© Наталья Ярославова-Чистякова
30 января - 6 февраля 2011 года,Санкт-Петербург
Полный текст с иллюстрациями по ссылке
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=537 Часть первая
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=534 ….«В июле 1914 года, паломничество по святым местам Верхотурья совершила Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна - ныне святая преподобномученица…». (« Верхотурье»
http://perm.psu.ru/school136/project/verhoture/mm.htm)
Однако в эти же самые июльские дни 1914 года Елизавета Федоровна вместе с её сестрой принцессой Баттембергской Викторией прибыла в Николо-Березовку на место явления иконы Николы-Закамского. Об этом повествует статья: «Покровительство Великой Княгини Елизаветы Федоровны с. Николо-Березовка»
http://www.eparhia-ufa.ru/?/hist/nikber/elf.
«Елизавета Федоровна посетила Уфимскую епархию в 1914 году, накануне I Мировой войны . 8 июля архиерейским служением в женском монастыре, при большом стечении народа, была Божественная литургия, и молебен … По окончании всенощной она отбыла на пристань…Из Верхотурья прислала игумении Марии телеграмму… Ещё одну телеграмму из Верхотурья получил Владыка. Телеграмма была от 17 июля 1914: «Уфа. Епископу Андрею. В виду непредвиденных обстоятельств, не можем, к сожалению, заехать в Уфу; завтра выезжаем на Пермь и Камой обратно…надеюсь, с Божией помощью, специально приехать в Уфу на один из миссионерских съездов. Елисавета»».
Как видим, Верхотурье, через которое Православие пришло в Тюменскую губернию, и село Николо-Березовка, как первый форпост Православия за рекой Кама, прямо связаны одним и тем же образом - Березовской Чудотворной иконой Николы-Закамского.
И по какой-то причине Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова родственница Прусских принцесс, прибывшая во второй раз в паломничество уже со своей сестрой, путешествовала вслед за этой иконой.
Великая княгиня и погибла недалеко от Верхотурья… И если полагать: «С Ипатьевского (монастыря) начали и Ипатьевским (домом) закончили», то что, в таком случае, связывает Верхотурье с Ипатьевским монастырем?
Т.е. является ли знаковым место смерти княгини Елизаветы Федоровны, похороненной позже в Палестине, в церкви Марии Магдалины?
Пока я вижу такие связи.
Алапаевск, где погибла Елизавета Федоровна, находится недалеко от Невьянска - духовного центра старообрядцев на Урале. В годы гонения на старообрядцев он противостоял Тобольску, как центру официальной церкви.
В настоящее время в городе находится музей «Невьянскя икона», созданный на основе собраний Евгения Ройзмана. Особенности иконописи Невьянских старообрядческих икон, собранных Ройзманом, открывают тайны заселения этих территорий.
Исследователи «Невьянской школы» иконописи, в частности, считают, что «Главными для невьянской школы оказались не строгановские традиции, а те, которые были … развиты в конце XVII - первой половине XVIII в. в Ярославле, Ростове Великом, Костроме». Об этом пишет Голынец Г.В. в его статье «Невьянская икона: традиции Древней Руси и контекст Нового времени»
Ещё один важный вывод автора цитируемой статьи: «Уральские иконописцы, без сомнения, знакомились…,например, с "Нюнбергской немецкой Библией", или изданиями типа шеститомной "Аугсбурской золотой резьбы». Европейским влияниям на Невьянскую иконопись в процессе ее эволюции способствовали и взаимосвязи между центрами "древлего благочестия", часть из которых находилась на католических землях в Польше, Прибалтике, Румынии». Проводниками европейских вкусов были проживавшие рядом с "кержаками" выходцы с Украины ("хохлы")»
Т.е. речь идет о выходцах с территории традиционного Магдебургского права и из Северной Фиваиды (Северные Фивы) . Из земель в окрестности Кирилло-Белозерского монастыря, Ферапонтова монастыря , Горицкого и Спасо-Каменного монастырей. А также из Кемьского острога Соловецкого монастыря в Карельском Поморье и центров старообрядчества карел Олонецкой губернии.
Таким образом, сама история Невьянских икон подтверждает сделанные мною ранее выводы о том, что два «забытых» приграничных удела Божией матери в Меджибож и в Прибалтике имели «синхронное древнее знание» с сетью Белозерских монастырей («Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты (ч.4)»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=522)
Раньше я всегда задавалась вопросом о том, почему Ройзман проявляет больше интереса к православным иконам, чем русские. Относила это, до поры, к его коммерческому чутью и к тому, что эти иконы позволяют ему войти в некий элитный круг.
Теперь я понимаю, что дело обстоит иначе. И «еврей Ройзман» в Невьянске - это явление того же ряда, что и мировой центр паломничеств хасидов на Буге, в городе Между Богов, недалеко от которого родился «хохол Сергей Сметанюк», патронирующий Никольский монастырь в Верхотурье.
И когда Сергей Есенин писал :
«Затерялась Русь в Морде и Чуди…» - он говорил именно об этом явлении, когда русские старообрядцы и староверы из Прибалтики и западных территорий царской России ушли и затаились в Сибири.
Вслед за русскими сюда, за Каму прибыла и часть финноязычных народов - карел и коми-зырян, коми-пермяков, которые тоже оказались приверженцами «старой веры» и подверглись государственным гонениям.
Т.е. финно-угорские народы были, в данном случае, ведомы русскими и передвигались вслед за ними, как за, своего рода, религиозными лидерами.
При этом передвигались они на территорию Мордвы и Чуди.
В таком случае, понятна природа вопросов, которые возникают у Евгения Ройзмана к Сергею Собянину. Поскольку именно Евгений Ройзман является знатоком традиций старообрядчества. А Сергей Собянин тоже позиционирует себя выходцем из рода старообрядцев - беспоповцев часовенного согласия («стариковцы» и «кержаки»).
…
Понятно, что не вслед за тайнами шаманов и чуди сюда приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. А за тем, что шло, к примеру, вслед за "Нюнбергской немецкой Библией" («Баварские Лебеди Гогенцоллернов и Белые Орлы Цесаревича Георгия»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=413 ).
А также за Святой Екатериной Синайской.
Ведь самым внушительным зданием в Магдебурге является Протестантский Собор Святых Екатерины и Мориса...
Однако и в селе Березовка на Каме, где отметился Иона Пошехонец, первый храм изначально назывался «Храмом Святой Троицы, Николы и св. Екатерины». И Елизавета Федоровна прибыла сюда для паломничества 22 июля по новому стилю, а это - день Марии Магдалины и одновременно день, когда была резня в крепости Монсегюр из которой спасали Чашу Грааля. («Перевернутые пятиконечные звезды Франции и России, как знаки «особого рода Божией матери»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=507).
Т.е. если расставить точки над «и», то это Екатерине I и Екатерине II в православии давали имя в честь Святой Екатерины Синайской, а не наоборот. Поэтому Екатеринбург, по большому счету, тоже город Святой Екатерины
И получается, в Верхотурье Иона Пошехонец прибыл с Закамским Березовским образом Николы Чудотворца, явившимся на том месте, где был основан храм «Святой Троицы, Николы и св. Екатерины».
Этот образ называли Березовским, потому что икона явилась на Березе. И я помню в детстве, когда храм ещё не был восстановлен, на вершине колокольни, лишенной крестов, проросла большая Береза. Когда же храм реставрировали, в нем сохранили надпись «Борис и Иван», оставленную моим отцом Борисом Ярославовым и Иваном Тетеревым - мужем его родной сестры Маргариты Ярославовой.
У кельтов береза известна как дерево, отгоняющее злых духов. Береза - это дерево начала. Береза распускается первая (первого апреля в Англии, то есть в начале финансового года). … «Beth " или "Beith" - месяц березы. "Babel" означает букву В (Beth), а также то, что береза - ее дерево и "на бересте была сделана первая в Ирландии надпись огамом, то есть семь. Березовые ветки используют по всей Европе, чтобы снять путы или отстегать преступников - раньше лунатиков - для изгнания злых духов («Белая богиня»).
Однако есть и другое упоминание о Березе.
«В 1924-28 годах в книге "Сердце Азии" Николай Рерих пишет, что на Алтае пожилой старовер привел их на каменистый холм и, указывая каменные круги древних погребений, рассказал: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Легенда повествует, что жил некогда на Алтае народ с темным цветом кожи. Чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни и засыпали входы.. .Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами". А еще раньше, в 1913 году, Николай Рерих написал на эту тему картину "Чудь под землю ушла". («Таинственный народ: чудь»
http://paranormal.org.ru/sta.php?wx=81).
Разговор о Березе актуален и в контексте текущих дней, потому что сейчас стали проводить аналогию о том, что Борис Ельцин родился в Березняках, а Сергей Собянин в Березово. Вообще-то Борис Ельцин родился в деревне Будки, а Сергей Собянин в селе Няксимволь. «В переводе с хантыйского языка название Няксимволь означает "болото" или "гиблое место", однако для Собянина это место было началом большой карьеры» - так пишут в Википедии.
В Ельцинских же Березняках по символическому совпадению образовался самый известный в России провал земли, как символ агрессивного отношения к недрам и пренебрежения к нормам безопасности от безудержной «погони за прибылью». Может быть, опять Чудь, какие-нибудь подпорки подрубила?
С позиции современного опыта и знания судить Ельцина не справедливо. Все мы тогда знали намного меньше.
Но «березовский провал» - это образ экономики, родившейся из-за какой-то Ельцинской наивной веры в советы западных экономистов и в эффективных менеджеров…