История олимпийских скандалов. Вторая половина XX века

Feb 08, 2014 20:16


От Шамони до Ванкувера. 90 лет зимних олимпийских скандалов.
Часть вторая из трёх. Вторая половина XX века, 1948 - 1988 годы

РАПСИ продолжает рассказывать о скандалах, трагедиях и курьезах, произошедших за 90 лет истории Зимних Олимпийских игр. Вторая часть нашего повествования охватывает вторую половину двадцатого века - период с 1948 по 1988 годы. ©
Другие части1948, Санкт-Мориц (Швейцария) / Две сборных США

В середине века Олимпийские игры по понятным причинам не проводились двенадцать лет. Пятая Белая Олимпиада прошла в 1948 году, ровно два десятилетия спустя вернувшись в швейцарский Санкт-Мориц.

Главный скандал Игр случился еще до их открытия, и связан он был с хоккейной сборной США. Точнее сборными - в составе американской делегации приехало сразу две команды. Одна из них была собрана Любительским атлетическим союзом (AAU) и Олимпийским комитетом США, вторая - Ассоциацией любительского хоккея (AHA) и Международным союзом хоккея на льду (LIHG). Причина, по которой такое стало возможным, была в разделении полномочий организаций, представивших разные команды: дело в том, что AAU отвечала за состав американской делегации на Играх в целом, а LIHG была ответственной за утверждение составов именно хоккейных олимпийских команд.



Хоккейный матч на Зимних олимпийских играх 1948 года // Международный олимпийский комитет
Другой важный момент касался уже непосредственно состава команды, собранной AHA - ей было разрешено набирать в состав профессиональных хоккеистов, что противоречило действовавшей на тот момент редакции Олимпийской хартии (запрет на участие профессионалов в олимпийских соревнованиях был отменен лишь в 1981 году). Сборная же, собранная AAU, была полностью любительской, поэтому имела полное право рассчитывать на участие в олимпийском турнире. К началу Игр представители Международного союза и Олимпийского комитета договориться не смогли, поэтому в Швейцарию прилетело сразу две сборных США по хоккею.

Ситуация вылилась в напряженное противостояние между президентом Олимпийского комитета США Эвери Брендеджем, Международным олимпийским комитетом (МОК), Международным союзом хоккеистов и оргкомитетом Игр. МОК, который нес ответственность за проведение Игр в целом, поначалу принял решение не допустить к участию обе команды, чем вызвал ярость руководства LIHG, пригрозившего бойкотировать Олимпийские игры, оставив ее без хоккейного турнира. Компромисс был найден местным оргкомитетом: он позволил играть профессионалам, любители же в утешение получили право участвовать в церемонии открытия Игр.

Окончательно проблема была решена следующим образом - команда AHA участвовала в турнире, результаты игр с ней учитывались, однако сама она выступала вне зачета, потеряв возможность не только завоевать медали, но и вообще официально занять хоть какое-то место.

Американцы провели на турнире восемь игр и выиграли пять из них, уступив занявшим первых три места Канаде, Чехословакии и Швейцарии. Если бы не дисквалификация, в итоговой таблице сборная США оказалась бы четвертой.

1964, Инсбрук (Австрия) / Первая смерть

Следующие двенадцать лет прошли спокойно. Игры 1964 года, проходившие в австрийском Тироле, также обошлись без скандалов, однако были омрачены первыми смертями в истории Белых Олимпиад.

23 января, за шесть дней до открытия Игр, во время одного из тренировочных заездов погиб британский саночник польского происхождения Казимир Кай-Скржепски - бывший пилот Королевских военно-воздушных сил Великобритании не справился с управлением санями, которые вылетели за пределы желоба. Таким образом было омрачено появление санного спорта в официальной олимпийской программе - дебют этой дисциплины должен был состояться четырьмя годами ранее в американском Скво-Вэлли, однако организаторы тех Игр не сумели подготовить для саночников трассу.

Спустя два дня вылетев во время спуска с трассы и врезавшись в дерево, погиб 19-летний горнолыжник из Австралии Росс Милн. Две смерти за трое суток заставили организаторов Игр усилить меры безопасности - на саночной трассе были добавлены дополнительные борта, препятствовавшие вылету спортсменов, а стволы всех деревьев на горнолыжной трассе были обмотаны соломой.

При этом самим горнолыжникам по-прежнему было разрешено выступать без шлемов.



Церемония открытия Зимних Олимпийских игр 1964 года // Международный олимпийский комитет
1968, Гренобль (Франция) / Скандал с горнолыжным золотом

Уроженец Австрии Карл Шранц - один из самых известных горнолыжников в истории. За 14 лет своей карьеры он трижды становился чемпионом мира, дважды - обладателем Кубка мира, в общей сложности одержав победы на двенадцати его этапах, но так и не сумел добиться успеха на Олимпиадах.

Единственное свое олимпийское серебро Шранц выиграл на родине - в Инсбруке-1964. Добиться успеха на первой своей Олимпиаде, в 1960 году, ему помешала травма, на последней - в 1972-м - персональный спонсорский контракт, лишивший его любительского статуса и приведший к дисквалификации. В 1968 году, во французском Гренобле, потенциального золота его лишили судьи - эта история до сих пор остается одной из самых скандальных в олимпийской истории.

Соревнования горнолыжников завершались в предпоследний день Игр, 17 февраля, мужским слаломом. Главными претендентами на победу считались Шранц и француз Жан-Клод Килли, уже взявший на домашней трассе два золота.

Спортсменам предстояло дважды проехать со спуска - после первой попытки лидерство захватил Шранц. По правилам соревнований лидер после первой попытки во второй выступал последним. К выходу Шранца на трассу лидерство по сумме двух спусков ожидаемо захватил Килли - чтобы завоевать золото, Шранцу было необходимо проехать с лучшим временем. Однако закончить спуск австрийцу не удалось - на трассе неожиданно появился человек в черном, позже оказавшийся одним из организаторов соревнований. Шранц не сумел закончить свой спуск, попросил судей дать ему еще одну попытку и получил разрешение.

Далее произошло удивительное - Шранц проезжает повторный спуск с лучшим результатом, занимает первое место и немедленно получает дисквалификацию за пропущенные во время слалома на трассе ворота.

Удивительное заключалось в том, что ворота были пропущены им в самом начале первого спуска, который он не сумел закончить из-за выбежавшего на трассу человека. Несмотря на очевидную абсурдность судейского решения, оспорить его не удалось. Француз Килли стал абсолютным триумфатором домашней Олимпиады.



Карл Шранц // AFP
1972, Саппоро (Япония) / Охота на профессионалов и первый допинг

Шранц, как упоминалось выше, попал в неприятную историю и в 1972 году - в этот год зимние Игры впервые проводились в Азии, в японском Саппоро. Перед началом Олимпиады обострились отношения между спортсменами, федерациями и Международным олимпийским комитетом (МОК), который продолжал настаивать на том, что Олимпийские игры - это форум любительского спорта, продолжая при этом зарабатывать все большие деньги с каждой новой Олимпиадой, прежде всего от продажи прав на телетрансляции.

Перед началом игр президент МОК - им по-прежнему был американец Эвери Брендедж - предложил дисквалифицировать около полусотни спортсменов, имевших персональные спонсорские контракты, однако ограничился дисквалификацией все того же Шранца, имевшего на руках годовой контракт в 50 тысяч долларов. Брендедж называл австрийца "ходячей рекламой".

Ситуация подогревалась требованиями канадцев - устав от поражений на хоккейных турнирах (выиграв семь первых Олимпиад, следующие четыре они проиграли - трижды сборной СССР и один раз американцам), родоначальники хоккея потребовали разрешить выступление на Играх в Саппоро профессионалам из Национальной хоккейной лиги, мотивируя это справедливым, в общем-то, замечанием о том, что их главные соперники - советские хоккеисты - лишь формально считаются любителями, на деле получая за игру в хоккей зарплату.

Получив категорический отказ от руководства МОК, канадцы бойкотировали хоккейный турнир Олимпиады. Первые три места поделили сборные СССР, США и Чехословакии.

На хоккейном же турнире впервые в истории Белых Олимпиад был зафиксирован первый случай применения допинга - положительный результат теста на эфедрин показала проба одного из лидеров сборной ФРГ Алоиза Шлодера.

image Click to view


Обзор решающего матча хоккейного турнира в Саппоро - Советский союз против Чехословакии
1976, Инсбрук (Австрия) / Отказ Денвера

12 мая 1970 года столицей XII Зимних Олимпийских игр, которые должны были пройти через шесть лет, был выбран американский город Денвер. Но побыть олимпийской столицей столице штата Колорадо так и не удалось - 7 ноября 1972 года его жители, возмущенные трехкратным ростом расходов на на проведение Игр, а также негативным их воздействием на экологию региона, отказали городским властям в выделении очередных пяти миллионов долларов на организацию соревнований. Спустя восемь дней Денвер официально отказался от проведения у себя Зимней Олимпиады-1976. Подобного в истории олимпийского движения не случалось ни до, ни после.

Международный олимпийский комитет предложил провести Игры канадскому городку Уистлер, однако его власти также отказались, заявив, что больше в этом не заинтересованы. Следом за этим свои услуги предложил еще один американский город - мормонский Солт-Лейк-Сити. Однако еще не оправившийся толком от отказа Денвера МОК решил не рисковать с Америкой еще раз и отдал право на проведение Игр австрийскому Инсбруку, сохранившему всю инфраструктуру с Игр 1964 года. Солт-Лейк-Сити же получит в итоге свою Зимнюю Олимпиаду, но лишь в 2002 году.

Сами Игры прошли в целом спокойно, если не считать очередных неприятных историй с допингом. Снова попался хоккеист - в пробе капитана сборной Чехословакии Франтишека Поспишила был обнаружен кодеин.

Организаторы наказали не отдельного игрока, а всю команду, присудив чехословакам поражение со счетом 0:1 в матче с поляками (на самом деле игра закончилась победой сборной ЧССР 7:1). Впрочем, это решение никак не повлияло на итоговую таблицу - Чехословакия в любом случае получила бы серебро.



Галина Кулакова на Играх в Саппоро // Дмитрий Донской, РИА Новости
В первый раз в истории зимних Игр на допинге попался представитель Советского союза - знаменитая лыжница Галина Кулакова, абсолютная чемпионка Игр в Саппоро, имевшая на тот момент уже пять олимпийских наград, в том числе три золотые.

Сама Кулакова вспоминала, что перед первой гонкой - пятикилометровым спринтом - она сильно простудилась и обратилась за помощью к врачу сборной. Тот посоветовал закапать эфедрин, входивший в список запрещенных препаратов. Кулакова последовала совету, пробежала гонку третьей и, разумеется, сдала положительную допинг-пробу уже после ее окончания.

К счастью для Кулаковой, тогда еще действовали сверхгуманные по нынешним временам меры наказаний за употребление допинга. Спортсменку всего лишь лишили бронзы и, более того, ей разрешили участвовать в следующих гонках. Итог - четвертое за карьеру олимпийское золото на 10-километровой дистанции и еще одна бронза в эстафете.

1988, Калгари (Канада) / Канадские доллары

В 1980 и 1984 годах устроителям Зимних Олимпиад (а они сначала вернулись в американский Лейк-Плэсид, а потом переехали на Балканы, в югославское Сараево) повезло - Игры прошли спокойно, без крупных неприятностей. Как, впрочем, и пятнадцатая уже по счету Белая Олимпиада, соревнования которой состоялись в феврале 1988 года в Калгари. Единственный, пожалуй, неприятный эпизод канадских Игр был связан с мошенником Джеймсом Макгрегором, попытавшимся заработать пару лишних долларов на продаже олимпийских билетов.

Все началось еще летом 1986 года, когда некоторые из жителей Соединенных штатов, пытавшиеся заказать билеты на олимпийские соревнования через туристическое бюро Калгари или Олимпийский оргкомитет, получили по почте формы заявок на предварительный заказ билетов на Игры с требованием предоплаты, причем исключительно в американских долларах. Надо заметить, что эти отправителем этих писем (а всего их было разослано около восьми тысяч) была фирма из Калгари под названием World Ticket, Inc. (WTI).

После того, как некоторые из получателей писем обратились в оргкомитет Игр с требованием разобраться, началось расследование, которое установило, что 99 процентов акций WTI принадлежало 37-летнему Джеймсу Макгрегору, который параллельно абсолютно официально занимался продажей билетов на Игры - этот факт заметно ударил по репутации оргкомитета. Местная пресса сообщала также, что жена и брат Макгрегора занимали в WTI директорские должности.

Заставляя покупателей платить в американских долларах за билеты с номиналом в канадских, Макгрегор планировал зарабатывать на разнице в курсах двух валют - на тот момент она составляла до 38 процентов в пользу валюты США. Представители оргкомитета пытались даже подсчитать, сколько таким образом можно было заработать, исходя из ожидаемой прибыли от продажи билетов в $29 миллионов и доли американских покупателей в 5-10 процентов.

Однако Макгрегор не успел развернуться как следует - его услугами успело воспользоваться около шести сотен человек, которым впоследствии возместили все их лишние расходы. Сам Макгрегор сначала был немедленно отправлен в месячный отпуск по уходу за здоровьем, а потом предстал перед судом. 23 июня 1988 года он был приговорен к пяти годам тюрьмы.

Артем Солодков
РАПСИ

интересно, политика и политики, 20-й век, олимпиада, нравы и мораль, видео, хроника, европа, история, фото и картинки, страны и столицы, скандалы и сенсации, ссср, спорт

Previous post Next post
Up