©Наталья Ярославова
В продолжение разговора :
«Дуэтом о Мечте: М.Прохоров и Д.Медведев идут «по следу» лидера «Движения за права чернокожих в США». Часть первая
http://yaroslavova.livejournal.com/109156.html , Часть вторая
http://yaroslavova.livejournal.com/109496.html «Президент говорил о Мечте…Тюмень привыкала к Кондолизе Райс, а Россия - к Чингисхану» . Часть первая
http://yaroslavova.livejournal.com/108787.html Часть вторая
http://yaroslavova.livejournal.com/108892.html.
«Сколково» - антипод «Умному деланию», и даже РПЦ не сможет заставить работать Исихазм на инновации»
http://www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=465 «Путь умного делания» :
Из книги «Меч Воина : внутренний подвиг мирянина и инока» Николая Новикова .
«…Всякий человек, впервые приступая к молитве, вынужденно начинает с молитвы словесной … Но надлежит знать, что , несмотря на всю свою обыденность и простоту , такая молитва , на самом деле, далеко не безопасна.
Именно здесь, на словестном уровне , прежде всего , случаются «уклонения от правого пути»
Дело в том , что по природе своей словесная молитва способна развиваться только в трех направлениях . Два из них - пути тупиковые .
Первый , по неспособности ума восходить ещё к чистому богомыслию, связан с действием воображения, это то, что отцами названо молитвой МЕЧТАТЕЛЬНОЙ .
Для второго пути характерна склонность к размышлению, он именуется ГОЛОВНОЙ молитвой, здесь духовное умозрение подменяется работой интеллекта.
Развитие таких способностей и в том, и в другом направлении может увести в глубокое заблуждение. Но именно на этот путь попадает, как правило, начинающий
Третий путь - это соединение ума с сердцем. Это умно-сердечная молитва, которую отцы и считают «действительно правильной , должной и плодотворной»
МЕЧТАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
«Если человек удовлетвориться» этим видом словестной молитвы « и будет его культивировать, то, помимо бесплодности, возможны и глубокие духовные заболевания». Неудивительно, так как здесь напрямую задействуется способность воображения, которая , будучи сродни началу чувственному , душевному, прежде всего используется диаволом в его ухищрениях, и которая полностью противоположна началу чисто духовному , свойственному истинной молитве»
«Должно знать, что диавол имеет очень много общего с воображением и использует его как мост для вторжения в душу человека». Бесплотный дух легко вмешивается в работу воображения и «запечатлевает» свои губительные для нас образы, что действует на душу очень вредно…»
Таким образом , самый опасный и неправильный образ молитвы заключается в том, что молящийся сочиняет силою воображения своего мечты и картины», обращаясь к памяти или «заимствуя их, как ему кажется, из Священного писания»…
Первые знаки такой лжемолитвы - это живое представление каких-либо лиц , сцен и мест, наплывы самых невинных воспоминаний о реальных событиях или образы, навеянные житиями святых. Это также возведение внутреннего взора « на небеса» и мысленное лицезрение святых.
Заблудший «собирает в уме своем читанное в Божественных Писаниях и рассуждает о том», распаляя душу к «любви Божией , а иной раз извлекает даже слезы и плачет. … Это уже явное «знамение прелести». Молящиеся «прельщаются и видят свет телесными очами , обоняют благовония , слышат гласы» перед ними могут «оживать» образы на иконах, улыбаться , двигаться…
Так незаметно человек увязает в сетях лжемолитвы
На сей счет имеется наставление в образе мытаря , который в молитве не смел даже поднять глаза на небо , то есть не допускал мечтательный вид молитвы , но ударяя себя в грудь молился односложной молитвой , указуя этим биением на делание внутреннее сердечное.
Мытарь , занятый внутренним деланием не имел в отличие от фарисея усердия в посте и других внешних подвигах , но именно он оказывается оправданным в глазах Божиих.
Правильное устроение духа совпадает у мытаря с правильной молитвой.
Общий порок присущ, и мечтательному и головному типу молитвы: работа воображения.
Когда внимание уделяется образам , имеющим вещественную основу , то оно невольно вводится «в психофизическую область. Враждебные духи также имеют возможность проникать в эту область , и может произойти великий вред» от противоестественного единения с ними . «Здесь корень всех заблуждений и прелести, Надо помнить, что Бог невидим»
Исихия - умное безмолвие - есть непременное условие «для того, чтобы человек мог достичь своей главной цели - созерцания Бога»