О Группе духовного риска тех , кто «скатывается» к Мечтательной молитве

Jan 04, 2012 19:47


©Наталья Ярославова

В продолжение разговора :

«Дуэтом о Мечте: М.Прохоров и Д.Медведев идут  «по следу» лидера «Движения за права чернокожих в США».  Часть первая  http://yaroslavova.livejournal.com/109156.html ,  Часть   вторая http://yaroslavova.livejournal.com/109496.html

«Президент говорил о Мечте…Тюмень привыкала к Кондолизе Райс, а Россия - к Чингисхану» . Часть первая http://yaroslavova.livejournal.com/108787.html   Часть вторая http://yaroslavova.livejournal.com/108892.html.

«Сколково» - антипод «Умному деланию», и даже РПЦ не сможет заставить работать Исихазм на инновации»   http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=465

«Путь  умного делания» :

Из книги   «Меч Воина  : внутренний  подвиг    мирянина и  инока»  Николая  Новикова  .

«…Всякий   человек, впервые  приступая  к молитве, вынужденно начинает с молитвы словесной … Но надлежит знать, что , несмотря на всю свою    обыденность и простоту , такая  молитва , на самом деле,   далеко не  безопасна.

Именно здесь, на  словестном уровне , прежде всего   ,  случаются  «уклонения от правого пути»

Дело в том , что  по природе своей  словесная  молитва способна развиваться  только  в трех направлениях . Два из них    - пути тупиковые .

Первый , по неспособности ума восходить   ещё  к чистому      богомыслию,   связан с  действием  воображения, это то, что   отцами  названо    молитвой МЕЧТАТЕЛЬНОЙ .

Для  второго  пути  характерна   склонность   к размышлению, он именуется  ГОЛОВНОЙ   молитвой, здесь   духовное  умозрение  подменяется работой интеллекта.

Развитие  таких способностей  и в том, и в другом направлении  может увести в глубокое заблуждение. Но именно на  этот путь  попадает,  как  правило, начинающий

Третий  путь   - это соединение ума  с сердцем.  Это умно-сердечная молитва,   которую отцы и считают  «действительно  правильной  , должной и  плодотворной»

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ   МОЛИТВА

«Если человек   удовлетвориться» этим видом   словестной  молитвы  «  и   будет его культивировать, то, помимо бесплодности,   возможны и  глубокие духовные  заболевания». Неудивительно, так  как  здесь напрямую задействуется способность  воображения, которая , будучи  сродни   началу  чувственному , душевному, прежде всего  используется  диаволом в его ухищрениях,  и которая   полностью противоположна  началу чисто духовному ,  свойственному истинной  молитве»

«Должно  знать, что  диавол имеет  очень  много общего с воображением и использует его как мост  для вторжения в душу  человека». Бесплотный дух легко вмешивается в работу  воображения и  «запечатлевает»    свои губительные  для нас   образы, что  действует на душу  очень  вредно…»

Таким  образом  , самый  опасный и неправильный  образ молитвы  заключается в том, что   молящийся   сочиняет  силою воображения   своего мечты и картины», обращаясь к памяти или «заимствуя их, как ему  кажется,  из Священного писания»…

Первые знаки такой  лжемолитвы   - это  живое представление каких-либо лиц ,  сцен и мест, наплывы   самых невинных  воспоминаний   о реальных событиях  или     образы, навеянные житиями святых.    Это также  возведение   внутреннего   взора  « на небеса»  и мысленное лицезрение святых.

Заблудший  «собирает в уме  своем читанное в Божественных Писаниях  и рассуждает о том»,     распаляя  душу к «любви  Божией , а иной  раз извлекает даже   слезы и плачет. …  Это уже явное  «знамение прелести».   Молящиеся  «прельщаются и   видят свет телесными очами , обоняют   благовония , слышат гласы» перед ними могут «оживать»  образы на иконах, улыбаться ,  двигаться…

Так  незаметно  человек  увязает в сетях  лжемолитвы

На сей  счет имеется  наставление  в образе мытаря , который  в молитве не смел даже  поднять   глаза на небо , то есть не  допускал  мечтательный вид   молитвы , но ударяя себя в грудь молился односложной    молитвой , указуя этим биением на делание  внутреннее  сердечное.

Мытарь   , занятый  внутренним деланием не  имел в отличие от  фарисея   усердия  в посте  и других внешних  подвигах , но  именно он оказывается  оправданным в глазах Божиих.

Правильное  устроение духа  совпадает у мытаря с правильной  молитвой.

Общий   порок присущ,  и  мечтательному и головному типу  молитвы:  работа  воображения.

Когда  внимание  уделяется образам , имеющим вещественную основу ,  то  оно невольно вводится  «в  психофизическую   область.  Враждебные    духи также имеют возможность проникать в эту  область , и может произойти великий  вред»    от противоестественного      единения  с ними .   «Здесь корень всех заблуждений и прелести, Надо помнить, что      Бог невидим»

Исихия    - умное  безмолвие - есть непременное условие  «для  того,  чтобы    человек мог   достичь своей  главной  цели - созерцания  Бога»

Previous post Next post
Up