Click to view
Вітаю, шановне панство. Ми з України.
Друзі, у попередній, шостій частині нашого дослідження, ми з вами говорили о двух жесточайших внутридинастических конфликтах, разразившихся в Руси на рубеже 10 и 11 веков. Сначала, между сыновьями погибшего на Днепровских порогах, весной 972 года, Святослава Игоревича Хороброго, когда к власти в Киеве пришел самый младший из его сыновей, харизматичный и предприимчивый «робочич», то есть, бастард - Володимир, уроженец Волыни, от мамы, уроженки Житомирщины, а оба старших законорожденных сына - Ярополк и Олег, расстались с жизнями. А затем, спустя почти 40 лет, между сыновьями самого Володимира Святославича, когда пролилось еще больше братской крови, поскольку погибли Борис Владимирович, Глеб Владимирович, Святослав Владимирович и Святополк Окаянный, Судислав Владимирович фактически пожизненно сел в тюрьму, а Станислав Владимирович скончался при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Но, в это же смутное время. Понятно, что Ярослав Владимирович, он же Мудрый, в итоге, сосредоточивший в своих руках верховную власть, нет-нет, да и подумывал о том, что повторение подобного - ну никуда не годится. По крайней мере, в исполнении его сыновей. Он же не желал им зла. И он не желал зла Руси. Ни в коем случае не желал. Он же за нее отвечал. Он ее любил. Иначе, с чего бы ему было ворошить прошлое, перезахоранивая своего родного дядю, Ярополка Святославича. Ярослав Мудрый велел положить косточки Ярополка в Десятинной церкви Киева, рядом с младшим братом, Владимиром Святославичем. Который его и убил. Это было сделано Ярославом, когда его собственные сыновья подросли, и уже соображали, что к чему. Наверное, Ярослав нашел для них какие-то веские слова, что-то вроде, никогда больше, между братьями, и уж, точно, не «можем повторить», как любят хвастать путинопитеки обыкновенные - на мацковских болотах. Ярослав Мудрый не хотел ничего такого повторять, он же не был упоротым кровавым мудаком, как Владимир Путин, который льет чужую кровь, как водицу…
Обращение Ярослава Мудрого к сыновьям хорошо известно из ПВЛ. И, должен вам сказать, Ярослав Владимирович не ограничился одними благими пожеланиями. Разумеется же нет. Принято считать, лЕствичная система передачи власти, о которой у нас с вами сегодня разговор, сложилась уже после смерти Ярослава Мудрого, когда Русью правили его старшие сыновья. Это не совсем так. Скорее, даже, совсем не так. Ибо главные предпосылки к ее появлению были заложены именно Ярославом Володимировичем. Каким образом он это устроил, я вам сейчас расскажу.
По завещанию, Ярослав Мудрый передал ключевые кластеры Руси под управление своим старшим сыновьям от шведской принцессы Ингигерды, а именно, Изяславу, Святославу и Всеволоду Ярославичам. Самый старший из которых, на тот момент, получил самую главую, Киевскую землю. Вместе с великокняжеским престолом, разумеется. Для этого, Ярослав перевел сына в Киев из Новгорода, где тот трудился его наместником. Следующий по счету сын, Святослав - получил - Черниговскую землю, а Всеволод - Переяславльскую, разумеется, речь тут о Переяславле Руськом, то есть, нашем, украинском, том, что в современном Бориспольском районе Киевской области. Том самом, который московиты с удивительным упорством называют Переяславлем Южным. Младшие сыновья Ярослава Мудрого, Вячеслав и Игорь, получили в управление Смоленск и Владимир, тут, опять же - настоящий Владимир - Володимир Волынский. Московские историки традиционно закрепляют за старшим на тот момент Ярославичем - Изяславом - Новгород, за Святославом - Муром с Рязанью, а за Всеволодом - Ростов, но, за исключением Новгорода Ильменского, который мы только что называли, это утверждение представляется весьма сомнительным. То есть, эти необжитые славянами территории действительно числились за братьями по завещанию отца, тут я сперечатися, то есть, спорить, не стану, однако, никто из них там не жил, ибо это было весьма небезопасное занятие. На указанных пространствах Волго-Окского междуречья в ту пору обитали мигрировавшие с Урала языческие финно-угорские племена, мурома, эрзя, меря, мещера, пермь, водь, голядь, чудь и прочие товарищи, эти бедолаги отчаянно сопротивлялись насильственной христианизации, осуществлявшейся русами огнем и мечом. На будующей Мацковии периодически вспыхивали масштабные восстания, одно ожесточеннее другого, и под ногами колонизаторов горела земля. Даже современные российские историки, вроде, к примеру, товарища Карпова, трудящегося, по совместительству, главным редактором издательства «Молодая гвардия», жах, почему бы не назваться «Гитлерюгендом», вынуждены признать: вплоть до 12 века, так называемые центры так называемых удельных княжеств Залесья представляли собой небольшие, хорошо укрепленные опорники, причем, построенные не внутри поселений аборигенов, а на приличном удалении от них, в удобных для круговой обороны местах, и, как правило, у воды - чтобы вовремя оттуда слинять. Когда запахнет жареным. Историки московиты, даже термин подходящий изобрели, они теперь утверждают, будто в Залесье, по старой уральской традиции, строили двойные города, а теперь расшифруем и продолжим за них: большие, занятые муромой, эрзей, мерей и другими уральцами, и маленькие, где сидели воины-русы, и думали: когда ж уже эта обещанная ротация, а, и можно будет наконец-то вернуться домой. На батьківщину. В Русь...
Кстати, раз уж я упомянул ротацию, о которой мечтали простые руськие (через одну буковку «с») воины на чужбине, где-нибудь на берегу Оки или Камы, а, может, и Волги, то хочу вас заверить, о ней, волей-неволей, довелось задумываться и самим Ярославичам, и их сыновьям - многочисленным внукам Ярослава Мудрого. Ибо, как я уже говорил, Изяслав, Святослав и Всеволод, по воле отца, получили Киевскую, Черниговскую и Переяславскую земли в управление, то есть, в лен, но, тут ключевой момент, без права наследования и, соответственно, передачи по наследству. Понимаете, какой принципиальный нюанс? Это же правило, касалось и младших Ярославичей, и всех внуков Ярослава Мудрого тоже. И это все придумал их отец и дед. Причем, уверяю вас, из самых лучших побуждений. Ярослав же хотел предотвратить гипотетическую кровопролитную борьбу за престол между своими многочисленными потомками, чтобы они, в будущем, поддерживали, один одного, а не різали друг другу глотки. А как этого было достичь в отдаленной перспективе? А только гарантировав каждому из соискателей киевский трон, в качестве поощрения за готовность подождать, в купе с обязательством играть по правилам. Не лезть без очереди, не устранять конкуренов, не писать на них доносы, у и так далее. Вот, по всей видимости, соображения, которыми руководствовался Ярослав Владимирович Мудрый.
Суть его задумки, если вкратце, состояла в том, чтобы престол, после смерти верховного правителя в Киеве, переходил не к его старшему сыну, как на Западе, по системе, известной, как майорат, оставляя всех младших сыновей в дураках, шутка, конечно, на самом деле, в ранге каких-то там жалких принцев крови, всяческих герцогов Орлеанских и графов Артуа, что провоцировало бы их пускаться во все тяжкие, а доставался следующему по возрасту брату. То есть, повторяю, трон доставался не старшему сыну, а младшему брату. А потом, после смерти этого брата, третьему брату по старшинству, и так, до самого младшего из братьев в роду. И лишь потом, престол переходил к старшему сыну самого старшего брата, который умер черт знает, когда, за ним, ко всем его братьям по порядку рождения, затем, к сыновьям следующего брата по счету, и так далее, и так далее, и так далее. Как по лестнице, по елке, огоньки взбегают в высь, прямо из детской песенки. Это и была так называемая лЕствичная система наследования, или лЕствица, то есть, лестница, или, как ее еще назыают, сеньорат. И она действительно, скажем прямо, предоставляла каждому мужчине в семье вполне реальный шанс занять престол, надо было до этого просто дожить. То есть, дотянуть. Скажем, вести здоровый образ жизни, не злоупотреблять спиртным и другими излишествами, а больше налегать на гимнастику. Опять же, не нарушать лЕствичный закон, чтобы родственники не вышвырнули из очереди.
Еще немаловажный нюанс, который, как я себе думаю, прельстил Ярослава Владимировича. При сеньорате мужчины-соискатели не получали никаких удельных владений в постоянное пользование. От слова совсем. То есть, у них не было ничего своего, почти, как у героя Андрея Миронова в старом советском фильме «Берегись автомобиля», помните фразу Папанова, «ты голодранец, у тебя ничего нет». Так вот, ее можно было смело адресовать сыновьям и внукам Ярослава Мудрого, лЕствичный принцип превратил их, нет, разумеется, не в бомжей. Скорее, в каких-то советских партийных секретарей средней руки, которые делали карьеру в партаппарате, перемещаясь из одного райкома в другой, а оттуда в горком, из горкома в обком, откуда, если крупно повезет, можно было, теоретически, попасть аж в Центральный комитет. В ЦК КПСС. Понятно, повторюсь, до заветного великокняжеского престола можно было просто не дожить, принимая в учет приличное количество соискателей мужского пола, семьи-то были большими. И, конечно, если, вас угораздило родиться младшеньким, как, к примеру, какого-нибудь Юрку Долгорукого, предполагаемого основателя мацквы, то, считайте, что не повезло... С другой стороны, в Средние века, когда войны случалось часто, жизнь не стоила ломанного гроша, прямо как в современной россии, а антибиотиков еще не изобрели…
Лев Гумилев утверждал, будто Ярослав Мудрый позаимствовал схему престолонаследия у хазар, которые, в свою очередь, почерпнули ее у тюркского каганата, где, таким образом, путем ротации представителей знати из рода Ашина, верхушка пыталась спаять воедино разношерстные кочевые племена, разбросанные по просторам Центральной Азии. Не знаю, быть может, Гумилев, як то кажуть у нас в Україні, дійсно мав рацію, поскольку, публика, от Киева и до какого-нибудь Мурома или Белозера, и в самом деле проживала сильно разная, и по части вероисповедания, и по части ментальности, да и с этнической стороны, в Руси - русы, в Новгороде - ильменские словене, а на Волго-Окских болотах - товарищи с Урала, и пойди ж ты их всех сплоти. Конечно, не стоило Руси залазить в гиблые земли, на мацковские болота, но, кто же знал, чем это обернется? Зато Ярослав Мудрый, отдавший предпочтение сеньйорату и отвергнувший европейский майорат, вполне мог руководствоваться негативным опытом потомков Карла Великого, распад империи франков відбувся относительно недавно. Фактически, у Ярослава Мудрого на глазах. Опять же, давайте признаем, у лЕствичной системы наследования имелось довольно много сильных сторон. И дело не в одном только отсутствии личной собственности. Ну вот, например. При сеньорате удельные князья, прямые потомки Ярослава Мудрого, перемещаясь из удела в удел, волей-неволей, приобретали административно-хозяйственный опыт, вникали в местные нюансы, иными словами, знакомились с неоглядной страной. Одновременно они расширяли свой кругозор, завязывали полезные контакты на местах, что, само по себе, было неплохо. При этом, надежды рано или поздно заполучить Киев, в качестве главного приза, по идее, должны были удерживать удельных князей от сепаратизма, а также попыток силового захвата власти. Или играешь по правилам, или, до побачення, остальные пайщики объединяются, и вышвыривают тебя. Это логично. Но это в теории. На практике…
Как это выглядело на практике, попробую показать на примере сыновей Ярослава Мудрого. Предполагалось, что после смерти старшего из братьев - Изяслава Ярославича, его место, то есть, престол Руси, разом с Киевом и обязанностями кагана, перейдет следующему по возрасту брату - Святославу Черниговскому, который с женой и дружинниками, переберется из Чернигова в Киев. Соответственно, Всеволод Переяславский переедет в Чернигов. Ну и так далее, по долгому списку, ибо семьи в ту пору, повторюсь, - были большими, куда там нынешним. После отъезда Всеволода Ярославича из Переяславля, туда надлежало вселиться Вячеславу Ярославичу Смоленскому, Игорь Ярославич - самый младшенький, переезжал из Владимира Волынского - в Смоленск. Старший сын новоиспеченного Киевского князя Изяслава Ярославича - Ярополк, получал место дяди Игоря на Волыни, его младший брат Святополк Изяславич занимал покинутый Ярополком Туров, а Мстислав Изяславич перебирался в нагретый Святополком Новгород. И, уверяю вас, мы с вами далеки до финала этого впечатляющего логистического меропрятия, ибо перечислили всего-то перемещения младших братьев нового Великого киевского князя, и его сыновей. Между тем, у остальных Ярославичей тоже имелись сыновья. Которые начинали движение по уделам вслед за своими старшими родственниками. Старший сын второго по старшинству Ярославича - Святослава - Глеб Святославич, при таких раскладах перебирался в Тмутаракань, следующий за ним, Роман Святославич, еще куда-то, если освобождался удел, или оставался в резерве. Дожидаться своего часа на скамейке запасных, если бы мы с вами наблюдали футбольный матч.
Надеюсь, я никого из вас не запутал. Не знаю, как в этой причудливой схеме порой не запутывались сами Ярославичи и их ближайшие потомки.
Как по мне, то, Ярослав Мудрый, в своем стремлении поиграть в царя Соломона, и никого не обидеть, все же слегка перемудрил. Или даже перехитрил сам себя, как выражался когда-то мой отец, ученый физик. Но, вышло, как вышло. И все согласились. И все приняли условия игры. Поэтому, я сразу, еще в заглавии, указал, что, на мой, безумовно, упереджений погляд, лЕствичная система наследования - была чисто нашим, украинским изобретением. И по духу, и по ментальности, и по месту рождения. Я бы сказал, это была выдающаяся попытка древних украинцев-русов воплотить на практике нашу излюбленную общенациональную идею, согласно которой каждый из нас - ну хотя бы немного сам себе гетман.
При этом, давайте отметим: на первых порах лЕствичная система вполне оправдала себя. По крайней мере, при жизни самих Ярославичей. Которые, судя по всему, были полны решимости воплотить отцовский замысел в жизнь. Они пошли даже дальше, учредив нечто, вроде коллегиального органа управления Русью, он вошел в историю как Триумвират Ярославичей.
И, повторюсь, для Руси настали далеко не худшие времена. Во-первых, Ярославичи обошлись без сокрушительных междуусобиц, которыми отметились старшие поколения условных Рюриковичей. Напротив, они занялись законотворчеством, и опубликовали обновленну. редацию «Руськой Правды», свода законов, известного, как «Правда Ярославичей». Кроме того, Ярославичи укрепили международный престиж Руси, отправив экспедиционный корпус на помощь Византийской империи, чтобы остановить победоносное продвижение сельджуков в Закавказье. Думаю, именно результатом этих усилий стало появление митрополитов сразу на двух епископских кафедрах важнейших после Киева центров Руси, Чернигова и Переяславля Руського, разумеется, через одну буковку «с». Еще, Ярославичам довелось заниматься укреплением южных рубежей Руси, над ними нависла новая грозная опасность - тюркоязычные кочевники - половцы, известные также как кыпчаки или татары. Борьбу с ними взял на себя младший из братьев, Всеволод Ярославич, что вполне логично. Его Переяславская земля самой первой попадала под удар. Кстати, в Руських летописях именно Переяславльское княжество иногда называли Украиной…
Наконец, Ярославичи выпустили из темницы своего престарелого дядюшку - Судислава Владимировича, которого упек за решетку еще их отец, Ярослав Мудрый, причем, до того, как они появились на свет. Правда, Ярославичи заставили дядю отречься от претензий на трон, после чего запроторили в монастырь, где бедолага и закончил свои дни. С другой стороны, монастырь находился в столице, на швабру там его никто не сажал, а, что мешало Ярославичам своего дядю просто удавить? Так и тянет сказать, отравить новичком? Но, они же этого не сделали…
Конец вполне успешному правлению Триумвиров положили кочевники половцы-кыпчаки, о которых я уже говорил. Многочисленная орда хана Шарукана вторглась в Русь. Армия Ярославичей потерпела сокрушительное поражение на речке Альта, в современной Киевской области Украины, на левом берегу Днепра. Это случилось в 1068 году, через 14 лет после смерти Ярослава Мудрого. Возмущенные киевляне обвинили в некомпетентности воеводу Изяслава Коснячку, (прям Косячку), доставшегося ему еще от отца. Подозреваю, що не без підстав, тобто, оснований. А, когда Изяслав попытался Коснячку отмазать, вместо того, чтобы, самое меньшее, отстранить, а, еще лучше, отдать под суд, кстати, это был бы грамотный пиар-ход, можно было легко свалить на воеводу вину, собрали Вече и потребовали раздать им оружие. Чтобы защищать свои семьи самим. Раз уж оказалось, что власть сама не способна. Вот она, ненька Україна, узнаете ее? Вот он, город Киев образца февраля 2022 года, когда на нас напала другая, гораздо более опасная московская орда. Правда, в отличие от Зеленского, Изяслав испугался и оружия не дал. Впрочем, возможно, киевские арсеналы были пустыми по вине «папередников», существует и такая версия. Или в Киеве вообще не было накоплено соответствующих запасов оружия, поскольку новую угрозу просто прогавили. Это ведь тоже похоже на нас, не так ли? Отказ выдать «зброю» на руки спровоцировал Майдан. Изяслав, запаниковав еще больше, сбежал, ускакал за помощью к польскому королю Болеславу 2, который приходился ему племянником через супругу, польскую принцессу Гертруду. Киевляне, в ярости от этой новой выходки князя, просто сместили его с поста. Йди звідси геть, сказали они ему. Вот только не знаю, кричал ли Изяслав киевлянам, «астанавитесь», и ломал ли шариковые ручки от злости, как незабвенный Виктор Федорович Януковощ. Даже если и ломал, то не подействовало. Не подействовало ни тогда, ни сейчас. Горожане выпустили из киевского Сизо двоюродного племянника Ярославичей, Всеслава Брячиславича Полоцкого, правнука Владимира Крестителя по линии его деда - Изяслава Владимировича. Приходившегося, соответственно, старшим братом Ярославу Мудрому и по отцу, Владимиру Святославичу, и по маме, Рогнеде Полоцкой. Надо сказать, эта ветвь Рюриковичей сидела на севере, в доставшемся им от матушки Полоцке, и довольствовалась малым, не вмешиваясь в киевские дела. Правда, при этом, не давала продыху Новгороду Ильменскому, где, по традиции, киевские каганы сажали наместниками своих сыновей. Собственно, Всеслав Брячиславич и угодил в тюрьму за то, что злодейски напал на Новгород и разграбил его, не пожалев даже Софийского собора, построенного самым старшим сыном Ярослава Мудрого - Владимиром Ярославичем. При этом, полоцкий беспредельщик и рейдер - слыл умелым полководцем. С пивом покатит, надо думать, решили киевляне, и провозгласили Всеслава Брячиславича Киевским князем. Кстати, что так и будет, низложенного князя Изяслава предупреждал его воевода Косячко. И, даже предлагал пленника убить. Разумеется, пока тот сидел в тюрьме. Но, Изяслав этого делать не стал. Не замарал рук в крови дальнего родственника. Значит, все же следовал завету отца. Давайте отметим и эту немаловажную деталь. Да, Изяслав испугался, это правда. Но, и андрофагом он тоже не стал.
Впрочем, неждано-негадано очутившийся на Киевском престоле Всеслав - вот у человека была дуга - из арестантов в каганы всея Руси - чаяний киевлян не оправдал. Справиться с половцами, пару недель безнаказно кошмарившими Русь, ему оказалось не под силу. Зато это сделали за него младшие триумвиры, Святослав и Всеволод Ярославичи, они собрали новое войско и таки разбили половцев в самом конце 1068 года на Черниговщине, у города Сновск. Это случилось незадого до того, как из-за границы с союзной польской армией вернулся их старший беглый брат Изяслав. Всеслав Полоцкий, сообразив, что ловить ему в Киеве больше нечего, удрал. Рванул на север, в родной Полоцк. Ну а оставшиеся с носом киевляне отправили послов к Всеволоду Ярославичу, чтобы заступился за них перед Изяславом, угрожая, в противном случае, оборонять Киев, сколько хватит сил, а затем, просто сжечь столицу Руси к чертям. Всеволод прислушался к киевлянам, за что они его, кстати, уважали, он был для киевского Вече своим, и потребовал у брата, чтобы забрал польскую армию из-под стен столицы. А, кроме того, дал гарантии, что не тронет участников майдана. Считается, Изяслав Ярославич слово дал, и нарушил его сразу по возвращении, казнив как минимум 70 человек. По меркам какого-нибудь мацковского упыря вроде Ивана Грозного или Иосифа Сталина, то был фактически вегетарианский поступок, какие-то там жалкие 70 горожан. Да советская власть убила в Новочеркаске гораздо больше простых советских людей, обычных рабочих, и что с того? И ничего, как с гуся вода. Но, Изяславу Ярославичу этого преступления не простили. Ни община Киева, ни младшие Ярославичи, по всей видимости, решив, что старший брат потерял берега. Через непродолжительный промежуток времени, они отстранили Изяслава от власти, и тот снова сбежал. Сначала в Польшу, оттуда в Германию, к императору Священной Римской империи, а затем, к самому папе Римскому, требуя восстановить его в попраных правах. Но, на этот раз, Запад отнесся к его воплям с прохладцей. Видимо, дипломатия младших Ярославичей - не дремала… Таким образом, Триумвират Ярославичей относительно бескровно превратился в Дуумвират…
Из всего выше сказанного следуют как минимум несколько важных выводов. Во-первых, Русь, в ту эпоху, была органической частью Западной Европы. Не Азии, не Орды. Изяслав-то, не к Си Цзиньпину на поклон побежал, и не к хану Джанибеку в Сарай на Итиле. Во-вторых, хотя, наверное, это даже важнее: в Руси тех времен никто не считал правителя земной реинкарнацией господа бога, на коленях перед ним не ползал, и на брюхе тоже, даже поклонов земных не бил. Это потому, что традиции народовластия у русов-украинцев - еще были сильны. Это уже потом их надолго искоренили ордынцы-московиты. А при Ярославичах народ имел право на восстание и, как мы сами видим, пользовался им. Был князь, начудил, поднялся Майдан, до трех не досчитали, и нету князя. Элита понимала свою уязвимость, и, соответственно, старалась соблюдать приличия, или, если хотите, баланс, поддерживая хорошие отношения и с городскими общинами, и с церковниками, которые тоже не имели обыкновения поддакивать царю, как попугаи или оберпоп гундяев. Ну вот, чтобы не быть голословным. Невзлюбил игумен Печерского монастыря Феодосий нового киевского князя Святослава Черниговского, поскольку посчитал его узурпатором, и хоть кол на голове теши. Чтобы умаслить Феодосия, Святославу пришлось заложить знаменитый Успенский собор. Тот самый, что через 1000 лет взорвали советские коммунисты, еще и обвинили в этом немцев. Но, князь Святослав Ярославич ни разу не был большевиком. Он играл по правилам. И ему строительство храма не сильно помогло…
Как вы догадываетесь, с отстранением Изяслава Ярославича произшла ротация удельных князей. И тут лЕствичная система дала первый серьезный сбой. Святослав Черниговский, как я уже сказал, перебрался в Киев, Всеволод Ярославич - в Чернигов, здесь все сработало идеально, как хорошие часы. А вот далее случились нюансы, причем, один неприятнее другого. Старшие сыновья свергнутого Изяслава Ярославича, Изяславичи - подались в бега разом с отцом. Они выехали в Германию. Вакантные места немедленно заняли сыновья новоиспеченного киевского князя - Святослава - Святославичи. В принципе, в лЕствичное право изначально был заложен механизм, как бы это выразиться, потери очереди на престол сыновьями и внуками того из братьев, кто покинул этот несоершенный мир, не успев сделаться Великим киевским князем. При таком драматическом для них раскладе, все они автоматически становились изгоями, то есть, изгнанниками. Сурово, конечно, но, что поделать, раз такие правила. Но, поскольку, Ярослав Мудрый, при всей своей прозорливости, не предусмотрел ситуации, когда его сыновья объявят прижизненный импичмент своему старшему брату, и Святославичи, и Изяславичи, оказались в исключительно щектливом положении. В том смысле, что одни заняли места других не в полном соответствии с законом. Было совершенно очевидно, что Изяславичи, при первом же удобном случае, попытаются взять реванш опробованным предками методом, то есть, путем вооруженной борьбы. Что и случилось, когда великий киевский князь Святослав Ярославич скоропостижно скончался на операционном столе, а низверженный им Изяслав Ярославич предпринял очередную попытку вернуть престол. Снова, при содействии польской армии. Всеволод Ярославич, самый младший из бывших Триумвиров, заполучивший Киевский трон автоматически, после внезапной кончины князя Святослава, добровольно уступил его Изяславу Ярославичу. Причем, снова, вопреки воле киевлян, которые умоляли его остаться, ибо Изяслава с давних пор - терпеть не могли. Всеволод не внял, решил не ссориться с братом, и вернулся в Чернигов, получив, в качестве благодарности от Изяслава - Переяславль. Этот важнейший населенный пункт Руси был закреплен за его старшим сыном Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Когда между старшими внуками Ярослава Мудрого, то есть, между кланами Изяславичей и Святославичей, вполне прогнозированно разразилась война, которую дед Ярослав так отчаянно хотел упредить, Всеволод Ярославич ухитрился остаться в стороне. Над схваткой. И, правильно сделал, первой же жертвой конфликта стал сам новоиспеченный киевский князь Изяслав, погибший в сражении с племянниками Святославичами на Нежатиной Ниве, под Черниговом. Не надо было Изяславу Ярославичу на старости лет возвращаться из Западной Европы. Сидел бы у Папы Римского в гостях, как у бога за пазухой, еще бы пожил… Верховная власть снова, только теперь уже надолго, сосредоточилась в руках Всеволода Ярославича, 5-го сына Ярослава Мудрого и, если верить летописям, его любимца. Которого, к слову, родители, Ярослав и Ингигерда, пока был юным, держали при себе, стараясь не отпускать в удаленные от Руси территории. Вроде того же Ростова с Суждалем…
Наверное, Всеволода Ярославича родители любили недаром. Он был разумным и образованным молодым человеком. И вырос в соответствующего правителя, став, пожалуй, ничуть не хуже своего отца, Ярослава Мудрого. Он принимал взвешенные решения, без острой необходимости, старался не нагнетать, крови понапрасну никому не пускал, наоборот, искал компромиссы, и как правило, их находил, предпочитая действовать убеждением и мягкой силой, без грубого давления и насилия. И когда выстраивал отношения с младшими родственниками, со своими племянниками и внучатыми племянниками, томящимися в очереди на унаследование уделов. И когда компенсировал потери изгоям, чтобы не мутили воду. И когда договаривался с киевской Горой, то есть, с эстеблишментом Древней Руси. А еще, с влиятельными церковными экзархами. А еще с богачами - держателями капиталов. И, когда добивался благосклонности киевлян, с которыми, тоже надлежало держать ухо востро. С Вечевой общиной следовало заключить общественный договор. И, желательно, его впоследствии, не нарушать. И, уж тем более, в него не сморкаться. Чтобы не получить хорошего пинка под зад. Как дважды случилось с его предшественником и старшим братом - Изяславом. Именно таким образом Всеволод Ярославич себя и вел, постепенно, шаг за шагом, распространяя свое влияние на всю страну. Не даром же он стал первым киевским князем, носившим титул правителя Всея Руси. Однако, как вы уже наверняка догадались, этот почетный титул не делал его ни Чингсханом, ни Мао, ни Пол Потом, ни товарищем Сталиным. Никому и в голову не приходило ползать перед Всеволодом Ярославичем на брюхе, или вылизывать его сафьяновые сапоги. И вовсе не потому, что Всеволод Ярославич наверняка не оценил бы. Так было не принято в Древней Руси тогда, и так не принято в Украине-Руси сейчас. Ну не обожествляли наши предки своих правителей. Да и как им было их обожествлять, даже при сильном желании, если правители эти, по лЕствичному праву, меняли друг дружку, как какие-то расходные материалы в лазерном принтере. Какая уж при таких порядках сакральность… Не больше, чем у современных украинских президентов. Или у других высокопоставленных западноевропейских политиков, которых воспринимают как чиновников. И, не более того… Был Джонсон, нету Джонсона, был Моравецкий, и не стало Моравецкого. В голову никому не прийдет вопить, о боже, нету Моравецкого - нету Польши. Ну это же бред для всех, за исключением россиян и северокорейцев…
Выше я назвал лЕствичное право, которому следовали Ярославичи - чисто нашим, украинским изобретением. Явившимся реальным воплощением подсознательного стремления каждого украинца хотя бы немного быть гетманом. Хотя бы, для самого себя. Понятно, простым киевлянам во времена Ярославичей, не светило сидеть на великокняжеском престоле, любуясь через окошко Днепром, а в хорошую погоду - Десной. Но, они еще помнили те времена, когда община, через народое собрание, сильно ограничивала власть вождей. И, они не собирались от этого отказываться. Им не нужен был царь для счастья, чтобы дарил шубы или порол, смотря по обстоятельствам. Ибо они не считали себя холопами. Они бы сильно обиделись, если бы кто-то их так назвал. И, они бы еще больше удивились, узнав, что в 21 столетии, на сопредельных территориях, некогда входивших в зону влияния Руси, люди будут добровольно становиться холопами. Хуже того, что они станут гордиться своим холопством. Буквально на днях, на канале Романа Цимбалюка, видел фрагменты встречи Путина с российскими сиротами и вдовами, которых этот мерзкий кровавый упырь и сделал ими, сиротами и вдовами, когда отправил их отцов и мужей убивать украинцев. И те убивали, пока их заслуженно не убили самих. Я бы еще понял, если бы на так называемую россию напали. Но, так называемая россия напала сама. Напала подло, исподтишка, без объявления войны. И вот, сидит этот гнусный старый маньяк, довольный, как насосавшийся чужой крови клоп, и с ухмылкой рассказывает своим рабам про семейное счастье, которое сам же у них забрал. Знаете, друзья, это какой-то сюр. Я понимаю, фашистская россия - не та страна, где можно взять, да и плюнуть в лоснящуюся рожу Путина, ибо, это самое меньшее, чего он заслуживает. Перед тем, как его повесят. Но, смотреть на серийного убийцу отца и мужа влажными от верноподданического обожания глазами… Это даже не рабство, это что-то похуже. Я, разумеется, читал много лет назад «1984» Оруэлла. Но, не ожидал, что увижу столь безукоризненную экранизацию в исполнении ста сорока миллионов добровольных рабов. Не могу ничего подобного представить себе у нас в Украине. Коррупцию - запросто. Безответственность - да. Предательство, шкурничество, воровство и еще много чего, что нас разумеется, нисколько не красит. Но, паталогическое рабское блядство россиян…
Так что, спасибо Ярославичам за лЕствичное право. Понятно, напрямую, оно не коснулось никого из нас, по вполне понятным причинам. Но, видимо, что-то такое укоренилось в украинцах-русах с тех пор, на уровне поведенческих архетипов, послужив нам прививкой от позорной привычки унижаться перед властью, столь характерной для наших соседей - московитов. Верноподданические настроения - это точно не к нам, причем, вне зависимости от того, кто бы не олицетворял эту самую власть на данный конкретный исторический момент, свои князья со Старокиевской горы, вроде Изяслава Ярославича, или самозванец Боголюбский с мокшанских болот. Абсолютно чуждые московские Романовы, интернациональные советские генсеки из Кремля, или наши, доморощенные президенты с Банковой, которых у нас не ругают, разве что немые, и то, если им руки хорошенько связать…
В общем, лЕствичное право, как это ни странно, оказалось удивительным и, в равной степени, судьбоносным изобретением наших пращуров. Древних укров, как выражается Рома Цимбалюк. О том, как это ноу-хау отразилось на судьбе Украины-Руси, и к какому хтоническому мраку в итоге привело, я расскажу вам в следующей части нашей истории.
А пока все. Подписывайтесь на канал, при желании, жмите на колокольчик, за бажанням, знов таки. Бажаю здоров’я всім, хто сьогодні стоїть на боці Світла і Неньки України. І, в першу чергу, нашим хоробрим захисницям і захисникам. І всім іншим українцям, зрозуміло, теж, нам всім на голови сьогодні летять ракети, дрони, бомби, і інше кацапське лайно, яким вони намагаються нас скалечити і вбити. Але, в них не вийде нас перемогти.
До побачення, шановні друзі, бережить себе.