© Наталья Ярославова-Чистякова
23-27 декабря 2010 г, Санкт-Петербург
Полный текст с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=522 ….начало Ч 4-1
http://yaroslavova.livejournal.com/60732.html и 4-2
http://yaroslavova.livejournal.com/61473.html …Вообще, тема об отношении Рыцарей «Ордена Лебедя» к женщинам - чрезвычайно интересна. К примеру, Альбрехт Бранденбургский, архиепископ Магдебурга и кардинал, имел возлюбленных и не скрывал этого. «На одной из картин, созданных по заказу Альбрехта, любовница Альбрехта изображена в качестве прелюбодейки из Евангелия от Иоанна. Кардинал изображён среди толпы, но в отличие от других людей, намеревающихся побить камнями грешницу, в руках его нет камней…».
Как видим, Рыцарями «Ордена Лебедя» была очень хорошо прочувствована тема Марии Египетской. И проповеди Христа они читали внимательно.
Хотя «отказ бросать камни в прелюбодеек» не равнозначен идее «прелюбодейка - возлюбленная».
Все-таки, идеал Дамы «Ордена Лебедя» - это «Гений чистой красоты». Однако в XIX веке после восстановления «Ордена Лебедя» его называли и «Орден нашей Дамы». Под Дамой подразумевалась изначально, безусловно, « Дева Мария» - «Наша Госпожа».
Но вследствие такого переименования менялись и акценты, как это видно на примере императора Николая I и его супруги Александры Федоровны, для которой он создавал «Культ Белой Дамы».
Т.е. Культ его супруги стал для него приоритетнее «Культа Мадонны». И в результате он позволял себе уничтожать Магдебургское право - покровительницей которого была Магдебургская Дева, едущая на лебедях.
Как видим, ради своей «Белой Дамы» Николай I « потеснил» Культ Божией матери, который изначально был заложен в основу идеи «Ордена Лебедя».
Другие Рыцари Орденов, посвященных Божией матери, делали это ещё более грубо.
Т.е. они забывали о главном: «Рыцарство не существует без Богоматери»- на что я уже обращала внимание в начале статьи.
Я думаю, что в этой «забывчивости» о том, кому служат «Рыцари », как раз и заключалась суть конфликта между Альбрехтом Бранденбургским и рыцарями Тевтонского ордена, орденские земли которых были отданы ему, после присяги на верность его родному дяде - польскому королю, и получения от него прусских земель Тевтонского ордена в качестве лена. Тевтонцы сочли Альбрехта даже «Узурпатором». Но ему ВЕЗЛО. А то, почему Альбрехту везло, осмыслить Тевтонские Рыцари не сумели.
Т.е. трения с тевтонцами отмечались не только у Принца Пскова Ярослава Оболенского в конце XY века, но и у герцога Прусского Альбрехта, 40 лет спустя.
При этом: и тот, и другой были «Рыцарями Лебедя».
Один - «Княгини Ольги-Лыбеди», другой - «Ордена Лебедя».
А «Орден Лебедя», как уже не однажды сказано, - это Орден «Божией матери». Тогда как, полное название Тевтонского Ордена - «Орден рыцарей госпиталя Святой Марии Немецкого Дома или Немцев в Иерусалиме» или «Орден братьев Немецкого госпиталя Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме».
Т.е. одни тевтонцы поклонялись Деве Марии, как Богородице. Другие понимали под Девой Марией - спутницу Иисуса, «возлюбленную Божию» - Марию. А третьи вообще забывали о женском поклонении в погоне за преумножением богатств.
Не случайно, автор книги «Тевтонский Орден. История и Наследие» - Вольфганг Акунов напоминает в этой связи слова Св. Григория Богослова «Если кто-либо не почитает Деву Марию - Богородицей, в таком случае он - вне Бога».
Т.е. Деву Марию надо почитать исключительно Богородицей, и никак иначе.
Однако, о чем я уже начала разговор выше, «Рыцари» не редко стремятся заменить культ Девы Марии-Богородицы, культом своей «возлюбленной Белой Дамы». И, похоже, в наибольшей степени, к этому склонны мужчины, считающие себя Помазанниками Божьими, «наместниками Богов» или «Богами», что характерно для носителей идей «Высшей Расы», ложно толкующих слова: «Все люди-Боги».
Устоять перед контекстом «Лебедь - Любовь» мужчинам трудно. В том же самом лебедином Нюрнберге есть фонтан «Брачная карусель», где мифологически представлен брак от его первых ошеломительных дней влюбленности - до его разрушения в финале. Так вот, эта первая, высшая любовь - представлена «Влюбленными - на лебедином ложе» и лебедями, тянущими друг к другу свои лебединые шеи. Но только в лебединых парах эту лебединую верность удается пронести через всю жизнь. Ведь Лебеди в греческой и германской мифологии - птицы любви. И перья их изображены как языки пламени страсти… Как тут не вспомнить Кострому с её кострами, которые выкладывались в форме Лебедей… И как тут не вспомнить «огненную Софию», воплощенную в богородице…
В названии же Тевтонского Ордена ключевым стало то, что это Орден Рыцарей. Это орден Мужчин, поклоняющихся Деве Марии. И, соответственно, Тевтонский Орден возглавлялся мужчинами.
А Орден Лебедя - это Орден Божией матери. Поэтому и главой Ордена была женщина - королева Пруссии Елизавета Людовик Баварская. Такая женская, орденская власть, ближе - к английской ментальности, где женщина могла быть Главой, в том числе, и государства, и власть «по наследству» передавалась не только по мужской линии.
По одной из версий, название города Бранденбург связано с монастырём св. Брендана, основанным в здешних местах в VII-VIII веках ирландскими миссионерами. Брендана называли Мореплавателем и Путешественником. Он, обучался под руководством Св. Бригиты и прославился поисками «Очарованной страны», «Островов Блаженства», «Эдема». Одни считают, что он нашел эти Благословенные острова. Быть может, даже - Канарские. Другие - что он первый открыл Америку. Так или иначе, но для меня сейчас важно то, что его Учителем была женщина Св. Бригита и он искал страну Счастья - Эдем.
Я думаю, что те, для кого главными словами в названии Ордена являются слова: « Небесная Богородица» - имеют своей целью поиск Счастья, Эдема и создают
«Проекты Счастья» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=30&PubID=94 Те же, для кого ключевое слово «Рыцарь» - ищут Силу. Для Гитлера, строившего свой Третий Рейх по образу и подобию Тевтонского Ордена, такой поиск Силы, стал самоцелью. Гитлер даже не понял, что та самая искомая им Врил, это неотъемлемая, женская «ипостась» Яра, которую он и его соратники примитивно заменяли красивыми женскими телами, «объявляя» их своими «Белыми Дамами» (
«Современные «фашисты» подобно Гитлеру гоняются за Врил» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=20&PubID=476 ).
Полагаю, что Тевтонцы знали много больше Гитлера. Но они несли в себе «порок» мужского взгляда на Ордена, посвященные «Женщине» - Деве Марии.
Вот эти «идеологические трения», видимо, и определяли конкуренцию между Альбрехтом Бранденбургским и Тевтонскими рыцарями, за земли Тевтонского ордена. Выбирая между «Божией Матерью» и «Рыцарями Божией Матери» польский король предпочел отдать эти земли - Альбрехту Бранденбургскому, носившему знак «Ордена Лебедя» поверх его «тевтонского плаща».
Возможно дело, в данном случае ещё и в том, что польский престол состоял в кровном родстве с «Домом Ярослава Мудрого», ведущего свой род от Святой Княгини Ольги - из рода «Цариц Лыбедей» и из псковского «Удела Божией матери».
С моей точки зрения, Псков - это и есть один из «забытых» Уделов Божией Матери, упоминаемых в книге о «Тевтонском Ордене» (Вольфганг Акунов). Второй забытый «Удел Девы Марии» - Херсонес Таврический. Однако этот Херсонес Таврический находится на той же самой реке Буг, где расположен город Межбеж, с его замком «Лебедь Белая».
Узнала я об этих Уделах не из книги Акунова, а пришла к ним своими, «лебедиными путями», поэтому мне интересно привести его мысли по этому поводу:
«В современном православном сознании сложилась прискорбная «традиция» к «ограничению»… «Уделов Пречистой» пределами некоей православной «конфессиональной территории». При подобном подходе почитаются в качестве «уделов» Богородицы: Афон, Дивеево, Почаев, Иверия-Грузия... Но при этом почему-то совершенно выпадает, например, из поля зрения «православных людей такой древнейший (еще с дохристианских времен) удел Девы, как Херсонес (Херсонис) Таврический (Корсунь, являвшийся, между прочим, своеобразным «перевалочным пунктом» при перенесении Христианства на Русь)… Не диво, что при таком подходе из «православного» поля зрения начисто выпадает «земля Пресвятой Богородицы Марии», земля Тевтонского Ордена, Ордена рыцарей Марии... Сей удел Пресвятой Богородицы для современного «православного» сознания является в полной мере «неизвестным», «забытым» уделом. Но без «извещения» об этом уделе, без «воспоминания» о нем, и подлинное духовное возрождение Руси (понимаемой как единый удел Богородицы - а подобное понимание есть осевое для русского православного национализма) становится весьма проблематичным».
Как видим, В.Акунов связывает возрождение Руси с возвратом русскому народу памяти об этом «прибалтийском» Уделе Божией матери.
Но близкие к этому взгляды исповедовала и многочисленная прогерманская партия Пскова времен средневековья, считавшая, что сохранение русской идентичности требует интеграции с Европой. «Т.е. Русь перестанет быть Русью, если её отделят от Европы. Поэтому Псков и Тевтонский Орден неоднократно заключали военные союзы. Кроме того, процветание Пскова исторически приходилось на периоды «западничества», когда Псков находился в дружбе со шведами и немцами». Т.е. Пскову нужен был союз с землями Тевтонского Ордена, но при этом у него были идеологические противоречия с самим Тевтонским Орденом, подобные, описанным выше.
Вот в этом, скорее всего, было внутренне противоречие, двойственность и разлад князя Ярослава Васильевича Оболенского. С одной стороны он, как мужчина, поклонялся мечу и силе. С другой стороны, он принадлежал роду княгини Ольги - Лыбеди. И был, вероятно, готов одеть на себя знак «Ордена Лебедя», как это сделал Альбрехт Бранденбургский. Древняя надпись на камне: «Се Яра - Лебедь», в этом смысле, - про него.
Когда я работала над статьей:
«Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых» http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=520 , мне встретился «Плач Пскова» из «Повести о Псковском Взятии». И многие беды города в этом «Плаче» связываются с появлением двуглавого орла в символике Пскова, а также потерей Славы Псковской.
«Автор сожалеет о былой псковской воле и не может без скорби и грусти писать о конце славы псковской. Эмоциональной кульминацией «Повести о псковском взятии» стал плач Пскова о своей былой воле и славе: «О славнейший среди городов - Великий Псков! О чем сетуешь, о чем плачешь?» И отвечал град Псков: «Как мне не сетовать, как мне не плакать! Налетел на меня многокрылый орел, а крылья полны когтей, и вырвал у меня кедры ливанские». Бог наказал нас за грехи наши - и вот землю нашу опустошили, и город наш разорили, и людей в плен взяли…» (
«Княгиня Ольга Киевская - создатель Киевской Руси»).
Продолжение с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=16&PubID=522