Петербург - Париж: Как я возвращалась к Пикассо

Dec 03, 2010 20:07


© Н.Б.Чистякова - Ярославова
3  декабря  2010 года, Санкт-Петербург

Полный  текст  с иллюстрациями  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=512

Давно  не была  в Париже,  но в этом  году  Париж «приехал» ко  мне.  Очень повезло  с годом  Франции  в России. Никогда не  думала , что смогу  увидеть Пикассо в  подлиннике, тем более    , в таком   многообразии его выставочных полотен.

Более 200 экспонатов для выставки предоставил Национальный музей Пикассо в Париже.    На этой   выставке  я  была  в  день её открытия в  Эрмитаже  -  19  июня…  Почему   пишу только сейчас? -  Потому что  для меня стала   определенным шоком     тема : «Пикассо и Сталин», эмоции от которой  оказались доминирующими,    и мне надо было  это обдумать.

Я  всегда   была  влюблена   в Пикассо. Не могу сказать , что  хорошо знала  творчество художника.  Я просто была в него влюблена,  не занимаясь  «анатомией»   своей  любви. Просто  хотела быть окружена  этими   «Пикассовскими настроениями» .И  потому    даже   долгое  время предпочитала  французские  духи исключительно  аромата Paloma Picasso  , дерзкого , красивого, роскошного  и элегантного.

Это давнее  увлечение.   И было  время, когда     я брала    в руки кисточку с акварельными красками , пытаясь   даже  Пикассо копировать …

И  ещё год назад   эпиграфом для   одной     из статей по истории рода Ярославовых  выбрала строки    песни «…Остался у меня на память от тебя , Портрет твой, портрет работы ПАБЛО ПИКАССО»…(«Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=374 ).

Это была  любовь… Мне нравились подарки на эту  тему.  Особенно    дорожила   несколькими  сериями   марок  с работами  Пикассо ,   подаренными мне      моим вторым мужем Александром Чистяковым.

Начало 90-х. Интернета  не было… Вот эти марки  я и перерисовывала… И только  сейчас, сканируя одну из серий , обратила внимание на  «дату гашения»:  10  февраля  1989 года,  Афганистан, Кабул . Посмотрела : какие военные   операции России  были в эти дни в Афганистане… Ну , да…  Это было за   четыре  дня  до 14  февраля 1989 года - последнего дня вывода российских  войск из Афганистана.   Вот так, спустя  годы,  по марке Пикассо,  узнаешь   биографию своего бывшего мужа…Пассионарный    мужчина , родившийся в Туруханском крае, в ссылке, в неофициальном браке  от геолога Бернштейна ,оставил много следов,  в   том числе, и след Пикассо…

Да,  вообще-то,  и сам   Пикассо запомнился нам своими   историями любви.. .  И он был такой  же   энергоизбыточный , как  русские.. И влюбился в русскую  балерину.  И  стал  близок  к  Дягилеву и  Дягилев сыграл огромную роль в его судьбе,  когда  отдал ему  заказ   на  театральные декорации и костюмы к  балету.

Надо  сказать, что на выставке  в  Эрмитаж была  хорошо представлена    биография  Пабло Пикассо.   Не уверена , что надо было бы    показывать черновые  наброски   картин…  Мне  кажется, что картина      должна представать во всем блеске      её  завершенности.

Но одновременно у  меня   всегда был вопрос : «Почему он это увидел  именно так ?».

После   того, как я     посмотрела   последовательно  менявшиеся черновики , то отчасти  ответ    на свой  вопрос  получила.

В некотором смысле это «кухня».

А Пикассо я  люблю за загадку.  Потому что он для меня  не постижим.  Потому что   увидеть мир так,   как  он,   я  могу только  его  глазами. Несмотря  на то, что я сама любитель   геометрии  Лобачевского и  обожаю искривленные  пространства и асимметрии.

«Сидящая  женщина в красном кресле»,   «Девушка  , читающая   книгу на пляже»,    «Фигуры на пляже», «Розовый    период»  Пикассо…

Моего  любимого «Голубого периода», к  сожалению,  не было..  Коллекция       Национального музея формировалась из картин Пикассо , переданных   государству его наследниками,  в счет налогов.  И «Голубой  период»  наследники оставили себе…  Поэтому он для меня,   по-прежнему , существует    в  марках.  Не  знаю, увижу  ли когда-нибудь  его в подлиннике .

На выставке    я встретила и незнакомого мне Пикассо…  Его ранний период. Его скульптуры… Его работы с  металлом… И  даже  узнала, что он писал стихи

Вот  около  одного из   стендов о биографии Пикассо   моя  любовь к нему была   подвергнута  серьезному испытанию…

Так  у  женщины иногда бывает … Много   фраз   говорится за годы… И   вдруг  , в общем  потоке, казалось бы ,       обыденной    речи . проговаривается    нечто такое, что ты понимаешь : Все, Вот  это   необратимо.

Я стояла  перед этим стендом и где-то  даже  жалела о   том, что пришла в Эрмитаж  ,  узнать   подлинного Пикассо…

К чему   был  этот стенд  о Сталине, в самом начале экспозиции ?

Я не помню точно текст. Фотографировать было нельзя. Да и не было  желания это  делать…

Сталин и Пикассо… У меня  это вообще не укладывалось… Настроение мрачнело,  и  уже не хотелось  того, о    чем  я , быть  может,  мечтала всю жизнь…

Зачем  мне так  испортили  этот праздник? ….

Мои чувства  были столь сильно  оскорблены, что  я несколько  месяцев не хотела возвращаться к этому.

И вот только после того , как  на днях   было   принято   заявление «Памяти жертв Катынской трагедии»  , я решила вернуться к теме  «Пикассо-Сталин»

Дело в том,  что   сам разговор о Сталине и о том ,  что происходит в России , я начала   после катыньской  трагедии   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15&PubID=431

Теперь  же   мне надо  было   понять  : ну  что  же Пикассо   привело к Сталину ? !...

Когда   обратилась к реальной  подоплеке    истории со Сталиным .  У меня отлегло   от сердца.. И я  снова вернулась  душою к Пикассо!

Да  он был коммунистом.  Но коммунизмом,   в  его представлении,   была  Борьба за мир!  Отсюда -  его Голубь мира  ,     отсюда -   его   гениальная  антивоенная картина  «Герника» .

И есть вопрос .  Мой личный вопрос, в том числе,  и ко мне .

Почему  при общих антивоенных  настроениях   Пабло   Пикассо оказался   среди коммунистов,  а  я была  в составе  «Союза правых сил»,   т.е. тех, кого  сегодня называют  либералами , со всеми эпитетами , которые им  адресуют…

Пикассо  в те   годы    казалось, что  участие    в  коммунистической   партии   - наилучший  способ защитить бедных,  которым он сострадал,  и   наилучший   способ  противостоять тирании  в  Испании и  в Европе.

Мои  мотивы  были близкие.   Для меня  участие в   «Союзе правых сил» было   наилучшим способом   защитить  право  граждан на свободу слова,  на  чувство собственного достоинства, на  реализацию творческого потенциала,  на защиту собственности….Но  с годами,    я оказалась    в «партии   защиты прав богатых»,   тогда  как  мне  близка  идея равенства перед законом,  независимо от     суммы  капитала.

Кто потом будет  вникать  в то , что  я,  также  как Пикассо,   оказалась не  в той партии?!

И есть ли вообще  такая  партия, которая не перерождается в тиранию?

Об этой ,   исторически  закономерной,     «трансмутации»  я  , кстати,  и писала     ,  в упомянутой    выше   статье о Катыни и  «мутантной  демократии».

Но так вышло, что даже     при всей   своей    любви  к Пикассо, я    взяла паузу на несколько месяцев    , прежде  чем,  вникла  в    историю   «Пикассо и Сталин»…

Я рада сегодня    , что сделала  это…

Оказывается Пикассо       нарисовал портрет Сталина      по  просьбе коммунистов    после  его смерти…  Коммунистам  портрет не понравился,  и они   подвергли Пикассо  критике…  Им представилось, что в  портрете  Сталина  есть ирония со стороны Пикассо… Пикассо, встречно,   охладел к своим партийным товарищам

Пикассо   посмотрел на Сталина   слишком  натуралистически…  Он,   как  художник,   стал определять  пропорции  его   лица и тела…  И оставил   смешные  комментарии      о  тех его размышлениях, которые  предшествовали созданию этого   портрета.  Привожу эти комментарии ниже.

Всю вот эту   информацию   я  предпочла  бы прочитать  на  Выставке  в Эрмитаже. Но её  не было …

Ведь для человека первый информационный  удар бывает главным.

И  это  известно всем.

И в первую очередь,  -  организаторам выставки ,  ошарашившей меня этим  лобовым  «постом»:   «Сам Пикассо  потратил время на образ Сталина !»

Все !

Если информация   подается так ,   то Сталина  ставят    -  «на  образа» Пикассо!

Неужели этого не  понимают некоторые  либералы в Америке , вывесившие в Нью-Йорке  постер с      портретом     Сталина , руки Пикассо , а также   портретами Сталина и Пикассо   , по сторонам      этого   постера ?

Мало , кто  из  проходящих мимо,    знает историю     этого портрета.

А  «бьёт наотмашь» одно :Сталин и Пикассо.

…Удивляет то, что эта сомнительная акция  в  Нью -Йорке исходит от    либералов…

Что  же   это  за либералы  такие?

Или либералы  заигрываются  с «провокациями»,   подталкивающими к размышлению, или  Сталина    теперь ставят  «на образа»  либералов и  демократов?

А  может  быть     , наоборот,  демократы     встают «на образа» Сталина?...

И если бы я  не была  влюблена в  Пабло Пикассо,   и все  эти месяцы не думала о  нем,  то не поняла бы этого…

А сейчас,   за  всю    эту очевидность,  я  так  благодарна Пикассо …    И так в него  в очередной  раз  влюблена   за эти  мысли  , навеянные   его историей  с портретом Сталина…

« Не отрекаются , любя…» - во истину…

Полный  текст  с иллюстрациями  http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=512

«Пабло Пикассо о  портрете  Сталина»   http://www.art-in-exile.com/forums/iuoaainy-oooeoue/2344-eae-ieeanni-dheniaae-iidhodhao-noaeeia.html

Герника, Катынь, Нью-Йорк, пассионарии, Правые силы, Петербург, парфюм, Ярославова, Чистяков, Франция, Эрмитаж, Афганистан, духи, марки, акварель, Париж, Кабул, филателия, филателист, либералы, аромат, Дягилев, Пикассо, Голубь мира

Previous post Next post
Up