© Н.Б.Чистякова - Ярославова
3 декабря 2010 года, Санкт-Петербург
Полный текст с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=512 Давно не была в Париже, но в этом году Париж «приехал» ко мне. Очень повезло с годом Франции в России. Никогда не думала , что смогу увидеть Пикассо в подлиннике, тем более , в таком многообразии его выставочных полотен.
Более 200 экспонатов для выставки предоставил Национальный музей Пикассо в Париже. На этой выставке я была в день её открытия в Эрмитаже - 19 июня… Почему пишу только сейчас? - Потому что для меня стала определенным шоком тема : «Пикассо и Сталин», эмоции от которой оказались доминирующими, и мне надо было это обдумать.
Я всегда была влюблена в Пикассо. Не могу сказать , что хорошо знала творчество художника. Я просто была в него влюблена, не занимаясь «анатомией» своей любви. Просто хотела быть окружена этими «Пикассовскими настроениями» .И потому даже долгое время предпочитала французские духи исключительно аромата Paloma Picasso , дерзкого , красивого, роскошного и элегантного.
Это давнее увлечение. И было время, когда я брала в руки кисточку с акварельными красками , пытаясь даже Пикассо копировать …
И ещё год назад эпиграфом для одной из статей по истории рода Ярославовых выбрала строки песни «…Остался у меня на память от тебя , Портрет твой, портрет работы ПАБЛО ПИКАССО»…(«Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=374 ).
Это была любовь… Мне нравились подарки на эту тему. Особенно дорожила несколькими сериями марок с работами Пикассо , подаренными мне моим вторым мужем Александром Чистяковым.
Начало 90-х. Интернета не было… Вот эти марки я и перерисовывала… И только сейчас, сканируя одну из серий , обратила внимание на «дату гашения»: 10 февраля 1989 года, Афганистан, Кабул . Посмотрела : какие военные операции России были в эти дни в Афганистане… Ну , да… Это было за четыре дня до 14 февраля 1989 года - последнего дня вывода российских войск из Афганистана. Вот так, спустя годы, по марке Пикассо, узнаешь биографию своего бывшего мужа…Пассионарный мужчина , родившийся в Туруханском крае, в ссылке, в неофициальном браке от геолога Бернштейна ,оставил много следов, в том числе, и след Пикассо…
Да, вообще-то, и сам Пикассо запомнился нам своими историями любви.. . И он был такой же энергоизбыточный , как русские.. И влюбился в русскую балерину. И стал близок к Дягилеву и Дягилев сыграл огромную роль в его судьбе, когда отдал ему заказ на театральные декорации и костюмы к балету.
Надо сказать, что на выставке в Эрмитаж была хорошо представлена биография Пабло Пикассо. Не уверена , что надо было бы показывать черновые наброски картин… Мне кажется, что картина должна представать во всем блеске её завершенности.
Но одновременно у меня всегда был вопрос : «Почему он это увидел именно так ?».
После того, как я посмотрела последовательно менявшиеся черновики , то отчасти ответ на свой вопрос получила.
В некотором смысле это «кухня».
А Пикассо я люблю за загадку. Потому что он для меня не постижим. Потому что увидеть мир так, как он, я могу только его глазами. Несмотря на то, что я сама любитель геометрии Лобачевского и обожаю искривленные пространства и асимметрии.
«Сидящая женщина в красном кресле», «Девушка , читающая книгу на пляже», «Фигуры на пляже», «Розовый период» Пикассо…
Моего любимого «Голубого периода», к сожалению, не было.. Коллекция Национального музея формировалась из картин Пикассо , переданных государству его наследниками, в счет налогов. И «Голубой период» наследники оставили себе… Поэтому он для меня, по-прежнему , существует в марках. Не знаю, увижу ли когда-нибудь его в подлиннике .
На выставке я встретила и незнакомого мне Пикассо… Его ранний период. Его скульптуры… Его работы с металлом… И даже узнала, что он писал стихи
Вот около одного из стендов о биографии Пикассо моя любовь к нему была подвергнута серьезному испытанию…
Так у женщины иногда бывает … Много фраз говорится за годы… И вдруг , в общем потоке, казалось бы , обыденной речи . проговаривается нечто такое, что ты понимаешь : Все, Вот это необратимо.
Я стояла перед этим стендом и где-то даже жалела о том, что пришла в Эрмитаж , узнать подлинного Пикассо…
К чему был этот стенд о Сталине, в самом начале экспозиции ?
Я не помню точно текст. Фотографировать было нельзя. Да и не было желания это делать…
Сталин и Пикассо… У меня это вообще не укладывалось… Настроение мрачнело, и уже не хотелось того, о чем я , быть может, мечтала всю жизнь…
Зачем мне так испортили этот праздник? ….
Мои чувства были столь сильно оскорблены, что я несколько месяцев не хотела возвращаться к этому.
И вот только после того , как на днях было принято заявление «Памяти жертв Катынской трагедии» , я решила вернуться к теме «Пикассо-Сталин»
Дело в том, что сам разговор о Сталине и о том , что происходит в России , я начала после катыньской трагедии
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=431 Теперь же мне надо было понять : ну что же Пикассо привело к Сталину ? !...
Когда обратилась к реальной подоплеке истории со Сталиным . У меня отлегло от сердца.. И я снова вернулась душою к Пикассо!
Да он был коммунистом. Но коммунизмом, в его представлении, была Борьба за мир! Отсюда - его Голубь мира , отсюда - его гениальная антивоенная картина «Герника» .
И есть вопрос . Мой личный вопрос, в том числе, и ко мне .
Почему при общих антивоенных настроениях Пабло Пикассо оказался среди коммунистов, а я была в составе «Союза правых сил», т.е. тех, кого сегодня называют либералами , со всеми эпитетами , которые им адресуют…
Пикассо в те годы казалось, что участие в коммунистической партии - наилучший способ защитить бедных, которым он сострадал, и наилучший способ противостоять тирании в Испании и в Европе.
Мои мотивы были близкие. Для меня участие в «Союзе правых сил» было наилучшим способом защитить право граждан на свободу слова, на чувство собственного достоинства, на реализацию творческого потенциала, на защиту собственности….Но с годами, я оказалась в «партии защиты прав богатых», тогда как мне близка идея равенства перед законом, независимо от суммы капитала.
Кто потом будет вникать в то , что я, также как Пикассо, оказалась не в той партии?!
И есть ли вообще такая партия, которая не перерождается в тиранию?
Об этой , исторически закономерной, «трансмутации» я , кстати, и писала , в упомянутой выше статье о Катыни и «мутантной демократии».
Но так вышло, что даже при всей своей любви к Пикассо, я взяла паузу на несколько месяцев , прежде чем, вникла в историю «Пикассо и Сталин»…
Я рада сегодня , что сделала это…
Оказывается Пикассо нарисовал портрет Сталина по просьбе коммунистов после его смерти… Коммунистам портрет не понравился, и они подвергли Пикассо критике… Им представилось, что в портрете Сталина есть ирония со стороны Пикассо… Пикассо, встречно, охладел к своим партийным товарищам
Пикассо посмотрел на Сталина слишком натуралистически… Он, как художник, стал определять пропорции его лица и тела… И оставил смешные комментарии о тех его размышлениях, которые предшествовали созданию этого портрета. Привожу эти комментарии ниже.
Всю вот эту информацию я предпочла бы прочитать на Выставке в Эрмитаже. Но её не было …
Ведь для человека первый информационный удар бывает главным.
И это известно всем.
И в первую очередь, - организаторам выставки , ошарашившей меня этим лобовым «постом»: «Сам Пикассо потратил время на образ Сталина !»
Все !
Если информация подается так , то Сталина ставят - «на образа» Пикассо!
Неужели этого не понимают некоторые либералы в Америке , вывесившие в Нью-Йорке постер с портретом Сталина , руки Пикассо , а также портретами Сталина и Пикассо , по сторонам этого постера ?
Мало , кто из проходящих мимо, знает историю этого портрета.
А «бьёт наотмашь» одно :Сталин и Пикассо.
…Удивляет то, что эта сомнительная акция в Нью -Йорке исходит от либералов…
Что же это за либералы такие?
Или либералы заигрываются с «провокациями», подталкивающими к размышлению, или Сталина теперь ставят «на образа» либералов и демократов?
А может быть , наоборот, демократы встают «на образа» Сталина?...
И если бы я не была влюблена в Пабло Пикассо, и все эти месяцы не думала о нем, то не поняла бы этого…
А сейчас, за всю эту очевидность, я так благодарна Пикассо … И так в него в очередной раз влюблена за эти мысли , навеянные его историей с портретом Сталина…
« Не отрекаются , любя…» - во истину…
Полный текст с иллюстрациями
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=512 «Пабло Пикассо о портрете Сталина»
http://www.art-in-exile.com/forums/iuoaainy-oooeoue/2344-eae-ieeanni-dheniaae-iidhodhao-noaeeia.html