Андрей Радзюкевич о Каменном городе, Капитолии им. Иса Кия и Монферране

Jul 31, 2013 12:00


Пишу всем сразу несколько мыслей и соображений, хотя это больше нацелено на 30-летие нашего выпуска и встречу в Новосибирске 6 августа.

Лёня Малышев меня просил записать обычную мою по таким случаям речь на видео, что я ещё успеваю сделать, выложив видео в файлообменник для скачивания или даже прямо для просмотра. Но пока не хочется. На этот раз лень, душа не лежит, центр тяжести смещается и тянет тело в горизонтальное положение (так Витя Уланов говаривал) между ночными сменами, коих сейчас 11 подряд без перерыва.



Пишу это сидя в «Эппле» в молле в Белвью, о котором уже писал с фотографиями. Рядом работает очередная бригада отделочников, устраняя последние следы потопа 26 июня. Был такой. Вода лилась сверху откуда-то из стены. Я как раз его застал. Потом фотографировал процесс сушки вентиляторами. Может, дойдёт очередь и до этих фотографий.

Это к слову. Вместо моего видео не могли бы вы, те, кто будет на встрече, организовать постоянный Скайп, чтобы я на вас посмотрел и сказал чего? Сделать это сейчас легче лёгкого. Подумайте, пожалуйста. Если кого-то беспокоит идеологическая сторона, то я не буду хвалить Америку, только ругать и сильно. Честное слово. Я уже и слова ругательные подобрал. Доля шутки здесь 100 процентов.

Прямая линия не помешала бы. Но это не обязательно. Чтобы мне хотелось сделать, так это побывать у вас и немного рассказать, как строят и ремонтируют американцы. Про детали, которые иначе не узнать. Сначала мне для сравнения нужно посмотреть, как изменилась организация строительства в России. Скорее всего, мои наблюдения никому не интересны, но, тем не менее, некоторые отдельные организационные приёмы можно было бы применить в России, наверное.

Лёня осенью просил меня подумать, что есть американская архитектура. Я совсем немного самые первые мысли записал в ЖЖ. Остальное тоже лучше на словах - лень писать. К тому же между писанием я иногда работаю всё-таки. Для писаний нужны условия и зарплата, чтобы я выдавал что-то к срокам. А как увлечение меня архитектура совсем не занимает. Только старинная фортификационная и дворцовая. А с такой здесь плохо.

Про быстрое проектирование, применявшееся в фирме Линдал, тоже мог бы рассказать в деталях. С нуля через эскизную стадию на рабочую документацию маленького дома, который больше маленького российского, у меня уходила неделя-две. Это на дома по образцам из альбома, но с большими индивидуальными изменениями и индивидуальной конструктивной начинкой. Индивидуальный дом с нуля мог занять месяц-полтора. За неполные 3 года я их 64 штуки вычертил. Все расчёты тоже делали мы сами в программах, если нагрузки не превышали определённого значения, и не требовалась печать инженерной фирмы. Несколько файлов и распечаток моих чертежей есть у Андрея Радзюкевича в НГАХА.

Кстати, про статьи Андрея. Кстати потому, что в связи с ними удобно высказать несколько размышлизмов. Общий список статей по этой ссылке: Радзюкевич Андрей Владиславович.

Очень правильна статья Примитивное культурное вредительство. Цитата:

«стремление к столичности ... порочный подход. По нашей ментальности получается, что в столице люди лучше, их и кормят лучше, и финансово обеспечивают лучше.
А все остальные как бы хуже. Нельзя сказать, что какой-то город лучше другого. Они все примерно одинаковые. А у нас привыкли всех строить в одну шеренгу по иерархическим уровням. Менталитет такой.
Есть ли у Новосибирска архитектурное лицо?
Скорее, гримаса. Пегая такая ( ...) то, что в настоящее время делают, это не архитектура. Это строительный бизнес. И подпись архитектора на проектах является на нем неким декоративным фиговым листочком.
Как можно определить архитектурный стиль Новосибирска?
Это даже не эклектика, а мешанина. Винегрет. Эклектика - это когда человек старается объединить в нечто целое разные стили. А когда стоит оперный, а за ним строятся некие огромные коммерческие объекты, стилистически не имеющие никакого отношения к стилистике оперного, то получается примитивное культурное вредительство. Я бы назвал сегодняшний стиль Новосибирска стилем постмодЫрнизма, от слова «дырка». То есть в городской застройке отыскивается дырка, производится ее юридический захват и на месте этой дырки лихорадочно быстро клепается максимально возможное количество квадратных метров. Есть еще одно подходящее название - какофония.
Можете ли вы привести примеры объектов архитектуры, а не строительного бизнеса, которые были воплощены за последнее время?
... система конвейерного клепания сверхдоходных квадратных метров может изменить хоть кого: есть у тебя вкус и внутренняя культура или нет - неважно. Большие деньги перешибают все. У нас есть хорошие архитекторы, но, как говорится, в котле с горячей водой нет холодного места: они в эту систему попали, и она их переработала».

Про Новосибирск это расхожее мнение среди архитекторов, а не делается ничего. Лёня меня просил в видео осветить, что привело меня в архитектуру. Только не новосибирская архитектура. Я добрый человек в душе, людям добра желаю. Про такую архитектуру я так скажу: чтоб она сдохла. Чтобы людям было хорошо, нужно, чтобы её такой не было. Я ей и не занимаюсь.

Дух диктатуры, наверное, из России ещё не выветрился. Это тот самый случай, когда она нужна и полезна. Ни одного кирпича чтобы было нельзя положить без разрешения архитектора. И чтобы рядом стоял некий виртуальный комиссар с виртуальным маузером или наганом и совал его в ноздрю застройщикам и строителям. Почему в старинных городах такое единство стилей? В Каменном городе, например, который на чаромутном наречии называется Петербургом (не путать с флоридским).

Вот и про Каменный город Андрей высказался: Заметки по поводу пропорций и размеров Исаакиевского собора. Цитата:

«Содержание текстов альбомов вызывает бесконечное уважение к Монферрану как к мастеру и личности. Например, вот что он пишет о рабочих:

"Для достижения благоприятных результатов работы я всегда считал необходимым условием тесное знакомство с рабочими ... высокие моральные качества, редко встречающиеся у других людей. Это - честность, смелость, настойчивость, незаурядная сообразительность и быстрота выполнения. Причем каждая профессия распространялась на целую область и поставлялись рабочие только этой профессии: так, большинство каменщиков были из Ярославской губернии, плотники из Костромской, тесальщики гранита и мраморщики из Олонецкой, резчики камня из Путилова (...)

Рабочие эти в большинстве рослые, крепкого сложения, доброго, открытого нрава, за который быстро к ним привязываешься и начинаешь любить. В течение всего периода оторванности от семьи они живут группами по 15-20 человек и вносят каждый в общий котел равную долю ежемесячно (...) Одежда их в теплое время года состоит из простой широкой блузы, застегивающейся на левом плече; делается она из бумажной полосатой ткани и почти всегда бывает либо красного, либо синего цвета. Штаны широкие, короткие, с поясом, затянутом на бедрах, и обувь наподобие сандалей довершает этот простой и красивый наряд. Волосы они подстригают ровно вокруг головы, несколько выше над ушами и с вырезом на лбу. Во время жары иные имеют обыкновение подвязывать волосы простым шнуром, проходящим по лбу и завязывающимся на затылке. Ничто не может так удачно гармонировать с этим костюмом, как подобная прическа, образцы этого костюма и прически мы видим среди прекрасных скульптур на колонне Траяна (...) По окончании срока работ он возвращается в семью, принося плоды своих трудов, которые идут на покупку домика и клочка земли, чтобы создать семье безбедное существование".

"Пища их доброкачественная и здорова, состоит главным образом из различных каш, свежего мяса, капусты рыбы. Из напитков они употребляют настойку на ячменном брожении. Мне неоднократно доводилось принимать участие в их трапезе, и, при знаюсь, редко где едал лучший суп с таким вкусным мясом..".

Каменщики из Ярославской губернии, типажи изображены на колонне Траяна, как некие «римляне». Не как даки-дачи, я надеюсь. По-румынски «дачи». Неоднократно писалось на форумах, что это земля «дач» - поместий для ветеранов или ещё кого. Названа по-русски.

Рядом Константинополь, типа царь-град, про который основной шум в новой хронологии. Недавно я выложил несколько заметок в ЖЖ об укрепления Константинополя и кратко о некоторых страницах истории. А потом возникло ощущение, что я превосходно знаю место, хотя там не был. Я изображал что-то подобное на своих картинках в 80-е. Я немного писал о них в старом ЖЖ: типа «жреческие» воины на с вершины холмов смотрят на другой берег, а внизу на лазурной поверхности моря сотни кораблей ровными рядами. На воинах бронзовые броники и «жреческие» шапки, как у Добрыни.

Я хотел изображать виртуальное Саламинское сражение по-холливудски, но, скорее всего, у меня выходил именно Босфор в не очень недавнем прошлом. Даже бронзовых пушек ещё не было. Воны есть, войны нет, кораблей много, они изящнее своих современных интерпретаций. Люди более утончённые и развитые, чем сейчас. Босфор был или хеттским, кетским, готтским, кетайским, катайским (от слова катать). Не русским, то есть речным, а скифским - морским.

Когда потеряли город-крепость «Из-стана-быка (була)»? Окончательно в реальную, а не виртуальную Крымскую войну? А предварительно? Когда произошла латинизация-романизация «дач»-румынов? Почему и когда первоначальная белокаменная высокотехнологичная кладка укреплений Царь-града стала руинами?

Что ещё по Каменному городу и Монферрану:

«Альбомы Монферрана это исключительно важный памятник русской проектной и художественной культуры. То, что они до сих пор не переизданы с переводом на русский язык вызывает у меня полное недоумение. Доступность сохранившихся экземпляров альбомов даже для исследователей в библиотеках и музеях сведена к предельному минимуму. Хорошо, что РНБ выставила их в открытом доступе в интернете. Однако и здесь нашлось много ложек дегтя. На каждой странице альбомов Монферрана проставлены огромные «водяные» штампы, сильно затрудняющие восприятие чертежей и рисунков» (...)

... авторские чертежи пояснения самого Монферрана и отчет строительной комиссии, фиксировавшей размеры чуть ли ни всех элементов Исаакия. Похоже, что по любому другому архитектурному объекту России 19-го века невозможно найти такого большого количества информации. Даже по строительству храма Христа Спасителя в Москве. Однако, предварительный анализ документов показывает их некоторую внутреннюю противоречивость и неточность(...)

Осложняет проблему то обстоятельство, что по Исаакиевскому собору нет никаких обмерных материалов, которые могли бы много дать в проверке документальных данных. Какие-либо попытки что-то измерить в наши дни неизменно заканчиваются объяснениями с охраной и полиционерами. Исследователи довольствуются только арифметическим переводом размеров из старорусской системы в метрическую без какого либо архитектуроведческого анализа размеров и, что очень важно, пропорций.

Картинки и описания Монферрана свидетельствуют о том, что самое важное осталось за кадром. Благостные изображения сезонных рабочих не соответствуют смертности при строительстве. Это временные строительные рабочие, хорошие профессионалы, но не они клепали «ракеты, как сосиски». Нет, не ракеты, а эти - как раз колонны. И уж тем более не литьё делали. Может, они собирали готовые элементы и даже устанавливали колонны. Поточное высокотехнологичное производство колонн и готовых архитектурных элементов из истории вытерто. Литьё убрать было нельзя, поэтому в истории остался какой-то кустарный заводик, да и тот чуть ли не шведский.

Сейчас этим задурить уже нельзя, я надеюсь. Где оно всё? Вчера на форумах попались комментарии, что, якобы, при случайных раскопах в строительных котлованах в Каменном городе и Первопрестольной чего-то иного, чем положено, людей оттуда удаляют, и кто-то допущенный до археологических секретов аккуратно заливает всё бетоном. Может, врут на форумах.

Вот ещё статья: Реконструкция логики формообразования римского Пантеона. Про Пантеон вопросов столько же. Что это? Может, и не храм вовсе. Когда построен и почему до сих пор не рассыпался? Из «римского» бетона построен. Как купол рассчитывали? Сколько было проектной документации? Гусиными перьями чертили или углём? На пергаменте или папирусе? Или свинцовыми иголками на восковых дощечках? Или на бересте. Вопросы то крайне простые и самые предварительные.

В статье Пропорционально-метрологические особенности храма Александра Невского в Новониколаевске (Новосибирске) Андрей описал лазерное сканирование.

Я немного описывал в ЖЖ в рубрике фантазий про лунатиков иные технологии, идеи которых сами приходили ко мне на ум в Новосибирске в 80-е. Много места в них занимали некие технологии как раз сканирования. Например, встретился в космосе неизвестный объект разумного размера - много меньше Луны. Если внутри никого нет, может, нехорошие враги уже не дожили до светлого будущего или доживают в сытости в другом месте, объект сканируется снаружи и изнутри объёмно вплоть до строения материи, и таким образом легко выявляется, как он устроен и работает. Если нужно, его при этом можно дематериализовать, растворить обратно в мировой эфир. Если, конечно, мир устроен в пределах такой парадигмы.

Написать об этом фантастическую книгу пока лень.

Ещё статья: Опыт учебного проектирования бионического объекта с использованием расчетно-конструкторской программы «SCAD Оffis» (полностью здесь). Цитата:

«Опыт зарубежных стран, показывает, что бионические решения можно использовать не только как декорации, но и как практически полноценно функционирующую архитектурную систему. Однако, сегодня в России эта тенденция почти полностью отсутствует, так как с прекращением работы лаборатории Ю.С. Лебедева (в 1990 году), все исследования в сфере архитектурной бионики были прекращены. Это повлияло на сферу архитектурного образования в России, и привело к тому, что актуальной стала проблема разрыва между композиционно - художественной и технической сферами проектирования. При проектировании объектов, студенты в первую очередь ориентируются на нормативные, функциональные и композиционно-художественные факторы. Конструктивный фактор также считается очень важным, однако из-за высокой сложности конструктивных расчетов, студенты вынуждены использовать только простейшие типовые конструктивные решения».

В Новосибирске я говорил про свои сны о бионических формах в архитектуре, и что за ними будущее. Немного писал об этом в ЖЖ. Пытался зарисовывать формы из сновидений и не смог передать логику и изящество. В тех снах некое начало знаний указывалось в «Византии», то есть скифско-готтско-хеттско-кетайском Царь-граде на Босфоре. Также похоже, что частично места из снов были в районе Казанского кремля. А может, Ярославского, но его сейчас нет.

Про колонны и другое не менее полезное говорится в статье Виртуальное моделирование физических процессов как новый инструментарий архитектурного формообразования.

Напоследок приведу фотографии колонн Баальбека из этого поста Андрея Степаненко:




О Баальбеке у него же написано здесь и здесь. Нам показывают этот относительно свежий по историческим меркам бетон, только то, что похоже на монолиты. Кстати, русское слово и означает «литой». Не обязательно излившийся в виде лавы из земных недр. Допустим, это недавняя реконструкция, скажем, французов. А остальное?

И в конце ссылка, присланную местным эмигрантом-моряком, о котором я не раз писал, Евгением Лунёвым, на мультимедийное шоу "Алые паруса" в Санкт-Петербурге в конце июня в честь бала выпускников: здесь. Фейерверк большой, красивый. В 2008-м я похожий смотрел. У фото-графини ещё много интересного здесь. Особенно хорошо, не как у меня, сняты самолёты здесь.

Летом в Рунете проскакивали идеи о некоем раскрытии чего-то в России, переменах осенью. Что-то интересное может начать происходить в августе, мне представляется. Новый «чёрный август», всё-таки. А может и не начать.

Пусть оно всё будет хорошо!

Борис Ярославцев

31 июля 2013 года

Bellevue, WA

Баальбек, Пантеон, Царь-град, Монферран, капитолий, НИСИ, Лёня Малышев, Босфор, архитектурный факультет, Каменный город, Новосибирск, Андрей Радзюкевич, архитектура, НГАХА

Previous post Next post
Up