье. Конкуренции там ему никакой для разведки не было. Возможно, от одиночества, длинными северными ночами, монахи что-то Распутину и рассказали, что он и вложил «в ушко царице».
Григорий, безусловно, был любопытен и у него была религиозная тяга.
Если бы подобное же любопытство проявили те, кто сегодня пишет статьи о Верхотурье, то в поле их зрения, почти наверняка, попала бы вот эта информация:
«В копии писцовой книги 1596 г., составленной на земли жителей Ново-Никольской слободы и хранящейся в церкви с.Березовки, упоминается, что здесь в двух верстах стоит часовня черного попа священно-инока Ионы Пошехонца и старца Арсения Мезенца и что строят они здесь монастырь в честь Преображения Господня и св. Засимы и Савватия, соловецких чудотворцев…». («В Сарапуле состоится крестный ход»
http://sarapul.ru/cgi-bin/topics.cgi?op=view_topic;cat=society;id=1994 )
Монастырь этот, построенный иноком Пошехонцем и Арсением Мезенцем недалеко от Никольского храма - пещерный. Это важно. Упоминала об этом в статье «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=52 ).
Описывался этот пещерный монастырь так: «8 июля 1910 года Великая княгиня Елизавета Федоровна прибыла в село Николо-Березовку… Княгиня посетила в Николо - Березовке «трехпрестольный храм, который помещался в обширной пещере, служащей основанием строящемуся в то время большому храму…».
Т.е. пещеры, находящиеся в том селе, откуда прибыл список Никольской иконы - в Верхотурье, были подобны Псковским пещерам, а Псковские - подобны Киево-Печерским:
«Псковско Печерский монастырь основан на месте «Богом зданных пещер», которые были найдены под корнями поваленного дерева. «Из древнего предания известно, что жили на этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар».
Как видим, Великую княгиню Елизавету Федоровну особо интересовали пещерные церкви, или - катакомбные. Возможно, она искала ту самую « Русскую Истинно-Православную церковь» или иначе «Катакомбную церковь», которая сейчас с большим вниманием наблюдает за патриархом Кириллом?
Но в таком случае, она поехала бы на Украину, а не в Сибирь, не на Каму и в Верхотурье.
Тяготела Великая княгиня также к монастырям, в которых руководствовались Уставом Федосия Печерского и Сергия Радонежского. На эти уставы указывал Святитель Игнатий Брянчанинов, когда он расследовал Валаамский раскол и запрещал выдумывать собственные монастырские правила. Кроме того, Брянчанинов ….советовал искать боговдохновленных наставников, со ссылкой на первых святых отцов: «Отцы же, отделенные от Христа тысячелетиями, предлагают читать писание, вместо старцев, поскольку вдохновленных старцев почти уже нет».
Такая позиция Святителя Игнатия Брянчанинова отчасти близка к позиции протестантизма, не слишком признающего священников, а адресующих верующих - непосредственно к Библии.
Можно увидеть аналогию и со старообрядцами беспоповцами, что отчасти сближает их со старообрядцами РПЦЗ и протестантами.
Однако и древние Первоисточники может прочесть правильно только тот, кто Стяжал Святой дух.
Т.е. отказ от священников и обращение к первоисточникам не защищают от великих заблуждений. Именно по этой причине Игнатий Брянчанинов уточнял: «Святой Библии не давать новоначальным. Только Новый завет! А из Ветхого завета только Псалтырь. Не давать новоначальным книги Добротолюбия, как имеющие одну цель: священное трезвение и умную молитву».
Т.е. Святитель предостерегал от того, чтобы давать подобные книги неподготовленному уму, поскольку они могут быть прочитаны неправильно и существенно искажены.
Вероятно, это и произошло с Распутиным, который набрался «на слух» знаний, но не смог их верно осмыслить.
Трудно предположить, что Великая княгиня Елизавета Федоровна ездила в Верхотурье для того, чтобы узнать истоки «тайного знания» Распутина. Однако не исключаю, что одной из целей - было разузнать и о нем.
Если посмотреть маршрут паломничества Великой княгини Елизаветы Федоровны в 1914 году, то получается, что он был таков…